Петрушкин разъезд [TR/19881]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Замечательные люди
Прогулка
Размер: Микро
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Татарстан респ.
Ближайший нас.пункт
Казань
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
4.65Рекомендаций: 2Нашли: 63
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Фиатра
Создан: 06.04.2017
Опубликован: 12.04.2017
(отредактирован: 12.05.2022)
Компаньоны: crazytosser, Маури

Описание окружающей местности

     Многие в Казани слышали про Петрушкин разъезд. Это площадь на перекрестке улиц Клары Цеткин, Адмиралтейская и Милицейская, где раньше разворачивался трамвай №1. Оказывается, ни к знаменитой кукле-скомороху, ни к полезному огородному растению это название не имеет никакого отношения. Так звали лошадку, которая в «дотрамвайную» эпоху разворачивала на том же самом месте вагончик конки, пока у основных лошадей была «пересменка». Хотя, на самом деле, Петрушка была не одна. Так по традиции, называли всех лошадей, работающих на этой должности за все время существования казанской конки.

     На улице Клары Цеткин, около ТК «Петрушкин двор» установлен памятник лошади-трудяге «Петрушке», которая в 70-х годах XIX века дежурила на разворотном кольце казанской конки.

     А появился в Казани трамвай в 70-х годах XIX века. Вагончик, запряженный парой лошадей, ходил по рельсам от Большой Проломной (ныне Баумана) мимо вокзала по дамбе  до Устья в Адмиралтейской слободе и обратно.

     «Внимание! Следующая остановка «Петрушкин разъезд», - так до 1900 года объявлял вагоновожатый или кондуктор конки последнюю остановку перед пристанью.

     Название «Петрушкин разъезд» берет свои корни с тех времен, когда здесь, в Адмиралтейской слободе, находился отрезок оной из самых длинных линий конки. Этот участок был примечателен тем, что лошадям приходилось преодолевать подъем, осложненный поворотом. Особенно много затруднений этот отрезок вызывал в период навигации, когда, вагоны были заполнены пассажирами.

     На «конечной» был крутой спуск и подъем, поэтому в Петрушки брали только самых сильных и трудолюбивых лошадок. Местные жители очень их любили, жалели и всегда подкармливали.

     В связи с этим здесь всегда держали пристяжную лошадь, которую в качестве помощи впрягали под горой и выпрягали наверху. Эту лошадь прозвали «Петрушкой», а место - «Петрушкин разъезд».

     Но почему же именно «Петрушка»? Все благодаря «нарядам» лошадей в то время, которые создавали так называемую «рекламу» для сада Густава Тальквиста, который специализировался на городских увеселениях. Сад носил имя «Тиволи» и был учрежден в 1889. Там в качестве заводил выступали петрушки, и пристяжных лошадей тоже наряжали в такие же костюмы.

     Здесь уставшую пару лошадей, тянувшую двухэтажный вагон из центра города до Адмиралтейской слободы, выпрягали, а на ее место впрягали другую, которая отправлялась в обратный путь. А Петрушка должен был развернуть вагон перед сменой лошадей. Учитывая, что на кольце были крутой спуск и подъем, работу у него была тяжелая. Шли годы, лошади на разворотном кольце менялись, но кличка Петрушка сохранялась за всеми. А вскоре казанцы назвали в честь Петрушки и сам разъезд.

     - Лошадь жила в специальной конюшне близ разворотного кольца, вместе с другими лошадьми, обслуживавшими конку, и никогда не покидала разъезда, - рассказывает казанский краевед Георгий Мюллер. - С утра до вечера она под навесом ожидала прихода конки. Проходили десятилетия, лошади менялись, а кличка Петрушка сохранялась за всеми. Казанцы Петрушек любили и жалели, ласкали и подкармливали.

     А вот саму конку и рельсы, по которым Петрушка ходил, горожане, к слову, ругали за то же, за что сегодня их потомки ругают общественный транспорт и дороги: за низкие скорости, плохое качество дорожного покрытия и дороговизну.

     Вагоны конки были двухэтажными, места в них двух видов: внизу закрытые, наверху открытые, продуваемые всеми ветрами. Проезд из конца в конец в закрытом вагоне стоил 15 копеек, наверху - 5. А на 20 копеек можно было купить фунт (0,41 кг) говядины, на 25 - фунт сливочного масла. Но альтернативного транспорта тогда не было, а пассажиропоток на конке рос. С октября 1875 года по октябрь 1876-го выручка конки составила неплохую по тем временам сумму - почти 59,4 тысячи рублей, а в следующем году - уже 63,7 тысячи. Впрочем, какой бы ни приносила конка доход, Петрушке от этого не было ни жарко, ни холодно.

     - Для Адмиралтейской слободы Петрушка - такой же исторический бренд, как и вековой труженик буксир "Волгарь", много десятилетий курсировавший между Верхним Услоном и Старым Устьем, или как легендарная галера "Тверь", на которой в Казань прибыла Екатерина II, - говорит Георгий Мюллер. - Петрушка стоит того, чтобы его увековечили! Он заслужил это не меньше, чем, например, водовоз с лошадкой, скульптура которого несколько лет назад украсила улицу Горького в районе Водоканала. И, представьте, человек, который решил поставить на свои личные средства памятник лошадке-труженице, в Казани нашелся! Это генеральный директор расположенного как раз на Петрушкином разъезде подшипникового завода Даниал Бикмухаметов. 

     Макет памятника лошадке-трудяге был разработан в 2011-м. Из бронзы скульптуру отлили в 2014-м, тогда же установили на месте Петрушкиного разъезда. Кстати, меценату скульптура обошлась в кругленькую сумму - 2 млн рублей. Но об этом Бикмухаметов не любит говорить.

     Вначале Петрушку изобразили задорным красавцем - орловским рысаком. Посмотрел-посмотрел на него Бикмухаметов, да и забраковал: "Не похож! Петрушка был труженик, простецкая коняга, чем, собственно, и остался памятен потомкам". Лошадку сделали попроще, она устало наклонила голову.

     Скульптором бронзовой лошадки стал художник Рустам Габбасов. Для изготовления изваяния животного было затрачено 2 тонны бронзы. Он же сделал последние штрихи к композиции - слепил хомут и упряжку, соединяющую лошадь с вагоном и скульптуру кучера.  

     Однако после установки памятник долгое время не открывали, спрятав Петрушку под целлофановой «попоной». Оказалось, автор идеи Даниал Бикмухаметов решил, что без вагона конки памятник рабочей лошади выглядит незаконченным. Он вступил в переговоры с казанским Метроэлектротрансом. Но там отказались отдавать в Кировский район единственный уцелевший двухэтажный вагон конки. Вместе с другими ретровагонами он стоит сейчас на улице Петербургской, напротив  центрального офиса Метроэлектротранса.

     - А зря, ведь именно отсюда — из Адмиралтейской слободы - начинался первый в истории Казани трамвайный маршрут, - не согласен с таким решением транспортников Бикмухаметов. 

     В итоге ему пришлось искать вагон конки по всей России. Звонил в Москву, Самару, Нижний Новгород, Астрахань...  И везде слышал отказ: мол, у самих нет. А в июне неожиданно получил положительный ответ из музея электрического транспорта Санкт-Петербурга, где всего за 100 тысяч рублей предложили выкупить платформу вагона старой конки.

     - Я тут же на радостях перечислил деньги, и через день мне ее доставили на грузовике в Казань, - рассказал Бикмухаметов. - За  рабочими нашего завода дело не стало: все отремонтировали, покрасили. И вот Петрушка — с долгожданным вагоном!

     Кроме скульптуры на этом пятачке должны появиться клумба и скамеечки: "Пусть там свидания назначают, как когда-то, когда около живого Петрушки молодые люди знакомились".

     Источники:

http://nik-rech.narod.ru/album_kazan_dostoprim/petrushka/index.htm

http://www.iske-kazan.ru/53-pervaya-konno-zheleznaya-doroga

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Синяя Птица (03.03.2024 13:02:56)
Найден во время прогулки по городу
RaFaeL (06.01.2024 14:21:34)
Нашёл тайник 04.01.2024
Семья Тумановых (05.01.2024 14:33:17)
lmi (06.12.2023 16:02:54)
west_coast (05.11.2023 21:27:42)
Лиса и Алиса (25.10.2023 18:40:54)
Tano_Korridi (13.08.2023 18:04:19)
Steelrat🐭 (06.08.2023 12:02:27)
Dimkas (09.10.2022 13:13:04)
banderaz (30.06.2022 17:39:15)
АнТАнОл (13.06.2022 09:13:24)
Dianchik03 (22.05.2022 16:42:24)
MilesGuia (21.05.2022 16:38:13)
Das Boot (01.05.2022 23:53:08)
Detroit (05.02.2022 19:23:39)
Vlad374 (07.01.2022 18:39:08)
Вуки (02.01.2022 20:21:38)
zepr (29.09.2021 12:27:12)
Simba (16.09.2021 12:42:57)
RuNi (06.06.2021 15:22:10)
Звезда (05.06.2021 23:12:20)
Йети (30.05.2021 13:35:12)
Zlodey (15.05.2021 19:46:43)
Solo (20.04.2021 06:18:56)
Sergio79 (04.04.2021 15:21:28)
Пуда (25.12.2020 07:33:16)
Garay (20.12.2020 15:14:28)
Инструктор (23.08.2020 21:58:47)
Aleslav (10.08.2020 17:39:47)
HunterLip (17.06.2020 21:16:00)
Pachita & two (11.02.2020 12:20:27)
celena_spb (11.12.2019 15:52:48)
Nadinn (04.08.2019 13:53:10)
Емеля (02.08.2019 22:26:35)
MaxiLeo (22.07.2019 06:59:19)
Sandiki (04.06.2019 08:47:27)
VeStAlKa (21.04.2019 16:21:24)
Vils (11.03.2019 16:56:15)
IVasi (31.01.2019 06:17:48)
Santa (16.01.2019 14:21:27)
SlavaSD (10.11.2018 21:35:14)
delia и shimp (06.09.2018 10:48:55)
Maxmydishe (02.09.2018 13:13:26)
Катёнка (25.08.2018 10:20:56)
Проезжал мимо (23.08.2018 13:49:12)
Ady999 (14.08.2018 20:03:19)
mr_bo (05.08.2018 01:04:29)
ivah1 (26.04.2018 21:19:04)
tami (09.03.2018 22:14:13)
Max&Ko (01.03.2018 14:25:06)
ds33 (27.02.2018 21:01:01)
Sirena (31.01.2018 21:11:34)
Rogneda (12.01.2018 20:37:43)
DЖексон (26.12.2017 11:20:42)
Сергей Б. (23.07.2017 09:05:23)
Байдерины (07.07.2017 22:51:07)
Lepoli (30.05.2017 00:07:10)
Proper (16.04.2017 18:50:21)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.