«Мосты важнее, чем дома, они более святы, чем церкви, потому что сильнее объединяют. Они принадлежат всем и всем в равной мере приносят пользу, они возводятся именно в тех местах, где сходится множество человеческих потребностей, они долговечнее других строений и никогда не служат какой-то скрытой или злой цели». (Сербский писатель Иво Андрич)
Мост через реку сближает противоположные берега и живущих на них людей. Этот символ единения глубоко укоренился в нашем сознании и в языке. Мы говорим «наводить мосты», имея в виду, наладить отношения, подружиться; или, наоборот, — «сжечь за собой мосты», то есть исключить любую возможность отступить, изменить свое решение.
Многие тысячелетия назад люди заметили, что проще перейти ручей по стволу упавшего дерева, соединившего случайно противоположные берега. Позже стали уже специально срубать деревья для укладки примитивных мостов. Их делали из распиленных бревен или из больших плоских камней, брошенных в воду. Это были предшественники современных мостов, которые то перекидывают дороги через глубокие долины, то элегантно парят над реками и проливами.
При строительстве дороги из Симферополя на Южный берег Крыма помимо самой дороги, рабочие строили инженерные сооружения – мосты, виадуки, подпорные стены и почтовые станции. Устанавливали верстовые столбы, фонтаны, беседки, павильоны, домики для ремонтеров.
Началось все в 1820 году, когда только что назначенный генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии граф М. С. Воронцов занялся инвентаризацией земель присоединенного к империи крымского полуострова. Граф владел обширными земельными угодьями, но их освоение и заселение Южного берега, несмотря на всю климатическую и природную привлекательность, проходили туго. Дело в том, что Южнобережье с остальным полуостровом связывали труднопроходимые горные тропы, причем некоторые из них нельзя было осилить даже верхом. Всего в ту пору насчитывалось около 20 километров дорог, по которым можно проехать на экипаже. Это короткие участки из Симферополя в сторону Алушты и от Севастополя до Байдар.
В 1821 году Таврический гражданский губернатор А. Н. Баранов направляет правительству докладную записку о проекте обустройства путевого сообщения с Южным берегом, где говорится, что эта плодородная, обширная, благоприятная в климатическом отношении область Тавриды полностью потеряна из-за отсутствия дорог.
В 1824 году Министерство внутренних дел Российской империи утверждает проект прокладки дорог.
Сначала строительство дорожных путей было поручено солдатам Козловского и Нашенбургского пехотных полков под руководством военного инженера подполковника Шипилова. Дорога проходила по сложному рельефу и на многих участках приходилось подпирать склоны крепидами и сооружать мосты через горные реки, которые на момент строительства были более полноводными.
В 1826 году построили первый участок дороги – от Симферополя до Алушты, затем – отрезок, соединяющий Алупку и Ялту.
В 1832 году было разрешено кроме солдат на строительство дороги от Алушты до Ялты принимать вольнонаемных рабочих. А в 1840 году в затянувшейся на десятилетия стройке начали участвовать и заключенные симферопольской арестантской роты №2.
Сейчас, когда едешь в Ялту и помыслить трудно, в каких условиях начинали здесь прокладывать пути к цивилизации – иначе как каторжными их не назовешь. Работали только вручную, вместо механики использовали лопаты, кирки, молоты, ломы и тачки. Только большие скальные массивы на пути прокладки дороги взрывали с помощью пороха. Среди солдат свирепствовали лихорадка и цинга, а также чума и холера (1831 год). Строительство дороги не раз приостанавливали из-за отсутствия в казне средств. Во время таких вынужденных простоев рабочие и солдаты не получали даже тех 25 копеек в день, которые им были положены за выполнение дневной нормы.
В итоге дорога, которая должна была быть построена за 5 лет, строилась 20лет..
Но все равно дорога не только ускорила освоение крымского побережья, но и оживила жизнь и экономику Российского Крыма.
Если свернуть влево с трассы Симферополь - Алушта ниже Ангарского перевала, то можно увидеть еще довольно хорошо сохранившийся арочный мост, возведенный при строительстве дороги в период с 1824 по 1826 г.г. через ручей Батанын-Су. Мост находится на заброшенном участке дороги и уж скоро 200 лет, как он стоит без всяких реконструкций, но до сих пор по нему можно не только пройти, но и проехать….ведь строили дорогу победители Наполеона. Об этом свидетельствуют найденная возле моста печать проводившего строительные работы русского офицера с припаянной к ней сверху на рукоять пуговицей наполеоновского гвардейца. Очевидно памятный трофей.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: