4 ноября 1936 года саратовцы узнали, прочитав газету «Коммунист», что «… при театре юного зрителя начал работу театр кукол, поставивший спектакль «Гусёнок». У истоков театра стояли энтузиасты, молодые актёры А. Чижиков, И. Мишин, Н. Потасуев, В. Мацкевич, В. Цедлер, Н. Ершевич, К. Богомазова, А. П. Ларина. Первым художником стала москвичка З. Иванова, а первым художественным руководителем – Н. Чернова. Годы становления театра, годы его детства, были непростые: не было своего помещения, профессиональных режиссёров, художников, актёров, крайне слаба была материальная база. Но рождались спектакли для детей: «Большой Иван» С. Преображенского, «Храбрый портняжка» по сказке братьев Гримм и другие, для взрослых: «Чертова мельница» Я. Дрда, «Прелестная Галатея» и «Божественная комедия» И. Штока.
Во время Великой Отечественной войны, когда многие театры были закрыты, наш перешёл на хозрасчёт. Актёры выезжали в госпитали, на военные заводы и в воинские части с острополитическими концертными номерами, поднимали боевой дух воинов и вселяли уверенность в победе. Рос творческий коллектив театра, в которой пришли артисты Р. Ренц, М. Уступкина, И. Волгин, Р. Готкина, В. Афанасьева, Е. Козакова, Н. Бартенева, Ю. Преображенский. Долгое время в театре работали: художественным руководителем Т. Никитина, художник Ю. Минаев, замечательный скульптор М. Бострэм, концертмейстер и композитор Р. Линович.
В 1959 году театр впервые получил собственное отдельное здание с залом на 300 мест – бывшую лютеранскую церковь, по улице Радищева, 37. В 1967 году театр переехал в новое, построенное специально для него здание с хорошим оборудованием, сценой, мастерскими для изготовления кукол, зимним садом и уютным зрительным залом на 336 мест. Новый дом, новые возможности, новые надежды! Театр стремится разнообразить репертуар спектаклями, разными по тематике и жанру.
Мастера сцены
У куклы велики выразительные возможности, но сценическую жизнь свою она обретает только в руках актёра, мастерство которого, главным образом, и определяет качество спектакля. Не одно поколение сменилось в театре за десятки лет. Сегодня работает интересный ансамбль актёров: И. Подмогильный, А. Усов, С. Усова, Д. Ковдя, О. Черепанова, Р. Сопко, А. Черепанов. Более двадцати пяти лет на сцене «Теремка» опытные кукловоды: А. Александрова, О. Михайловская, Т. Бердникова, Л. Рослякова. В труппе театра 17 артистов-кукловодов. Почётное звание «Народный артист РФ» имеет Т. Кондратьева.
С 1999 года главным режиссёром театра является заслуженный деятель искусств РФ Геннадий Шугуров. Парадокс на сцене, метафора, знак, образ – вот язык, которым мы пытаемся разговаривать со зрителем. Своими постановками, адресованными как детям, так и взрослым, Геннадий Шугуров доказывает, что театр кукол – искусство философское, обладающее своим особым языком.
С 2000 по 2011 год спектакли театра «Новый Пиноккио» Н. Мороз, «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, «Сентиментальное путешествие» Н. Мороз, «Медвежонок, ёжик и другие» С. Козлова, «Пустяки» Г. Шугурова, «Сон в летнюю ночь» У. Шекспира, «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера были отмечены призами и дипломами международных фестивалей театров кукол в Рязани, Краснодаре, Самаре, Воронеже, Волгограде, Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Тегеране (Иран), Старой Загоре (Болгария).
В разные годы театру кукол служили заслуженные артисты Р. Файзулин, В. Резаев, В. Воробьева, Е. Обревко.
Театр Куклы
Это волшебный, собственный мир - одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители - короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты - и сто, и двести, и четыреста лет назад.
Кукла театральная
Это действующее лицо любого кукольного спектакля, персонаж, созданный художниками специально для кукольной сцены. Театральные куклы бывают двух видов - верховые (находятся выше актера) и низовые (соответственно ниже - актер кукольник управляет куклой сверху). Верховые - это перчаточные, тростевые, теневые куклы. Низовые - это марионетки и планшетные куклы.
Перчаточные куклы - это система театральных кукол, надевающихся на руку, как перчатка. У нас эту систему называют еще «петрушки».
Русский петрушка принадлежит к многочисленной семье героев европейской уличной комедии. Он прямой потомок Пульчинеллы, Полишинеля, Гансвурста. Эти герои - ходячие анекдоты. Это горбатые шуты в колпачках, с дубинками в руках, с длинными кривыми носами и улыбающимися физиономиями. Но протяжении более 400 лет Петрушка в красном колпаке , в красной рубахе, оставался любимым героем русских людей.
Тростевая кукла - старинная кукольная система. Ей больше трех тысяч лет. Первыми тростевыми куклами были, видимо, куклы с острова Ява (Индонезия). Позже они попали в Западную Европу - в Австрию и Германию.
Конструктивной основой такой куклы является гапит, проще говоря, - шток, нижний конец которого находится в руке кукловода, а к верхнему тем или иным способом прикреплена шея кукольного персонажа. При выполнении сложных движений ему помогает второй актёр, а иногда тростевые куклы ведут трое и более актёров. Тростевая кукла продолжает оставаться самой распространенной в практике российских театров кукол.
Тканевая кукла - это плоские фигурки, с помощью которых показывают представления театра теней. Яванские теневые фигуры управляются артистами кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола. Шкуру долго выделывают в тонкую пластину (1,5-3мм) желтого цвета, напоминающую пергамент. Потом над пластиной работает мастер резчик. Эта профессия на Яве одна из самых уважаемых. Резчики вырезают силуэты и покрывают их ажурной резьбой. Потом живописцы раскрашивают их, пользуясь только пятью красками: белой, желтой, красной и черной. Затем куклы собираются: к ним приделываются руки, ноги и головы и трости управления. В россии теневой театр появился в начале XVIII века.
Марионетки - аристократки кукольного мира. Эти куклы управляются с помощью нитей. Одни концы нитей закреплены на голове, руках, ногах и туловище куклы, а другие - на ваге. Управляя вагой, актер управляет движениями марионетки. Марионетка - гениальная древнейшая модель человека. Не зря же многие философы всех времен и народов любили смотреть на игру кукол. Платон, беседуя с учениками, брал в руки марионетку и объяснял своим ученикам, что людьми, подобно марионеткам, правят нити Добра и Зла, Добродетели и Порока. Но слушаться нужно только одной нити - золотой нити разума. ("Золотой" называется нить, управляющая головой куклы.) Марионетки - самые популярные в Западной Европе куклы.
Планшетные, или паркетные умеют ходить по полу, по настилу сцены, который называется планшет. Отсюда их название.
Известны разные типы планшетных кукол. Кукольники средневековья, например, поставили куклу на стол и управляли ею с помощью веревок. Есть планшетные куклы, которые управляются не руками, а ногами кукольника. Иногда вместо артиста куклами управляла... лошадь.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: