Анатолий Дмитриевич Папанов известен многим в нашей стране. По несколько раз пересмотрены каждым кинокартины с его участием, нередко вызывающие не только смех ("Бриллиантовая рука"; "12 стульев"; "Берегись автомобиля" и др.), но и слезы ("Холодное лето пятьдесят третьего…"; "Живые и Мертвые"; "Родная кровь" и др.), а сколько фраз взято из них на цитаты?! Наверняка, каждый слёту назовет штук пять, а может и больше?! Более старшее поколение вспомнит его игру на сцене Театра Сатиры или Билли Бонса из радиоспектакля Остров сокровищ. Известен Папанов и младшему поколению по героям мультипликационных фильмов, говорящим его голосом, чего только стоит “Ну заяц, погоди!”; “Я – водяной, я – водяноооой… ” Но мало кому известно, что памятник этому великому актеру появился только после его смерти, и ни где-то в Столице, где он, кстати, прожил и “прослужил на радость и печаль” почти всю свою жизнь, а на малой родине, на Смоленщине.
Первый в России В 2012 году на одной из центральных улиц города Вязьмы Смоленской области был открыт первый (если не брать в расчет памятник на могиле актера) в России памятник Анатолию Папанову. Памятник Папанову был установлен к 90-летнему юбилею великого актера - 31 октября 2012 года. Для того, чтобы почтить его память в Вязьму приехали самые близкие для Анатолия Дмитриевича люди - его супруга Надежда Каратаева и дочь Елена, а также актеры родного для него Московского академического театра сатиры: Юрий Васильев, Зоя Зелинская и Наталья Фекленко. Александр Ширвиндт от имени "стариков театра сатиры" выразил жителям Вязьмы восхищение письменно: "Пока все болтают, вы поставили памятник!". Оказавшись перед микрофоном, Юрий Васильев признал, что от всего происходящего у него идут слезы, и дело совсем не в холодном ветре. Просто никто в театре и представить себе не мог, что юбилей их коллеги и доброго друга соберет в центре Вязьмы так много людей! Бронзовый Анатолий Папанов разглядывает многоэтажки, сидя на скамейке со спинкой в виде кинопленки. Рядом с ним находятся древнегреческие маски трагедии и комедии. На красном гранитном основании памятника размещена надпись "Великий актер Анатолий Папанов". Открытый творческий конкурс на лучший проект памятника был объявлен в ноябре 2011 года. В конкурсе приняли участие 15 скульпторов со всей России, представивших работы в виде любимых народом папановских ролей. Наряду с генералом Серпилиным, здесь были и Лелик из "Бриллиантовой руки", и Копалыч из "Холодного лета 53-го", и городничий из "Ревизора", и Киса Воробьянинов из "12 стульев". При выборе лучшей работы сыграли свою роль и мнение вязьмичей (в городе провели конкурс зрительских симпатий), и точка зрения супруги и дочери Анатолия Дмитриевича, посчитавших, что выбирать лучшую “работу-роль” не стоит. Не было у Папанова амплуа. К всеобщему удовлетворению в Вязьме открылся "мирный" памятник. Анатолий Дмитриевич в обычной одежде, в рубашке с расстегнутым воротничком, сидит на лавочке и, воодушевленно жестикулируя, что-то рассказывает, а быть может - читает стихи. Автор памятника - скульптор Игорь Чумаков, перебравшийся в Смоленск из Белоруссии. Памятник получился не пафосный - на лавочку рядом с Папановым можно сесть, к нему можно прижаться, с ним можно здороваться, и жители Вязьмы в будущем непременно придумают какую-то традицию, связанную с достопримечательностью.
Однажды в Вязьме Сейчас в районном центре нет и следа от дома, где жила семья Папановых - как и другие смоленские города, Вязьма была практически полностью разрушена в годы войны. Время, нужное для выяснения таких подробностей, потеряно: в советское время было не принято привязывать известных людей к малой родине, да и сам Анатолий Дмитриевич, семья которого переехала в Москву, когда ему было восемь лет, насколько известно, не считал себя смолянином. В Вязьме он оказался один-единственный раз, в начале 80-х годов прошлого века - ехал на машине и, поскольку время позволяло, да и сам был за рулем, сделал остановку в Вязьме и побывал в местном музее. «Это было в начале 80-х, - вспоминает Татьяна Алексеевна Строкалова, научный сотрудник, сторожил музея, работник с 30-летним стажем. – Мы тогда даже не сразу поняли, что к нам сам Папанов идет». «В то время было принято таким известным людям, приехав в город, сначала зарегистрироваться в горкоме партии, а уж потом гулять по улицам, - продолжает Татьяна Алексеевна, - ему бы тогда машину выделили, сопровождение… Но он, видимо не захотел. Да и транспорт у него свой был. Как сейчас помню, остановилась машина напротив нашего музея. Из нее вышел человек в голубых джинсах и светлой рубашке. Одна из сотрудниц ахнула: «Это же Папанов!» Мы бросились к форточкам – они были открыты, стояла весна (музей находится на первом этаже церкви). Помню, что мне артист показался очень высоким – выше форточки. Я его по фильмам не таким представляла… Зашел. Мы как-то оробели. Спрашивает: это школьный музей? Мы – нет, это серьезный городской музей. Он улыбнулся, прошел по залам, в конце концов, стал хвалить экспозицию - ему понравилось. Был он здесь проездом, возвращался в Москву со съемок. Видимо, не хотел привлекать к себе внимание…А потом к нам стали приходить поздравительные открытки от артиста, мы их, конечно, храним». В современной телефонной книге Вязьмы Папановых нет. Ни одного. Но в городе артиста любят. Его знают даже младшеклассники. «Папанов – это тот, кто Волка в мультике играл», - уверенно говорит малышня, разглядывая музейную витрину, посвященную артисту.
“Отцы и деды” по-смоленски или кинематограф “без границ” Несмотря на достаточно зыбкую связь с малой родиной, Анатолий Папанов сделал смолянам по-настоящему царский подарок, сыграв в фильме "Отцы и деды" режиссера Юрия Егорова. Жители областного центра прекрасно помнят съемки этой доброй советской комедии, поскольку проходили они в самом центре Смоленска. Фильм рассказывает о забавных приключениях дружного семейства Луковых, и Анатолий Папанов великолепно сыграл деда - "начинающего" пенсионера, переживающего из-за того, что вдруг оказался ненужным, и пытающегося доказать окружающим, что на самом деле он еще ого-го. За съемками фильма, благо дело происходило летом, наблюдало огромное количество зевак, и гостям города и сейчас могут показать балкон и подъезд жилого дома на улице Ленина, где по воле режиссера обитала семья Луковых, и в деталях рассказать, откуда кто появлялся, как вела себя милиция, и как Папанов попросил принести ему стаканчик кваса. Однако самое веселье началось, когда в смоленских кинотеатрах начался прокат этого фильма. По сценарию герои каждое утро выходят из дома и отправляются по своим делам, у каждого - своя привычная дорога. Путь деда Лукова проходит по очень живописным местам: вот он идет по мосту через Днепр, вот - вдоль реки, вот выныривает через пролом в крепостной стене, чтобы срезать путь… Все эти объекты объединены в единое целое не реальным географическим месторасположением, а волей режиссера. В действительности же они разбросаны по разным районам города, и мгновенные перемещения Папанова из одного конца Смоленска в другой заставляли зрителей весело хохотать. К "Отцам и дедам" у горожан отношение особенное - родственное, немного даже покровительственное, и им очень нравится, что изюминка этого фильма понятна только им, а другие о ней и не подозревают.
31 октября 2013 года А.Д. Папанов решением районного Совета депутатов по ходатайству Вяземского историко-краеведческого музея посмертно признан почетным гражданином Вяземского района. Ежегодно стало традицией в канун дня рождения А.Д. Папанова проводить торжественные митинги у памятника; в школах проводят кинопоказы и классные часы, посвященные жизни и творчеству актера, тематические выставки рисунков; проходят театральные фестивали; проводится шоу-аукцион «12 стульев» (2012г., 2013г., 2014г.). Актер страшно не любил все официальное и парадное - одежду, церемонии, митинги и так далее. Поэтому все мероприятия, посвященные его памяти, проходят в Вязьме буквально «по-папановски»: легко, обаятельно и немного стихийно...
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: