Башкирский эпос «Бабсак и Кусэк» распространён в двух версиях — кипчакской (под названием «Кусяк-бий») и бурзянской (под названием «Бабсак-бий и Карагулумбет-бий»), которые отличаются противоположной интерпретацией образов главных героев сказания — Бабсак-бия, батыра кипчакского рода, и Каракулумбет-бия, батыра бурзянского рода. В фольклорном произведении описывается жизнь и быт башкир под властью хана Масима, борьба народа с огромным невиданным зверем, напавшего на ханство. Согласно кипчакской версии, Бабсак-бий убивает «зверя», а Каракулумбет-бий, решив присвоить его славу, утверждает что героем является он — но не доказав это, убивает батыра кипчакского рода. Согласно бурзянской версии, в схватке со «зверем» победителем являлся Каракулумбет-бий. Дальнейшие события происходившие в эпосе, отображается в обоих версиях примерно одинаково. После убийства Бабсак-бия и других представителей кипчакского рода, Каракулумбет-бий женится на беременной жене Бабсака, у которой рождается от него сын — Кусэк-бий. Повзрослев, Кусэк-бий, узнаёт о гибели родного отца от матери и чтобы отомстить, убивает Каракулумбета и весь его род. В живых остаётся лишь один мальчик от которого и возрождается бурзянский род. С последним связывают появление новой версии происхождения этнонима «бурзян» (с башкирского «бер йән» — «единственная душа»). Заложенный в обеих версиях сказания идейный смысл одинаков: о недопустимости междоусобных войн и призыв к объединению родов. Эта легенда, сложившаяся примерно в XIV веке, знакома с детства каждому жителю Бурзянского района Республики Башкортостан. С некоторого времени проезжающие в знаменитую Капову пещеру (Шульганташ) могут любоваться красивой стелой на кургане Бабсак-бия, возведенной меценатом М.Х.Юлбарисовым. Согласно легенде убитый Бабсак-бий долго лежал незахороненным на бурзянской земле. Кипчаки горстями приносили землю со своей территории и возвели курган над телом своего предводителя. В середине 50-х годов ХХ века башкирским археологом Мажитовым Н.А. на кургане были проведены раскопки. Очевидцы утверждают, что из кургана были извлечены кости человека очень высокого роста, сабля и кое-какие украшения. Дальше начинается настоящая детективная история. Все находки бесследно исчезли. При жизни Нияз Абдулхакович Мажитов говорил об отправке материалов экспедиции в Ленинград. Учителя-историки нашей школы Аллабердин Д.З. и Ягафаров Б.Г. зимой 2012 года будучи в Санкт-Петербурге искали материалы об экспедиции Н.А.Мажитова в Институте материальной культуры. К сожалению, имевшие некогда место преобразования института, уход из жизни сотрудников, обладавших нужными сведениями и другие факторы не способствовали успеху предприятия.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: