Первый российский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен и публично продемонстрирован в 1896 году Яковлевым и Фрезе на Нижегородской выставке. Их автомобиль представлял собой чуть модернизированную карету с двигателем. К сожалению, он не вызвал интереса у официальных кругов империи.
До 1917 года в России автомобильной промышленности толком не было. Некоторых успехов в её развитии добились лишь Русско Балтийский вагонный завод (РБВЗ) в Риге и завод Пузырёва в Петербурге. РБВЗ сначала собирал легковые автомобили "Руссо-балт" из импортных деталей, а затем перешёл на выпуск автомобилей из запчастей собственного производства. Однако первые серьёзные усилия по созданию национального автомобилестроения царское правительство предприняло уже в разгар Первой мировой войны, когда в 1916 были выделены казённые средства для строительства автомобильных заводов: АМО в Москве, завод В. А. Лебедева в Ярославле, и ещё несколько вспомогательных автомобильных мастерских в Рыбинске, Ростове-на-дону и Мытищах.
В связи с революцией 1917 года ни один завод не был достроен и только АМО (95 % готовности) и «Лебедев» (60 %) в дальнейшем не сменили профиля и занялись производством автомобилей (АМО ЗИЛ и Ярославский моторный завод). Руссо-Балт в Филях сменил свой профиль на производство самолётов, а затем ракет, в настоящее время это Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева".
"2 августа (20 июля по старому стилю) 1916 г. в Тюфелевой роще состоялись торжественный молебен и закладка автомобильного завода (АМО), который к марту 1917 г. должен был выпустить 150 полуторатонных грузовиков «Ф-15» по лицензии итальянской фирмы "ФИАТ". Завод основан торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и К?». Трудности военного времени и слабость станкоинструментальной базы страны сорвали планы строительства завода в намеченные сроки.
Тем не менее, Рябушинские закупили в Италии комплекты автомобилей «Ф-15 », что обеспечило сборку 432 грузовиков в 1917 г., 779 - в 1918 г. и 108 автомобилей - в 1919 г. Однако, завод для изготовления и сборки собственных автомобилей достроен не был. Виною тому стали Октябрьская революция и Гражданская Война. Национализация недостроенного завода (15 августа 1918 г.) зафиксировала экспроприацию собственности акционеров АМО. Недостроенное предприятие, по существу, превратилось в крупные мастерские, где ремонтировались автомобили и другая техника".
...Имение то в собственном владении состоит Московской губернии, московского уезда 5-го стана, Нагатинской волости, при деревне Кожуховой под названием "Тюфелевой дачи"...
Первый полностью советский автомобиль АМО-Ф-15 был произведен заводом АМО в 1924 году. С этого и началась эпоха советского автопрома. В 1931-1933 предприятие АМО (Автомобильное Московское общество) было реконструировано и, переименованное в ЗиС (Завод Имени Сталина), выпускало грузовики по лицензии американской фирмы Autocar. Был запущен первый в СССР конвейер. Суточный обём автомобиля ЗиС - 5 достиг 60 машин. В войну мы вступили, имея только машины двух автозаводов - ЗиС и НаЗ (ГАЗ). На автомобилях ЗиС-6 было начато производство знаменитых "Катюш".
ЗиС (ЗИЛ), без преувеличения, дал толчок к развитию автомобилестроения всей страны.
Наступление немецких войск на Москву осенью 1941 г. вынудило эвакуировать значительное количество людей и оборудования в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. В октябре 1941 г. завод был подготовлен к уничтожению и не работал. Однако после успешного подмосковного наступления Красной Армии зимой 1941-1942 гг. ЗИС понемногу набирал обороты и с июня 1942 г. с конвейера стали сходить военные грузовики ЗИС-5В (упрощенные), полугусеничные тягачи ЗИС-22, ЗИС-42, выпускалось вооружение для фронта (минометы, автоматы, мины, снаряды и прочее). За годы войны было изготовлено около 100 тысяч грузовиков ЗИС-5В, ЗИС-42, ЗИС-42М, санитарных автобусов ЗИС-16С. Тогда же в июне 1942г. ЗИС был награжден первым орденом Ленина за отличную организацию производства боеприпасов и вооружения. Эвакуированные люди и оборудование стали основой заводов: Ульяновского, Уральского (Миасского) автомобильных, Челябинского кузнечно-прессового и Шадринского автоагрегатного.
После Войны конструкторы ЗиЛа продолжали совершенствовать и модернизировать довоенные конструкции, но время требовало новых разработок. В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика - ЗИЛ-130 Машина получила новый двигатель мощностью 150 л. с. (доработанный от правительственных ЗИЛов), гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Особенностью стал дизайн грузовика, разработанный дизайнерами ЗИЛ, который только начал появляться на американском рынке. Грузовик также отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод обновил многое оборудование. За создание этого автомобиля его Главный Конструктор А.М.Кригер в 1967 гоу получил государственную премию. Машин этой модели было изготовлено свыше 3 млн.шт.
Неоценим вклад ЗиЛа в развитие КАМАЗа. Завод ЗИЛ разработал конструкцию грузовиков ЗИЛ-170 и провёл их испытания, Совет министров СССР в 1968 году для развития кооперации между республиками СССР постановил построить новый завод в Набережных Челнах Татарской АССР. В 1976 году на завод КАМАЗ была передана техническая документация и в 1976 году начался выпуск КамАЗ-5320 До 1980 года ЗИЛ продолжал разработку девяти моделей КамАЗ-5320, устранение замечаний и недоработок, а также обучение коллективов КамАЗа.
История развития ЗиЛа закончилась вместе с СССР. Медленное умирание автогиганта описывать не хочется. В интернете есть соответствующие материалы
.Скоро на месте ЗИЛа вырастут многоэтажки и торговые центры. Гигант отечественного автопрома, заложенный 100 лет назад в Ильин день, ушел в историю...Нет, даже, заводского музея с мемориальным кабинетом И.А. Лихачёва. Там теперь музей хоккейной славы. При том, что на ЗиЛе не было своей (мастерского уровня) хоккейной команды. Экспонаты с бывшего музея пока не выкинуты на помойку и где-то складированы.
Я не работал на ЗиЛе. Я работал на ЗиЛ. А также на ГАЗ, КАМАЗ, Харьковский завод "Поршень", Омский танковый завод и множество других Советских заводов. Мы проектировали, изготавливали и налаживали для них металлообрабатывающее оборудование.
Потом начались проблемы с деньгами, а у меня в молодой семье родился ребёнок, и я ушёл туда, где были деньги. За состоянием дел на известном мне производстве я не наблюдал. И вот, случайно, взялся за тайник "ЗиЛ". Я несколько раз ходил по бывшей территории, зашёл в отдел кадров, разговаривал с людьми. Ещё есть отдел кадров, энергетики. Списочный состав ЗиЛа около 600 чел. Настроение становилось всё более депрессивным. В глазах людей, с котрыми я общался, читался один и тот же вопрос:" Ну, ладно, мы... Мы скоро уйдём. Но как вы будете жить дальше без умения что-то производить? Будете за нефтедоллары покупать технологии, которые были у нас и ушли вместе с нами?.. Эх..!!!!"
Выражаю огромную признательность работнику ЗиЛа Зенкевичу Э.А. за потраченное на меня время и ознакомление с архивными материалами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: