Три российских города – Воронеж, Казань и Саратов связаны с именем Карла Людвиговича Мюфке – архитектора и талантливого строителя, автора отдельных зданий в Казани и ансамблей в Саратове.
Воронеж – это город детства и юности, зарождение мечты стать зодчим. Казань – годы исканий своего стиля, собственных архитектурных приемов. Саратов – годы зрелого творчества.
О детских и юношеских годах К.Л. Мюфке имеются весьма скудные сведения, преимущественно общего характера, которые не позволяют в полном объеме воссоздать картину первых лет жизни будущего архитектора. Известно лишь, что родился он в Воронеже 30 января (11 февраля) 1868 года в небогатой семье аптекаря-провизора; учился в местной гимназии, после чего, проявив склонность к точным дисциплинам, поступил в Петербургскую академию художеств на архитектурное отделение. В 1893 году, в связи с реорганизацией академии, Мюфке переводится в Высшее художественное училище, которое и заканчивает 27-летним юношей в 1896 году.
Затем последовала годичная заграничная командировка по городам Италии, Франции, Германии и Австрии, во время которой К.Л. Мюфке настойчиво совершенствовал свои познания в архитектурном деле. А с 1897 по 1910 год он постоянно живет и работает в Казани, где благодаря своему искусству обретает довольно большую известность и популярность. С открытием же в Саратове нового университета жизнь и деятельность архитектора навсегда связывается с этим городом.
Благодаря гению Мюфке в Саратове появились два замечательных архитектурных ансамбля: Саратовского государственного университета (4 здания) и клинического городка (3 здания), более известных многих поколениям жителей Саратова как Третья Советская больница.
Помимо творческой работы и руководства строительством, не прекращавшихся на протяжении более чем двадцати лет ни на один день, К.Л. Мюфке занимался педагогической деятельностью. В 1920 году он был избран по конкурсу во вновь открывшемся Саратовском политехническом институте профессором гражданской архитектуры и архитектурных форм. Он читал лекции и руководил практическими занятиями до 1923 года, то есть до закрытия института, оставаясь в то же время на службе в университете. В 1920 году зодчий был также приглашен профессором архитектуры и архитектурного проектирования в Саратовский инженерно-практический институт, где трудился до 1 июля 1924 года. С 1924 года по 1930 год Мюфке работал только в Саратовском университете, где он восстановил и достроил три здания в клиническом городке. В 1923 году им был составлен проект достройки и перестройки здания бывшей Мариинской церкви под фундаментальную библиотеку университета и в 1929 году - проект нового здания библиотеки, для которой было отведено место, занятое ныне зданием научной библиотеки СГУ. В 1930 году Мюфке составил проект дома для экспериментальных животных университета. Проект был утвержден, но строить по нему не удалось. Дальнейшая работа архитектора заключалась в контроле за эксплуатацией зданий университета.
В послереволюционные годы жилось архитектору тяжело, несмотря на его заслуги. Печальными и безрадостными оказались последние дни жизни талантливого, много поработавшего на своем веку архитектора. Возраст и семейные невзгоды давали о себе знать: то и дело донимали всевозможные болезни, да и старых друзей, с которыми бок о бок работал по возведению университетского городка, в Саратове становилось все меньше и меньше. Уединившись в небольшой квартирке самим же построенного из остаточного стройматериала университетских зданий дома по улице Железнодорожной, 23, отдаленно напоминающего архитектуру учебных корпусов университета, К.Л. Мюфке старался хоть как-то свести концы с концами. Время было трудное: в стране — голод, не хватало дров, чтобы согреть даже крохотные помещения. Многие не выдерживали и умирали, кто дома, не в силах встать с постели, а кто прямо на улице. Карл Людвигович, чтобы как-то продержаться и не умереть от голода стал заниматься художественной вышивкой, а потом готовые работы через посредников продавал на рынке. Этим он и кормился в то голодное время.
Директор научной библиотеки Саратовского университета Вера Александровна Артисевич вспоминала:
“В марте 1933 года Мюфке скончался. Это было страшное время. В городе тогда очень часто можно было видеть мертвых, которые лежали прямо на снегу.
К.Л. Мюфке, как и многие другие в ту пору, умер от голода, от сильного истощения...”.
“Похороны были очень простыми, — свидетельствует В.А. Артисевич, — за гробом шли всего три человека: Амброжий Николай Михайлович, химик по специальности, а в то время председатель месткома, Белорусова Александра Михайловна — бухгалтер университета, одна из старейших работников, и я. Больше никого не было”.
Похоронен К.Л. Мюфке в Саратове на Воскресенском кладбище. На могиле его возвышается черный мраморный обелиск, поставленный на средства университета. В 1934 году, в дни празднования 25-летия со дня открытия Саратовского университета, на его зданиях были установлены мемориальные доски, посвященные архитектору-художнику Карлу Людвиговичу Мюфке.
Для Саратова приезд на постоянное местожительство К. Мюфке, дипломированного архитектора-художника, окончившего высшее художественное училище при Петербургской академии художеств, имел особое значение. Столичные архитекторы приезжали в город в связи со строительством отдельных зданий, большей частью особняков. К. Мюфке впервые в истории Саратова создал цельные ансамбли, отличающиеся единством замысла и высоким качеством исполнения.
Благодаря вдумчивости и настойчивости Мюфке, который смог обосновать постройку зданий университета на современном месте, мы можем ими любоваться до сих пор. Сейчас зданий университетского городка уже давно не четыре, но если в советское время часть корпусов были построены просто и незатейливо, то корпуса, появившиеся в постсоветское время, продолжают традиции Мюфке и чем-то похожи на его творения.Точно также увеличилось число корпусов в Третьей Советской больнице, которая именуется сейчас по другому, но первоначальные корпуса служат до сих пор.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: