Первоначально церковь была устроена как домовый храм в помещении клинского тюремного замка и освящена в честь святителя Тихона Задонского Чудотворца. Выбор святого покровителя храма не был случайным: при жизни свт. Тихон Задонский помогал сирым и обездоленным, особенно он любил посещать заключенных в тюрьмах, поддерживать их и наставлять в слове Божием.
По Божиему промыслу, спустя сто двадцать пять лет эту церковь освятят в честь Святителя Тихона Патриарха Всероссийского Исповедника, чьим небесным покровителем являлся Святитель Тихон Задонский. Скромность, простота и кротость, смирение патриарха Тихона ставило его в один ряд со святителями древности. Как и его небесный покровитель, он был строг к себе, и любовно снисходителен к слабостям других. Оба святителя при жизни были почитаемы своим народом с благодарной любовью и благоговением.
Освящение храма святителя Тихона Задонского Чудотворца.
5 февраля 1864 года последовал указ «Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода синодальному члену Преосвященному Филарету Митрополиту Московскому… разрешить устройство предполагаемой церкви». Домовый храм был освящен протоиереем московского кафедрального Архангельского собора Петром Покровским.
В 1907 году стараниями его настоятеля отца Сергия Щедрова, ктитора Сергия Воронкова был заложен, а 18 октября 1909 года освящен отдельный каменный однопрестольный храм, который приписали к Троицкому собору. Храм свт. Тихона возвели по проекту архитектора В. О. Шервуда (1858-1899), автора проектов Казанского собора в Шамордино, Крестовоздвиженского храма в Дарне (Подмосковье), церкви свт. Николая на Мясницкой улице в Москве.
Архитектура храма принадлежит к стилю модерн, его русскому направлению. Стилизован храм под древнерусское зодчество XVI века. В нем заметны отличительные черты новгородской архитектуры – монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности, а также и черты московской школы, выраженные в легкости колокольни, кокошниках, украшающих четверик. Кирпичное здание церкви состоит из двухсветного четверика – собственно храма, граненой апсиды с востока, трапезной с невысокими крыльцами, притворами с севера и юга, и колокольни с запада. Четверик увенчан барабаном и главным куполом. В целом объем храма представляет динамическую композицию, устремленную ввысь, это позволило использовать скромный декор: лопатки, карнизы, пояски из ниш, резные кресты, украшавшие углы четверика.
Здание нового храма было построено за пределами тюремного замка, к северо-востоку от него. Храм расположен алтарем на восток под углом к улице Тихая, таким образом, его главный фасад развернут в сторону въезда в город со стороны Волоколамска. С пригорка, где проходила Скорбященская улица, в то время тракт, ведущий к главному храму города Троицкому собору и торговым рядам (ныне ул. Литейная), открывался замечательный вид на Тихоновский храм, украшенный шатровой колокольней.
Освящение храма свт. Тихона Задонского года возглавил епископ Серпуховской Анастасий (Грибановский), будущий глава Зарубежного Синода Русской Церкви, 18 октября (31 октября по новому стилю) 1909 года.
Революция 1917 года.
Первыми жертвами начатой борьбы против Церкви стали зверски убитый в Царском селе в октябре 1917 г. протоиерей Иоанн Кочуров (ранее служивший вместе с Патриархом Тихоном в Америке) и расстрелянный в Киеве в январе 1918 г. митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). В феврале 1918 г. Патриарх Тихон выпустил резкое по тону послание, в котором отлучил от церковного общения всех проливающих невинную кровь и призвал всех верных чад Церкви встать на ее защиту. Началась компания по изъятию церковных ценностей. Святитель Тихон неоднократно подвергался арестам, с мая 1922 года он был заключен под стражу в Донском монастыре, против него готовили судебный процесс с обвинением в «контрреволюционной деятельности», какие были уже проведены в Москве и Петрограде над лучшими сынами Церкви Православной, принявшими мученический венец.
Из воспоминаний жителя города Клин А.С. Назарова известно, что в 1918 году здесь произошло восстание против советской власти. Как свидетельствует А. Назаров, сын и владельца кожевенного завода, о рабочих завода у него сложилось очень хорошее впечатление: «Лишь единицы из их среды, не желающих работать, приняли советскую власть. У остальных «по поводу революции было какое-то недоуменное отношение, и обязанности «революционных рабочих» ими исполнялись очень неохотно».
«Это стало поводом для восстания. Началось оно стихийно. Народ, возмущенный деяниями местных большевиков, в сильном возбуждении двинулся к Совдепу, где задержал Дорошенко и других комиссаров, затем – к тюрьме с требованием освободить арестованных. Не было произведено ни одного выстрела, не совершено ни одного мародерского акта, народ кричал: «Христос Воскресе!», на колокольнях били в набат. Напуганные красноармейцы из охраны Совдепа и тюрьмы разбежались, надзиратели освободили всех арестованных коммерсантов. Однако восстание окончилось в буквальном смысле слова ничем: возмущенная толпа рассеялась, а комиссары снова заняли свои места в Совдепе. Вернувшись на свои места, комиссары арестовали зачинщиков восстания. Без суда был расстрелян ктитор храма свт. Тихона купец Сергий Воронков. Над остальными зачинщиками, в том числе над Александром Назаровым, в Москве был устроен показательный суд, на котором их приговорили к разным срокам заключения. Уже приговоренный к расстрелу, он чудом остался жив». Позже он эмигрировал, оставив воспоминания о событиях 1918 года, произошедших в Клину.
Много лет прошло до времени возрождения церкви святителя Тихона в г. Клин. В 30-е годя в здании бывшей тюрьмы, прилегающих строений и церкви свт. Тихона, предварительно разрушив ее лавку и колокольню, устроили общежитие работников завода «Химлаборприбор». Здесь были и стеклодувные мастерские, ближе к реке Сестре разместили красные казармы. В 1960-е годы храм приспособили под склад, а здание бывшей тюрьмы населили жильцами. Со временем на святом месте воцарилось запустение.
В 1989 г. остов храма и полуразрушенное здание тюрьмы были переданы церковной общине во главе со священником Анатолием Фроловым. Благодаря духовному подъему прихожан, помощи жертвователей в целом храм был восстановлен за три года. Верующие клинчане вместе со своим пастырем радостно переживали начало духовного возрождения Церкви — второе крещение Руси.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: