«Малая Белорусская» — именно так часто называют Детскую железную дорогу железнодорожники. Несмотря на название, здесь все настоящее — и тепловозы с вагонами, и правила движения, и машинисты, и проводники, и начальники станций, и конечно, пассажиры. От большой магистрали Детская железная дорога отличается лишь шириной колеи (750 мм, почти вдвое уже «взрослой») и длиной трассы — только четыре с половиной километра, а не тысячи. Во всем остальном она в точности повторяет все то, что присуще большому и ответственному хозяйству республики — Белорусской железной дороге, являясь при этом кузницей кадров столичного отделения магистрали.
Первая в мире детская железная дорога была открыта 24 июля 1935 года в Тифлисе (Тбилиси). За шесть предвоенных лет в стране появилось более 20 детских железных дорог, одна из которых была открыта в августе 1936 года в г. Гомеле. Во время Великой Отечественной войны многие детские железные дороги попали в зону оккупации и были разрушены, приостановили свою деятельность почти все дороги в тылу. После 1945 года часть детских железных дорог была восстановлена, началось активное строительство новых.
В послевоенные годы руководство Республики Беларусь уделяло особое внимание воспитательной работе среди молодёжи. Поэтому одним из направлений этой работы было воссоздание детской железной дороги. Но восстанавливать детскую железную дорогу, работавшую до войны в Гомеле, решили нецелесообразным. И тогда было принято решение построить новую, в столице республики — Минске. 30 сентября 1954 года Постановлением Совета министров БССР на эти цели были выделены ассигнования в размере почти пяти миллионов рублей. Уже осенью 1954 года началось строительство детской железной дороги. В строительстве дороги принимали участие минские школьники, пионеры, молодёжь и, конечно, железнодорожники Белорусской магистрали. Они выполняли земляные работы, красили служебные помещения, разбивали клумбы, сажали цветы, устанавливали на дороге путевые знаки. Тем временем, в кружках уже шла теоретическая подготовка ребят к первой производственной практике на детской железной дороге.
В распоряжение детской дороги были переданы присланный из Эстонии паровоз 159-232 Подольского завода, шесть четырёхосных пассажирских вагонов постройки Столбцовского вагонного депо и одна грузовая платформа.
В воскресенье 9 июля 1955 года сотни железнодорожников, минчан с детьми, гостей города пришли на открытие детской дороги. У перрона станции Парк культуры (так называлась тогда станция Заслоново) стоял в ожидании отправления поезд из шести зелёных вагонов с паровозом во главе. Первый заместитель министра просвещения БССР Ф. Н. Казаков разрезал алую ленточку. Так началось движение поездов на детской железной дороге.
На момент открытия дороги имелось две станции: Парк культуры и Сосновый бор. Главной, с самым красивым вокзалом, стала станция Парк культуры. Здесь юные железнодорожники учились, проводили торжественные мероприятия, принимали гостей. Чуть позже была построена ещё одна станция — Пионерская, а в момент открытия дороги на её месте был лишь небольшой деревянный домик.
В 1969–1970 годах на смену применявшейся ранее электрожезловой системе сигнализации была смонтирована полуавтоматическая блокировка.
В 1971 году детской железной дороге было присвоено имя легендарного партизанского комбрига, железнодорожника Константина Сергеевича Заслонова. Тогда же станция Парк культуры была переименована в станцию Заслоново.
В 1987 году была проведена техническая модернизация дороги — была установлена автоблокировка на перегоне и электрическая централизация на станциях; реконструирован и капитально отремонтирован вокзал станции Пионерская — площадь здания увеличена в два раза, подведено центральное отопление; песчаный балластный слой был заменен на щебеночный. Поступил в эксплуатацию новый тепловоз (ТУ7А-2782) и 6 вагонов ПВ40. С этого момента по дороге начали курсировать два поезда со скрещением по станции Пионерская. В том же году произведён капитальный ремонт вокзала станции Заслоново, стены и полы здания выложены мрамором и гранитом.
В период распада СССР детские железные дороги испытывали трудности и находились на стадии закрытия. Некоторые из них прекратили свое существование. Детская железная дорога благодаря вниманию руководства Минского отделения Белорусской железной дороги и усилиям работников самой дороги справилась с трудностями, в том числе и финансовыми, и вышла на устойчивое развитие.
Летом 2008 года был приобретён тепловоз ТУ7А-3350. В мае 2009 года состоялось торжественное открытие нового учебного центра с профилирующими классами, компьютерным кабинетом и залом истории.
В настоящее время на детской железной дороге имеется два тепловоза ТУ7А-2782,ТУ7А-3350 и 12 вагонов серии ПВ51, один из которых оснащен дизель-генераторной установкой, предназначенной для освещения и отопления вагонов. Все вагоны оборудованы системой радиовещания для проведения музыкального сопровождения и тематических экскурсий.
Благодаря всем этим условиям, а также четкой и слаженной работе юных железнодорожников, путешествие на детской железной дороге становится комфортным и незабываемым.
***
Дата открытия Детской железной дороги: 9 июля 1955 года.
Полная длина: 4,5 км. Длина главного пути: 3, 79 км.
Станции:
Заслоново - начальная и конечная станция маршрута Детской железной дороги, где происходит посадка и высадка пассажиров;
Пионерская - техническая станция, где размещен пульт управления стрелками и сигналами; производится техническое обслуживание подвижного состава и экипировка локомотивов.
Остановочные пункты:
Сосновый Бор. Здесь пассажиры могут выйти, прогуляться, подышать свежим воздухом, отвлечься от повседневной суеты.
Путевые сооружения: 3 переезда, мост через речку, путепровод.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: