Дом-музей адмирала флота Героя Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова. Здание стоит на прежнем, историческом месте и копирует настоящий дом, где родился выдающийся флотоводец.
Тайник находится в живописном месте. Дом находится на другой стороне глубокого оврага. Проезд на машине возможен, но предпочтительнее на полноприводном автомобиле. Спуск и подъем с оврага глинянные и становятся практически непроезжабельными после дождя.
С главной дороги нужно не пропустить отворотку направо, там стоит неприметная табличка с названием деревни. Машину можно оставить прямо после отворотки на площадке и прогуляться до дома пешком.
Дом-музей адмирала флота Героя Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова был воссоздан по решению Котласского райисполкома от 9 сентября 1988 года. Дом построен на народные деньги. Его построили за месяц (с 17 июля по 17 августа 1989 года) три человека: Василий Алексеевич Быковский и его сын Владимир Васильевич, Николай Александрович Стрельцов.
В 1990 году дом-музей Николая Герасимовича Кузнецова был открыт.
Здесь собраны многочисленные документы и личные вещи Николая Герасимовича Кузнецова.
Адмирал Флота Советского Союза, Герой Советского Союза, народный комиссар Военно-Морского Флота, военно-морской министр, главнокомандующий ВМФ Н.Г.Кузнецов родился в деревне Медведки ныне Котласского р-на Архангельской обл. В 1919 г. добровольно поступил матросом в Северо-Двинскую военную флотилию. В 1921 г. направлен в Петроград в подготовительную школу, после окончания которой поступил в Военно-морское училище (ныне ВВМУ имени М.В.Фрунзе). Окончив его, получил назначение на Черноморский флот, где три года проплавал на крейсере 'Червона Украина" вахтенным начальником, а затем помощником командира корабля. После обучения в 1929-1932 гг. в Военно-морской академии Н.Г.Кузнецов возвращается на ЧФ, где сначала проходит службу старшим помощником командира крейсера "Красный Кавказ", а потом назначается командиром крейсера "Червона Украина". В 1936 г. Н.Г.Кузнецова направляют в Испанию в качестве военно-морского атташе и главного военно-морского советника. Там он принимает активное участие в разработке планов боевых операций республиканского флота и взаимодействия его сил с сухопутными войсками и авиацией, приобретает опыт организации и проведения морских операций. По возвращении на родину в августе 1937 г. его назначают первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом, а с января 1938 г. он - командующий этим флотом. 1939 г. для Николая Герасимовича явился переломным в его флотской судьбе. 28 апреля он был утвержден в должности наркома ВМФ. "Быстрый подъем, - писал позднее Н.Г.Кузнецов, - опасен не только для водолазов, столь быстрое повышение по служебной лестнице тоже таит в себе немало опасностей... Его можно было объяснить в то время лишь бурной волной вынужденных перемещений". Учтя опыт боевых действий в Испании и проанализировав характер начального периода современных той поре войн, Николай Герасимович разработал и ввел в действие систему оперативной готовности сил флота, позволявшую своевременно реагировать на осложнение военно-политической обстановки и с помощью коротких сигналов быстро приводить силы в состояние, обеспечивающее отражение нападения. Используя отработанную организацию, нарком ВМФ уже 18-19 июня 1941 г. по собственной инициативе перевел флоты в оперативную готовность № 2. На исходе 21 июня он приказал объявить оперативную готовность № 1. Благодаря этому начало Великой Отечественной войны моряки встретили организованно, и в первые дни, несмотря на внезапность нападения, флот потерь не имел. В этом огромная личная заслуга Н.Г.Кузнецова. В начальный период войны Николай Герасимович - член Ставки Верховного Главнокомандования - особое внимание уделял обороне военно-морских баз и сохранению боевого ядра флотов, что в дальнейшем сыграло важную роль в защите Ленинграда, Кавказа и Заполярья. Реорганизация управления флотами, когда наркому ВМФ предоставили права главкома, а также непосредственного оперативного управления силами флотов, дала возможность Н.Г.Кузнецову еще больше влиять на успех операций военно-морских сил. В 1944 г. ему присвоили звание адмирала флота. 14 сентября 1945 г. за образцовое выполнение заданий Верховного Главнокомандования по руководству боевыми операциями флотов и достигнутые в результате их успехи он удостоился звания Героя Советского Союза. Но в 1947 г. по указанию И.В.Сталина Николай Герасимович был снят с должности и назначен начальником Управления военно-морскими учебными заведениями. В 1948 г. последовал "неправедный суд" над ним и рядом высших должностных лиц ВМФ по сфабрикованному делу. В отношении Н.Г.Кузнецова он завершился понижением в воинском звании до контр-адмирала и направлением заместителем главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам. Через два года Николая Герасимовича назначили командующим 5-м Военно-морским флотом и в 1951 г. присвоили звание вице-адмирала. Вскоре, опять же по указанию Сталина, он становится военно-морским министром с восстановлением в звании адмирала флота. После реорганизации военного и морского министерств Н.Г.Кузнецов стал занимать должность главнокомандующего ВМС - первого заместителя министра обороны СССР. В 1955 г. ему присвоили звание Адмирала Флота Советского Союза. Однако в 1956 г. он снова был снят с занимаемого поста якобы за "неудовлетворительное руководство Военно-Морским флотом". Бывшего главкома понизили в звании до вице-адмирала и уволили в запас. Находясь на пенсии, Николай Герасимович написал мемуары "На далеком меридиане", "Накануне", "На флотах боевая тревога", "Курсом к победе" и "Крутые повороты", в которых подробно рассказал о деятельности ВМФ перед Великой Отечественной войной и в ее ходе. Умер прославленный моряк 6 декабря 1974 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 26 июля 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.Г.Кузнецов посмертно восстановлен в звании Адмирал Флота Советского Союза.
Экскурсии проводятся по предварительной заявке. Телефон для заказа (818-37) 2-67-74.
Информация взята:
http://www.pomorland.travel/chto_posmotret/muzei/2832/
http://glavkom.narod.ru/biogr1.htm