Единственный в мире Дом-музей Велимира Хлебникова мог бы поспорить с лотосами, осетрами и кремлем за звание главного символа и достопримечательности Астрахани. Пожалуй, не только из-за своего культурного значения, но и из-за того удивительного духа творчества, которое по-прежнему царит здесь.
В этом старинном особняке век назад, с 1914 по 1931 годы, жил со своей семьёй один из основателей Астраханского биосферного заповедника Владимир Алексеевич Хлебников. Его сын Виктор, известный миру как Велимир, ставший впоследствии одним из крупнейших деятелей русского авангарда и самонареченным «Председателем земного шара», жил здесь до 1919 года, вплоть до своего отъезда из Астрахани.
Но несмотря на то, что с этого события прошло без малого целое столетие, вековая пропасть совсем незаметна. Нынешние обитатели особняка – его сотрудники — смогли сохранить особый дух, который здесь называют Аурой Хлебникова. Да и сами они во многом родственны мироощущением с поэтом, — отмечают многочисленные туристы, некоторые из которых едут в Астрахань только ради этого места.
Музей наибольшего — по мнению лингвиста и литературоведа Романа Якобсона — мирового поэта двадцатого века открылся накануне его 108-го дня рождения, 19 октября 1993 года. Статус Дома-музея приобрела бывшая квартира родителей Велимира в доходном доме Поляковых 1909 года на Большой Демидовской улице (ныне улице Свердлова, 53).
Погружение в особый мир поэта начинается у самой двери – высокой, старинной, узорчатой. Музейное пространство делится на две части: мемориальную и выставочные залы. Мраморная лестница с коваными перилами ведёт в привычную, будничную жизнь, где находятся обычные жилые квартиры.
Посетители музея ходят по паркету из темного дуба, по которому в задумчивости мог вышагивать поэт. В поразительных интерьерах с изразцовыми голландскими печами и лепниной на потолке.
В музее находится более 3 тысяч экспонатов – причём здесь собрано огромное количество вещей, помнящих Велимира: его ручка и карандаш, солдатский сундучок, галстук, подаренный Маяковским, прижизненные издания и автографы.
Экскурсия по музею начинается знакомством с родословной астраханской семьи. Многие Хлебниковы были выдающимися людьми, купцами и меценатами. В городе сохранились особые, «хлебниковские» места.
Харлампий Николаевич Хлебников, дядя поэта, был губернским предводителем астраханского дворянства. Другой дядя – Пётр Алексеевич – профессором Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга. Мать Велимира – Екатерина Николаевна Хлебникова (урождённая Вербицкая) – училась в институте благородных девиц, знала три иностранных языка, музицировала на фортепиано. Отец поэта – Владимир Алексеевич Хлебников – первый директор Астраханского заповедника в дельте Волги. Во многом благодаря родителям Хлебниковы обрели любовь к прекрасному, к природе и познанию окружающего мира.
Гостиная Хлебниковых встречает посетителей практически в том же виде, в каком она была при жизни хозяев этого дома. Сюда вернулись предметы обихода, фамильная мебель, семейная библиотека. Все эти вещи передал в дар музею племянник поэта, народный художник России Май Митурич-Хлебников. Каждая вещь имеет свою историю. В зале собраны вещи Владимира Алексеевича Хлебникова: ручка, зеркальце, кавалерийский гребень, чернильница, щипцы, стаканчик для хранения карандашей с изображением дракона, таганок, футляр от мозеровских часов, приспособление для крепления бумаги в форме лиры, инструмент для набивки чучел птиц.
Здесь же – зелёная чашка, которую Велимир подарил своей маме, и портрет отца, который Вера Хлебникова преподнесла Владимиру Алексеевичу. А также свидетельство Сестры Красного Креста Екатерины Николаевны Вербицкой. Окончив курсы сестёр милосердия, она ушла на русско-турецкую войну выхаживать раненных солдат, а позже стала участвовать в работе «Народной Воли», революционного общества по борьбе с царизмом.
Следующий зал – это комната Веры Хлебниковой, где известная художница прожила восемь лет – с 1916-го по 1924 годы. До этого она обучалась художественному мастерству у К.Ф. Юона, Я.Ф. Ционглинского и К. ван Донгена. Посетители увидят здесь работы художницы и её личные вещи, например, этюдник и японскую гуашь, детские и юношеские акварели Веры, с которыми Велимир никогда не расставался. На стенах – рисунки: «Набережная Кутума», «Девушка с лебедем» и «Орфей в аду», который сделан по просьбе любимого брата.
Наконец, «Комната Велимира», пожалуй, самая таинственная – вызывает у посетителей наибольший интерес. В ней говорят даже стены. В 2013 году проект Дома-музея «Голод пространства, или Комната Велимира» (руководитель – М.В. Емелина, заместитель директора картинной галереи) стал победителем грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» благотворительного фонда В. Потанина, в номинации «Технологии музейных экспозиций».
Благодаря этому экскурсии видоизменились: теперь о творчестве и идеях будетлянина посетители могут узнать не только от экскурсовода, но и самостоятельно. Достаточно лишь навести мобильное устройство на экспонат или стены с фрагментом рукописи, математическим примером, и с экрана зазвучат строки произведений Хлебникова, рассказы о его поисках «закона времени», демонстрация видеофрагментов по произведениям Велимира. Такое новшество есть только в нескольких музеях страны.
Комната отражает дух поэта и в некотором смысле его образ жизни. Велимир Хлебников много скитался и всегда в этих странствиях его сопровождали черновики, обрывки и лоскутки его стихов. Имитацию этих разбросанных стихов воссоздали в комнате. Из личных вещей поэта здесь – солдатский сундучок, где он хранил свои рукописи, деревянные фигурки из Сергиева Посада.
Идея пятого зала («Зал Велимира») – место поэта в мировой литературе. На стенде – стихи будетлянина на английском, немецком, французском, итальянском, польском и многих других языках, прижизненные издания, в том числе экземпляр «Вестника Велимира Хлебникова № 1», личный экземпляр поэта.
Дальше гости музея могут узнать, как завершилась земная жизнь поэта. В мае 1922 года Хлебников собирался приехать в Астрахань. Но друг, художник Пётр Митурич, уговорил его посетить деревню Санталово Новгородской губернии. Эта поездка оказалась для поэта последней. В Санталово он заболел и 28 июня 1922 года скончался. Митурич запечатлел последние дни Велимира в своих рисунках. Хлебников был похоронен на кладбище деревни Ручьи.
В 1961 году прах «Председателя земного шара» был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. В изголовье его могилы – «каменная баба», сквозной образ его стихов и поэм.
Завершает мемориальную часть музея светлая и просторная «Хлебниковская веранда», ставшая, можно сказать, самостоятельной точкой в культурной жизни Астрахани.
В другой части Дома-музея находятся выставочные залы, где представлена живопись Веры Хлебниковой, графика её мужа Петра Митурича и их сына Мая Митурича, а также графика современного калмыцкого скульптора и художника Степана Ботиева.
Именно он создал памятник Велимиру Хлебникову на месте рождения поэта в калмыцком селе Малые Дербеты (тайник "Степной человек")
В музейной библиотеке собраны русские и зарубежные издания произведений поэта, раритетные сборники 20-х и 30-х годов, аудио- и видеотека о его жизни и творчестве, книги и журналы, посвященные «Королю Времени», как называли Велимира Хлебникова еще при жизни.
Библиотека объединяет хлебниковедов Астрахани с учёными всего мира. За историю музея здесь было издано 11 книг и более 150 статей. В музее есть своё издание – уже двадцать лет выпускается независимая газета «Хлебниковская веранда», известная далеко за пределами России.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: