Еще совсем недавно на востоке Московской области существовала огромная система узкоколейных железных дорог, служившая для вывозки торфа с болот на Шатурскую ГРЭС и другим потребителям, а также для пассажирского сообщения. Линии узкоколейки, как гигантская ажурная паутина, тянулись от Шатуры через Губино в Орехово-Зуево, через Бакшеево – в Острова, через Шаврино – в Пустошу, через Горки – в Егорьевск, а также в Туголесье, Авсюнино, Осаново. Общая протяженность линий достигала 300 км, с учетом же временных «усов» на болотах – и гораздо большей цифры
Во времена расцвета Шатурской узкоколейной сети по ней ежедневно обращались десятки пассажирских и рабочих поездов. В Шатуре был отдельный вокзал УЖД, с которого поезда уходили в Бакшеево, Шатурторф, Лосево, Черныши, Губино, Шаврино и многие другие пункты. Это был уникальный мир, совершенно не похожий на мир железных дорог широкой колеи. Маленькие вагончики узкоколейки, ведомые слабосильным тепловозом, ползли, раскачивались, по проседающим под ними насыпям через мещерские болота, ехали мимо «караванов» сушащегося торфа, останавливались на безымянных разъездах, вокруг которых была практически нетронутая природа.
Шатурская УЖД была опытным полигоном электрификации узкоколейных дорог, по главной магистрали от Бакшеево до Черного Озера с 1960 до 1973 гг. поезда ходили под электровозами. Южнее Шатуры располагалось единственное в своем роде кольцо для испытания узкоколейной техники.
Страшные торфяные пожары 1972 г. нанесли немалый урон УЖД. Некоторые линии – на Пустошу, Осаново, Егорьевск, были разобраны. Но главный удар по шатурской узкоколейной системе, как по большинству других УЖД нашей страны, нанесла перестройка. В 1994 году (10 апреля) движение поездов по большинству линий было остановлено, и ее начальники заявили о закрытии дороги.
Началась «кровавая вакханалия». Подвижной состав – десятки тепловозов, сотни вагонов, резали автогеном прямо на местах – в депо, на станциях, прямо на линии. Рельсы (тоже ведь металл!) вырывались при помощи трактора. К концу 1990-х годов от былого величия осталось лишь около 60 км. – магистральная линия от Черного Озера через Бакшеево на торфоразработки в окрестностях деревни Острова (Владимирская область), а также несколько боковых тупиковых веток от нее. Причем движение поездов сохранялось только на участке Бакшеевского торфопредприятия – от Бакшеево до Островов.
На рубеже нового столетия положение стало медленно улучшаться. Перевод Шатурской ГРЭС только на газовое топливо посчитали нерентабельным, под этот проект началось медленное восстановление торфоразработок, поезда с торфом снова пошли из Бакшеево в Шатуру. Но кризис 2008-2009 гг. положил конец всему.
УЖД Бакшеевского торфопредприятия держалась дольше прочих. До последнего момента она практически никогда не останавливала надолго работу, хотя на ней оставалось всего несколько работоспособных тепловозов.
Главная станция и депо Бакшеевской УЖД находятся в поселке Бакшеево Московской области (N55’42.634 E39’52.917), но тайник заложен около дальней точки бывшей Бакшеевской УЖД, неподалеку от бывшей полевой базы торфопредприятия (N55’46.565 E40’08.794). Около места закладки много неплохих мест для стоянки. Хорошую воду можно брать из родника (N55’46.850 E40’09.665).
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: