Ладожский, позднее Петровский или Староладожский канал — построенный в начале XVIII века водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Неву. Конечные шлюзы расположены в Шлиссельбурге и Новой Ладоге. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы! Староладожский канал проходит по территории Новой Ладоги, наш тайник посвящен Старому гранитному шлюзу, который является еще одной достопримечательностью этого города.
По замыслу ПетраI
Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при Петре I. В то время желание царя Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу с Балтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных - частые штормовые ветра на Ладоге были причиной гибели большого множества кораблей с грузом. На тонувших судах, кроме купеческих товаров, проходивших транзитом в Балтийское море, перевозились товары, необходимые для интенсивно застраивающейся в то время северной столицы. Петербургу были необходимы в больших количествах продовольствие и строительные материалы. В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, ширина 20- 25 м., он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. По проекту он должен был быть без шлюзов, глубиной 2,1 м ниже уровня Ладожского озера. Первые наброски проектирования были сделаны лично Петром I . Работа по строительству началась 22 марта 1719 г. По слухам Петр I лично наполнил землёй первые три тачки и по дощатому настилу отвез их к месту будущей плотины. 19 сентября 1718 г. Петр I издаёт указ по проведению подготовительного этапа стройки. Для строительства каналов планировалось привлечь крепостных крестьян, солдат и вольнонаёмный люд. Изначально работами руководил генерал-майор Григорий Скорняков-Писарев. Ему поручили изыскание трассы и составление технического проекта. К строительству были привлечены тысячи людей. В 1721 г. на строительство канала были отправлены воинские части, но война с Персией вынудила отозвать эти части, да и внимание Петра I было отвлечено. Царский контроль над строительством ослаб. По возвращении из военного похода в феврале 1723 г. Петр I вновь уделил должное внимание строительству канала. Осенью 1723 г. Петр I лично посетил места строительства канала и осмотрел проведенные работы. Он был очень недоволен медленными темпами работ и многочисленными техническими нарушениями и просчетами. По результатам осмотра Григорий Скорняков-Писарев и шлюзовые мастера-немцы были отстранены от дел и арестованы за «неискусное ведение дел». На должность главного мастера и руководителя работ был назначен генерал-лейтенант Бурхарт-Христофор фон Миних. С назначением Миниха исполнение всех земляных работ было возложено на военных. Бурхарт-Христофор фон Миних смог улучшить снабжение стройки, были значительно улучшены бытовые условия рабочих, стали вовремя выплачивать жалование. Строительные работы возобновились с прежней силой. Именно Миних, учитывая периодические колебания воды в озере, предложил усовершенствовать проект канала. Для того, что бы поддерживать уровень воды в канале выше ладожского на 2.1 метра были сооружены системы шлюзов, регулирующие водоспуски, плотины, резервуарные водоемы и другие инженерные сооружения. Это было сделано с целью устранения зависимости судоходства от колебаний воды в озере. Канал предполагалось запирать шлюзами у его выходов в Волхов и Неву.
Из-за невероятно-тяжёлых условий труда на стройке была очень высокая смертность. Петр I посылал на строительство канала все новые и новые полки. На строительство канала было привлечено более 60 тысяч человек: 15 тысяч казаков, 12 тысяч драгун и 35 тысяч вольнонаёмных людей. Было даже организовано «производственное обучение»: людей знавших грамоту, дополнительно обучали основам арифметики, геометрии, механики и гидравлики. Канал планировалось соорудить за два года, но шла затяжная Северная война, и денег в казне катастрофически не хватало. Петр I ввёл обязательный канальный налог: для крестьян он составлял 70 копеек с двора, а для купцов 5 копеек с каждого рубля от их доходов. Таким образом, вся Россия принимала участие в строительстве канала: кто-то – руками, а кто-то – деньгами. Это была по настоящему народная стройка, третья по масштабу стройка в эпоху Петра I. Первые две стройки - это конечно же, Петербург и Кронштадт. Строительство Староладожского канала, было второй крупной гидротехнической стройкой во времена Петра I. В октябре 1724 г . Петр I посетил канал и проехал на ботике по готовой части канала от Новой Ладоги до деревни Дубно и обратно. Это была последняя поездка Петра I на канал.
Крупнейшее гидротехническое сооружение Европы
После смерти Петра I на престол вступила Екатерина I , темпы работ на канале несколько замедлились. И только благодаря неустанным стараниям Миниха летом 1728 г. удалось вплотную приступить к работам на последнем участке канала – от реки Кобоны до Невы. Канал начали эксплуатировать, и постепенно окупать вложенные в его постройку средства.
За неустанные заботы о строительстве канала и значительные успехи на заключительном этапе постройки канала Екатерина I пожаловала Миниху деревню Леднёво и старый путевой дворец в Новой Ладоге. 22 октября 1730 г. строительство было закончено. Весной 1731 г. уже императрица Анна Иоанновна торжественно открыла весь канал целиком, лично разрыв лопатой перемычку (последнюю поперечную стенку) в Шлиссельбурге. По каналу начали ходить суда. На тот момент канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы.
Эксплуатация Староладожского канала
Навигация на канале продолжалась от 100 до 200 дней в году в зависимости от погоды. Первоначально водный путь обслуживали два батальона Коломенского гарнизонного полка, но в 1735 году по прошению Миниха был сформирован особый батальон из прибалтийских полков и бурлаков – добровольцев, составлявший 4 роты численностью более 700 человек. Слободы батальона равномерно размещались вдоль канала через каждые 24 версты. У солдат и офицеров даже была особая форма – зелёные кафтаны с красными нашивками. Петровский канал был приравнён к военным стратегическим объектам.
В 1782 году канал перешёл в ведение Казённой палаты, и Военная коллегия расформировала батальон, преобразовав его в рабочую команду, которая была упразднена в 1810 году после перехода канала в распоряжение Ведомства путей сообщения. Все водные сообщения осуществлялись с помощью конной (бечевой) тяги, редко с помощью бурлаков. Лошади шли по береговым булыжным дорогам (бечевникам) с обеих сторон канала в зависимости от того, в каком направлении двигалось судно. В XVIII - XIX вв. по каналу ходили трешкоты – специальные плоскодонные лодки, достигавшие в длину 12 м и предназначенные для перевозки пассажиров и грузов. У трешкотов были высокие леера вдоль бортов и один коридор сбоку судна. Они имели 4 каюты, были рассчитаны на 50 человек, но всегда были переполнены. Самые бедные пассажиры находились на верхней палубе, открытые ветрам и дождям. Трешкот имел одну мачту и приводился в движение парой лошадей.
С вводом в эксплуатацию Староладожского канала значительно возросло значение Вышневолоцкой системы, сооружение которой было начато в 1709 году. Значительно возрос речной грузооборот по внутренним российским водным системам сопредельных губерний. Южный берег получил стимул для развития торговли, ремесел, народных промыслов, рыболовства. Выросло население, увеличились посевные площади. Основным занятием населения стал судовой промысел – проводка судов по каналу с помощью лошадей и другие виды обслуживания судоходства. Так же, канал дал ощутимый толчок в развитии системы местных поселений. Уже в начале XVIII века численность населения значительно увеличилась, в том числе и за счет бывших строителей канала. В деревнях появились каменные церкви и другие каменные и деревянные здания.
После десяти лет эксплуатации, без надлежащего контроля и ухода шлюзы и водоспуски стали постепенно разрушаться, обваливались различные откосы, канальное ложе засорилось и обмелело. По ложному обвинению Миниха незаконно осудили и отправили в сибирскую ссылку. Назначенный в 1759-1762 гг. директором канала А.П. Ганнибал, «арап Петра Великого», не сумел исправить неполадки на канале. И лишь Миних, возвращенный из ссылки Екатериной II в 1762 году и назначенный на должность генерал-директора канала, смог получить средства на восстановление гидротехнических сооружений и расчистку русла канала. В 1765 году Екатерина II прибыла на осмотр Петровского канала. Убедившись в трудности вхождения в него судов, императрица приказала построить новый вход. В начале XIX века Петровский канал перестал справляться с возросшим потоком судов, барж и плотов. В главном управлении Путей сообщения учредили «Комитет по благоустройству нового Ладожского канала». После постройки Новоладожского канала, Староладожский стал выполнять вспомогательную функцию. Он использовался для проводки плотов, барок с сеном и судов-порожняков возвращавшихся из столицы.
Транспортное значение каналов резко упало в 1904 г. с вводом в строй железной дороги, которая пролегала через Волхов и связывала Петербург с Череповцом и Вологдой. Старый канал сняли с баланса Волго-Балтийского водного пути в 1962 году.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: