Еврейский квартал Праги зажат между Староместской площадью и рекой Влтавой. Его история началась в XIII веке, когда еврейскую общину в Праге заставили покинуть свои привычные дома и перебраться в один район, окруженный стеной. Так образовалось пражское еврейское гетто - своего рода город, где евреи обустраивали свою жизнь и развивали свою культуру, не имея таких привилегий, как остальные пражане.
Квартал был назван «Йозефов» в память об Иосифе II, чьи реформы и патент веротерпимости облегчили евреям условия жизни. Нынешний Йозефов – уникальный комплекс еврейских памятников, равных которому Европа не знает. От прежнего гетто остались только 6 синагог, ратуша и знаменитое старое кладбище - они входят в состав второго по величине в мире Еврейского музея.
Синонимами этой части Праги являются две фигуры - писатель Франц Кафка и мистический Голем, созданный рабби Лёвом. В том, что самый маленький пражский квартал с уникальными экспонатами дожил до наших дней, есть заслуга режима Гитлера. Желая создать в Праге экзотический музей вымершей расы, нацисты собрали со всех уголков Европы касающиеся ее предметы.
Итак:
Староновая синагога (N50°05.404',E14°25.115') - одно из знаменитых зданий Праги и, кроме того действующая синагога (она все еще используется в религиозных целях). Особенно ценна восточная сторона святилища, где содержится Тора - Пятикнижие Моисея, которое евреи считают священным. С синагогой связана легенда о Големе - человеке, сотворенном из глины Иегудой бен Бекалелом (рабби Лёвом). Голем был предназначен для защиты евреев и обладал огромной силой. Но, боясь темной стороны Голема, рабби однажды вынул глину у него изо рта и больше не оживил.
Существует две версии относительно происхождения названия синагоги. Первое основывается на переводе с иврита и немецкого словосочетания "Альт нои", как староновая. По этой версии построенная синагога называлась новой или великой, позже в 16 веке, после появления более новых синагог к названию приставили уточнение старо. Вторая версия связывает название с легендой о принесенных ангелами из Иерусалима камнях для строительства храма. Согласно этой версии, условия постройки или "аль най" на иврите заключалось в том, что камни будут обязательно возвращены при необходимости в Иерусалим.
Клаусова синагога(N50°05.396', E14°25.034') - вторая по значимости после Староновой. Это сооружение в стиле борокко было завершено в 1694 году на средства Мордехая Майзеля, главы еврейского города, и названо в честь трех зданий, из которых состояло. Внутри действует выставка старых книг и рукописей на иврите.
Рядом с Клаусовой синагогой находится памятник мирового значения - Старое еврейское кладбище(N50°05.431',E14°25.017'), где самое древнее надгробие датировано 1439, а самое новое – 1787 годом. Здесь похоронены многие выдающиеся личности: например, придворный банкир Рудольфа II и меценат Мордехай Майзель, а также религиозный мыслитель и творец Голема Иегуда бен Бекалел. Изначально пражским евреям запрещалось хоронить своих родственников вне гетто. Приходилось приспосабливаться и погребать умерших на месте уже существующих захоронений. Когда место на кладбище заканчивалось, сверху насыпали новый слой земли, хоронили, а прежние надгробия переносили выше. С годами еврейское кладбище превратилось в своеобразный «слоеный пирог», усыпанный могильными камнями. Сегодня на кладбище насчитывается 12000 надгробий и 80000 могил – и все это в 12 слоях. Кладбище исправно служило гетто без малого 300 лет, пока в XVIII веке его не закрыли для погребений. Справа от входа на кладбище стоит здание в неороманском стиле - бывший Церемониальный зал Пражского Похоронного братства в котором раньше располагался морг и ритуальный зал.
Тот же Майзель построил в XVI веке в квартале частную синагогу, получив разрешение от императора Рудольфа II, которому еврей ссудил денег на войну с турками. Майзелова синагога(N50°05.327',E14°25.130') славилась ренессансной красотой, но после частых пожаров приобрела неоготический облик. Синагога была возведена на этом месте в 1590-1592гг. и была настолько красива, что, по свидетельствам современников, все евреи Чехии и Моравии съезжались в Прагу, чтобы взглянуть на это роскошное здание. О его богатом внутреннем убранстве ходили совершенно немыслимые слухи. Однако, пожары, довольно часто случавшиеся в пражском гетто, не пощадили эту красоту, и до наших дней синагога дошла в совершенно непохожем на первоначальное величие облике. Сейчас оно не используется как молитвенный дом, а служит хранилищем экспонатов Еврейского музея и помещением для выставок.
Отголоски кровавой истории хранит Пинкасова синагога (N50°05.354', E14°25.024') основанная в 1479 раввином Пинкасом. Она несколько раз перестраивалась, потому что здание страдало от разлива Влтавы. В настоящее время интерьер синагоги служит мемориалом жертвам нацистских преследований. Стены здания исписаны именами 77297 евреев, а второй этаж усеян рисунками детей-узников концлагеря Терезин.
Самой молодой из всех синагог города является Испанская синагога(N50°05.422', E14°25.253') – она была основана в 1868 году. Название синагоги объясняется последней реконструкцией, во время которой в интерьере стали преобладать мотивы из испанского мавританского дворца Альгамбра. Перед входом в синагогу возвышается скульптура Франца Кафка - человек верхом на пустом костюме. Не до конца понятно, что имел в виду скульптор Ярослав Рон, создавая эту скульптуру, но дух кафкианского тревожного абсурда он воплотил в памятнике очень точно.
Еврейская ратуша(N50°05.383',E14°25.114') Рядом со Староновой синагогой расположена Еврейская ратуша – бывший административный центр общины. Это здание не единожды горело, и тот внешний вид, что представлен сегодня, был создан в стиле рококо в XVII веке. На фасаде ратуши установлена пара часов: одни - обычные с римскими цифрами, а другие – еврейские. Обратите внимание - они идут в обратную сторону! А всё потому, что на иврите слова читают справа налево, так что и стрелки часов движутся в обратном направлении
Улица Парижска. Сегодня здесь находится множество дорогих бутиков, но ещё в середине XIX века этой улицы даже не существовало. Первые еврейские поселения появились в Праге еще в X веке, на левом берегу Влтавы, там где сейчас располагается район Мала Страна. Здесь же - на правом берегу, евреи появились в XII веке, вероятно, потому что были изгнаны с левого берега. В те времена этот район был вовсе не центром Праги, как сейчас, а её окраиной. Но что важно, именно здесь, по улице Широка, проходил торговый путь, соединявший северные города Испании и Киевскую Русь. Торговля здесь шла оживленная, и считается, что именно еврейские купцы стали первыми «осевшими» в Праге представителями этой национальности.
Внимание!!! Если есть желание посмотреть все эти объекты внутри - везде вход платный:
Входные билеты во все объекты Еврейского музея в Старом Городе: взрослые – 480 крон дети 6–15 лет, студенты – 320 крон, дети до 6 лет – бесплатно Есть отдельные билеты в интересующие Вас объекты, но если брать несколько билетов то выйдет дороже, чем один комплексный, все цены не помню, узнавайте на месте.
Вопросы к тайнику, составлялись так, что Вам не придется тратить деньги на билеты.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: