Кольмар (Colmar) — красивый городок в Эльзасе. Это буквально музей под открытым небом, в котором представлены все архитектурные стили — от поздней готики, Возрождения, барокко, рококо, классицизма, ампира, эклектики, стиля модерн, до модернизма и постмодернизма — вне старого города. Однако позднесредневековый Кольмар и Кольмар эпохи Возрождения ценятся за целостность архитектурного ансамбля. История города типична для Эльзаса: Кольмар – французский город с германским прошлым. Возраст Кольмара насчитывает, по меньшей мере, 11 столетий. Упоминания о поселении Colombarium (Голубятня) относятся к концу 9 в., но лишь в 1648 г., после окончания Тридцатилетней войны и подписания Вестфальского мира, Кольмар, как и значительная часть Эльзаса, впервые отошел к Франции. До этого город был значительным немецким культурным центром в верховьях Рейна. Впрочем, не совсем немецким. С середины 14 в. он входил в Лигу независимых городов Эльзаса, что обеспечивало ему относительную свободу от Германской империи.
Население Кольмара невелико: чуть больше 80 тыс. человек, но ему совершенно чужд налет провинциальности. Это элегантный оживленный город с насыщенной культурной жизнью. Не случайно именно в Кольмаре ежегодно, в первые две недели июля, проходит Международный музыкальный фестиваль, которые организует дирижер Владимир Спиваков.
Кольмар считается самым сухим городом Франции. Благодаря особому микроклимату это место идеально подходит для виноделия: по количеству Grands Crus область Кольмара сравнима с Бордо, только вина здесь делают не красные, а белые. Через Кольмар проходит «винная дорога Эльзаса» — популярный туристический маршрут по региону, вокруг которого сосредоточены главные винодельческие деревушки.
Кольмар родина знаменитого скульптора - Фредерика Огюста Бартольди, автора Фигур четырех трубящих ангелов в церкви в Бостоне, Статуи генерала Лафайета в Нью-Йорке, «Фонтана Капитолия» в Вашингтоне, «Бельфорского льва» в Бельфоре, Франция, и др. Самая знаменитая работа – это, конечно же Статуя Свободы, Манхетен, США.
Достопримечательностей в Кольмаре достаточно (музей Унтерлинден с Изенгеймским алтарем, музей Бартольди, Доминиканская церковь с «Мадонной в беседке из роз», район Малнькая Венеция и много еще чего), но, к сожалению, все обойти их мы не могли, поэтому предлагаем вам наш маршрут знакомства с этим городом.
Шаг №1.N48°04.228 E 007°21.189. У перекрестка двух улиц установлен памятник, который (большая редкость!), в отличие от большинства других монументов Кольмара, не был создан плодовитым Бартольди. Секрет в том, что это памятник самому скульптору Бартольди (1834-1904), уроженцу Кольмара, автору Бельфорского льва и статуи Свободы. Торжественное открытие памятника выдающемуся скульптору состоялось в 1907 году в присутствии его вдовы и множества почетных гостей. Памятник создан по проекту ученика Бартольди — Юбера Луи-Ноэля. Пьедестал из розового гранита украшен аллегорическими бронзовыми барельефами. Автор памятника даже не забыл поместить на нем макет самого известного творения Бартольди — статуи Свободы.
Шаг №2.N48°04.270 E 007°21.162. За памятником Бартольди вы видите старую городскую водонапорную башню. Это старейшая и самая красивая из сохранившихся в Эльзасе водонапорных башен. Массивная 54-метровая башня в характерном немецком неоготическом стиле была построена в Кольмаре в 1884-1886 гг. по проекту архитектора Виктора Уэна. Емкость башни составляет 1200 кубометров. Она использовалась по прямому назначению вплоть до 1984 года, когда башню сняли с эксплуатации. В 1993 году здание занесено в список исторических памятников Франции.
Шаг №3.N48°04.608 E 007°21.182. На площади Раппа, со стороны проспекта Республики находится прекрасная карусель (т.н. «Carrousel 1900»), самая большая карусель такого типа (carrousel salon, т.е. с крытым салоном) в Европе. Это настоящий музей «прекрасной эпохи». При карусели работает киоск, торгующий напитками и сладостями.
Кольмарская карусель — это самый большой во Франции «манеж» деревянных лошадок и прочих чудесных зверей. Совершить путешествие в прошлое здесь могут как дети, так и взрослые. Причем это не просто карусель, а настоящее произведение искусства. Внутри салона находятся репродукции 16 картин Тулуз-Лотрека, а также 12 афиш, созданных в 1900 году брюссельскими художниками. Снаружи карусель украшают 20 картин, иллюстрирующих жизнь города Кольмара в «прекрасную эпоху».
Всего карусель насчитывает 80 сидячих мест, из которых 30 приходится на лошадок, а 50 на прочих зверей и птиц, среди которых страусы, курицы, и, конечно, эльзасские аисты. Это грандиозное сооружение весит 38 тонн, имеет 11 м в высоту и 16 м в диаметре. Но главное, разумеется, не масштабы, а удивительная атмосфера, приводящая в восторг и маленьких и больших посетителей.
Шаг №4.N48°04.722 E 007°21.333. Самым знаменитым домом Кольмара является - Дом с головами или Дом голов (La maison des Têtes или по-эльзасски Kopfhüs), расположенный по адресу Rue des Têtes, 19.
Этот оригинальный дом, построенный в 1609 году по заказу кольмарского штеттмейстера, то есть первого магистрата Антона Бургера, в стиле позднего немецкого Ренессанса с богатым скульптурным декором получил столь необычное название благодаря тому, что фасад здания украшают изваяния более сотни гримасничающих рож (его также называют Домом Ста Голов - общее число этих гротескных масок составляет 106). Название «Дом голов» прижилось уже в XVIII веке, а в 1888 году и вся улица получила соответствующее название — Rue des Têtes .
Обратите внимание на великолепный трехэтажный эркер, на котором разместилась основная часть причудливых масок. Богато украшены также косяки и средники окон, ограждение балкона и входной портал. Большая часть «голов» на сегодняшний день отреставрирована.
Обрамленный завитками (волютами) щипец Дома голов увенчан скульптурой виночерпия или бочара выполненной Ф.О. Бартольди в 1902 году. Эта бронзовая фигура с бутылкой вина и стаканом подсказывает нам, что с конца XIX века в здании располагалась винная биржа (Bourse aux Vins), а также ресторан.
Шаг №5. N48°04.648 E 007°21.464. Коллегиальная церковь Св. Мартинаотносится к числу самых интересных и значительных достопримечательностей Кольмара. Жители Кольмара обычно называют эту церковь кафедральным собором, — и площадь вокруг, соответственно, именуется Соборной — хотя епископская кафедра действовала в храме лишь во времена Великой французской революции. Ранее принадлежавший ей статус «коллегиальная церковь» означает, что церковь возглавлял капитул, то есть совет каноников, но не кафедральный (как при епископе и кафедральном соборе), а коллегиальный или коллегиатский (то есть просто при церкви). С начала XIX века это обычная приходская церковь.
Церковь Св. Мартина в Кольмаре — архитектурная доминанта и символ города. Ее характерный силуэт с небольшой башенкой-фонарем заметен практически отовсюду. Она является одним из самых значимых культовых сооружений Кольмара и одной из самых крупных готических церквей в департаменте Верхний Рейн.
Не будем Вас «грузить» большим количеством информации (кому интересна история – прейдите по ссылке в конце текста, не пожалеете), а расскажем про некоторые фрагменты.
Гаргульи — не просто гротескные скульптурные фигуры, но прежде всего эффективная защита стен храма от повреждений. В средние века большинство гаргулий изображались в виде животных, причем выбор того или иного образа всегда был неслучаен, а связан с определенным символическим значением.
На соборе Кольмара вы найдете гаргулью в образе льва, в виде собаки, в виде козлов и др. Но есть здесь так называемые «еврейские свиньи» (Judensäuen). Они представляют собой уничижительный и оскорбительный образ еврея, изображенного в непристойном виде с огромной свиноматкой (свинья считается в иудаизме нечистым животным). Такие скульптуры, изображающие евреев появились в Германии и некоторых странах Европы в XIII веке и были популярны еще несколько столетий. Такие вот ранние антисемитские карикатуры, бывшие традиционными мотивом христианской архитектуры.
Часы на башне. С южнойстороны башню украшают красивые часыс надписью Memento mori, созданные в 1866 году кольмарским часовщиком Урбеном Адамом большим поклонником знаменитого мастера Жана-Батиста Швильге, автора Астрономических часов в Страсбургском соборе. Часы украшают очаровательные уродцы, не уступающие гаргульям по безобразию внешности и изображающие, по всей видимости, каких-то адских прислужников, затаскивающих в геенну огненную проштрафившихся смертных.
Чуть ниже расположены вертикальные аналемматические солнечные часы для определения местного «среднего времени». Это довольно необычные солнечные часы: часы и минуты по ним определить нельзя, да и вообще пользоваться ими можно только в середине дня, в районе полудня.
Шаг №6. N48°04.598 E 007°21.492. Дом Пфистера (Maison Pfister). Этот сказочный дом с обилием настенных росписей находится на углу Торговой (Rue des Marchands, 11) и Галантерейной улицы (Rue Mercière) и является одной из самых известных достопримечательностей Кольмара, настоящим архитектурным символом Старого города. Многие называют это здание самым красивым во всем Кольмаре.
Дом Пфистера прекрасно иллюстрирует вкусы буржуазии XVI века. Он был построен в 1537 году для шляпного мастера Людвига Шерера (Ludwig Scherer), который купил ранее находившийся здесь дом и приказал его разрушить, заменив более современным особняком. Нижний этаж этого великолепного ренессансного дома прорезан аркадами и выстроен целиком из камня, реффахского песчаника, а вдоль верхнего этажа тянется элегантная деревянная галерея, по большей части украшенная росписями. Этажи дома Пфистера соединяет винтовая лестница, расположенная в восьмиугольной лестничной башенке, построенной в 1603 году и увенчанной очаровательной черепичной крышей.
Два верхних этажа соединяет великолепный угловой эркер, увенчанный пирамидальной черепичной крышей. В 1577 году дом был отреставрирован. В 1840 году здание приобрел и отреставрировал некий Франсуа-Ксавье Пфистер (François-XavierPfister), в честь которого сегодня и назван дом (семья Пфистеров занимала особняк с 1841 по 1892 год).
С 1927 года здание объявлено историческим памятником национального значения. В 1971 году состоялась очередная реставрация дома.
По структуре дом считается типично средневековым (нижний этаж был традиционно отведен под торговые площади, верхние — под жилые помещения).
Шаг №7. N48°04.475 E 007°21.559. Крытый рынок Кольмара был построен в 1864-1865 гг. по проекту эльзасского архитектора Луи-Мишеля Больца, который также является автором проекта городского театра. Здание выстроено из кирпича и песчаника с металлическим каркасом, опирающимся на чугунные колонны. Удобное расположение на берегу реки Лаух позволяло огородникам причаливать на своих лодках непосредственно к рынку и разгружать свои продукты прямо у его ворот.
Функциональное назначение постройки в наши дни не изменилось: после реставрации, с сентября 2010 года, здесь снова работает красочный продовольственный рынок.
В нише на юго-западном углу рынка — в 1869 году была установлена бронзовая статуя маленького виноградаря работыФредерика Огюста Бартольди. Скульптура изображает юного эльзасского винодела, который сидит на пеньке нога на ногу, в закатанных по колено штанах. Юноша держит в руках бочонок и, отклонившись назад, вливает в себя остатки вина, утоляя жажду после тяжелого рабочего дня. Справа внизу от мальчика Бартольди поместил садовый нож и виноградные грозди, символизирующие труд виноделов. Слева от паренька уселась трогательная собачка, его верный друг. Поскольку Кольмар является столицей эльзасских вин, это произведение Бартольди местных тружеников винного фронта. С 1986 года оригинал скульптуры находится в кольмарском музее Ф.О. Бартольди, а на углу крытого рынка его заменила копия.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: