Казалось бы, ну, паровоз и паровоз - таким памятником никого в России не удивишь: старые паровозы украшают собой привокзальные площади по всей России. Но этот паровоз особенный! От других таких же памятников-паровозов его отличают две вещи: узкая "капская" колея 1067 мм и японское происхождение.
До Русско-японской войны 1904-1905 годов транспортные связи Сахалина представляли собой размываемые дождями вьючные дороги и тропы. Первая железная дорога была построена в конце 19 века на одной из угольных шахт острова, а движущей силой на ней были сами строители. Развитие же сахалинской транспортной сети было обусловлено периодом японского владения южной частью острова (губернаторство Карафуто): с 1905 по 1945 годы население Карафуто выросло с 40 до 400 тысяч человек. Основная линия расселения пролегла вдоль старой дороги от поста Корсаковского (Отомари) до Стародубского (Найбучи), между которыми стала расти и столица Карафуто – Тоёхара (бывшая Владимировка, а ныне Южно-Сахалинск).
В начале 1907 года стальным путём были соединены Тоёхара и Отомари. Ветка имела ширину колеи 600 мм и выполняла военно-полевые функции: стройкой заведовало военное правительство со своими стандартами, а поезда по ней водили маленькие немецкие паровозы. Но уже весной 1907 года первая железная дорога быстро изменилась: была продлена до порта Отомари, стала возить пассажиров и вскоре была переделана на более широкую (в Японии была принята английская южноафриканская колея) колею в 1067 мм. Всего за 40 лет японцами были построены сотни километров путей, протянувшихся от Корсакова на юге до 50-й параллели.
Сейчас на Сахалине опять ожидаются перемены: колея железной дороги между вновь укладываемыми рельсами, как и прежде, составляет 1067 миллиметров. Однако снаружи уже оставлено место для увеличения ширины колеи до российского стандарта - 1520 миллиметров. Реконструкцию планируют закончить в 2020 году.
Паровозы серии D51 строились в Японии с 1936-го по 1951-й годы. Несколько таких паровозов отступающие японские войска бросили в 1945-м году, и после войны они продолжили работать на железных дорогах острова. В 1948 году Япония и СССР подписали контракт на поставку 30 паровозов D51, 20 пассажирских и 310 грузовых вагонов. Общая сумма контракта составила 3,8 миллиона долларов.
Паровозы D51 перевозили грузовые и пассажирские составы до 1979 года. Некто Юрий Порошков, работавший машинистом локомотива, отмечает: «Японские паровозы были надежнее американских, которые использовались в то же время. Я получал удовольствие, ведя состав по горной дороге». Однако после того, как в строй вошли дизельные локомотивы российского производства, японские паровозы постепенно вывели из эксплуатации.
По материалам сайтов rusbestrailways.ru, www.asahi.com и других.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: