Тульский Рабочий [MS/18476]

Бронепоезд №13 "Тульский Рабочий"
Бронепоезд №13 "Тульский Рабочий"
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Фортификация
Размер: Неизвестно
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Тульская обл.
Ближайший нас.пункт
Тула
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 5
Рейтинг
4.89Рекомендаций: 1Нашли: 33
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Тулякам мастерам-оружейникам и солдатам Первой Мировой войны
Тулякам мастерам-оружейникам и солдатам Первой Мировой войны
Защитникам города-героя Тулы в годы Великой Отечественной войны
Защитникам города-героя Тулы в годы Великой Отечественной войны
Памяти работников локомотивного депо Тула павших в боях за свободу и независимость Родины в период Великой Отечественной войны
Памяти работников локомотивного депо Тула павших в боях за свободу и независимость Родины в период Великой Отечественной войны
Эу-677-33
Эу-677-33
Автор: Fess.kl
Создан: 19.03.2016
Опубликован: 20.03.2016
(отредактирован: 20.03.2016)
Компаньоны: Venus

Описание окружающей местности

   "Фашисты были еще далеко от Тулы, а мы, железнодорожники, собрались и предложили построить бронепоезд. Инициативу поддержали в обкоме партии - и началось. Дело-то новое, мы поездов никогда не строили, да и специалистов таких у нас не было. Руководителями назначили двух грамотных инженеров - начальника планово-производственного отдела паровозного отделения Селецкого да мастера паровозного депо Беспалова. Рабочих на строительстве бронепоезда было человек двадцать. Работали с утра дотемна, только ночью прекращали - соблюдали светомаскировку. Но и основную работу с железнодорожников никто не снимал: нужно было обеспечивать бесперебойное движение воинских эшелонов, ремонтировать локомотивы, вагоны. Зачастую и ночевали в депо, чтобы не тратить время на дорогу. Трудностей много было, особенно сложный процесс - бронирование самого паровоза: надо было покрыть толстой сталью весь локомотив: будку машиниста, котел, ходовые части, тендер, кроме дверки, через которую насыпается уголь. Причем для этого некоторые части с паровоза мы снимали, укрепляли болтами железные решетки и накладывали стальные мосты. Был случай, когда потребовалась обычная проволока. Разыскали в депо, но она оказалась столь стара, что для сварки не годилась. Решили отжигать, и дело пошло. Бронепоезд был готов, когда враг почти подошел к Туле, назвали его "Туляк".  Когда он вступил в строй, мы сразу оценили насколько была важна эта стальная крепость для защиты города. По железной дороге тогда и продовольствие направлялось, и военная техника, и воинские части прибывали по "железке". Бои основные развернулись на южной окраине Тулы, на Косой Горе, в Рогожинском посёлке, на Красном Перекопе. Там и зенитки были, и "катюши" утюжили неприятеля. А вокзал и железнодорожный узел практически не были защищены. Вот и летали фашистские стервятники, как у себя дома. Картина враз изменилась, как только заработал бронепоезд. На нем было несколько зенитных орудий и обычные спаренные пулемёты. И всё, отлетались. Появлялся бронепоезд неожиданно, на самых сложных участках боёв, когда нашим бойцам особенно трудно приходилось. В грохоте сражения, в дыму и пламени приближение его было незаметно. Бывало, выскочим перед самым носом противника, пронесёмся, и от шквала нашего огня у фашистов паника, переполох. Пока они сообразят что к чему, нас уже и нет. Вот так воевали."

Из интервью Ивана Матвеевича Казакова и Казимира Казимировича Поздняка газете Тульские Известия.

   Бронепоезд №13 "Тульский рабочий", получивший в просторечии название "Туляк", является одним из образцов советских бронепоездов первых месяцев войны. Идея создания бронепоезда появилась, когда 2-я немецкая танковая армия Гудериана вошла в Орёл и дорога на Москву казалась открытой. Крепость на колёсах была построена в короткие сроки рабочими Тульского паровозного депо на станции Тула-1. В строительстве принимал участие коллектив машиностроительного завода НКПС (ныне завод "Желдормаш"). 27 октября 1941 года "Туляк" покинул ворота депо. Он оборонял город от налётов немецкой авиации с помощью зенитной артиллерии, отражал атаки вражеских бомбардировщиков на станциях Хомяково, Ревякино и Присады.

   В начале декабря 1941 года бронепоезд №13 "Тульский рабочий" был отправлен в Москву на довооружение, после чего в Тулу он уже не вернулся, хотя продолжал воевать в центральной части России. В канун нового 1942 года бронепоезд стоял на станции Белый Колодезь северо-восточнее Харькова. Здесь он не раз участвовал в боях, отражая воздушные атаки противника. В начале апреля 1942 года в одну из бронеплощадок попал снаряд и пробил её. Бронеплощадку сняли, а вместо неё прицепили другой состав от другого бронепоезда, после чего он получил статус тяжелого. Назвали новообразованный состав бронепоездом №2 и отправили его воевать в район Воронежа-Тамбова.

   Дальнейшая его судьба к сожалению не известна, ни фото ни видео после боёв не сохранились. Зато сохранились фотографии 16-го бронепоезда - это Московский бронепоезд, но его очень часто путают с нашим "Туляком". У него была совершенно другая конструкция, он был более квадратный, в то время как наш, Тульский, имел характерные скосы на углах. Вообще бронепоезда отличались друг от друга довольно сильно, и если перед Второй Мировой войной наша страна только начинала учиться искусству их постройки и использования в боях, то в дальнейшем, используя полученный опыт, эффективность и безопасность этих боевых машин многократно возросла. Если в 1941 мы потеряли 84 бронепоезда, а в 1942 - 42, то за три последующих года было потеряно всего 2 бронепоезда! Это говорит о том, что их научились строить, ими научились грамотно управлять, ну а ближе к концу войны, когда советские войска уже вовсю гнали врага с Русской земли, актуальность бронепоездов как боевых единиц уже не была столь высока.

   8 мая 2015 года, накануне празднования 70-ой годовщины Великой Победы, на территории Московского железнодорожного вокзала города Тулы состоялось торжественное открытие военно-мемориального комплекса Бронепоезд №13 "Тульский Рабочий", который был реконструирован в Узловском ремонтном депо.  Мемориал включает в себя бронзовый монумент защитникам Тулы, прототип легендарного бронепоезда "Тульский рабочий" , базу бронепоезда с музейной экспозицией: вагон-штаб, вагон-пекарня, вагон-клуб, а также образцы вооружения периода Второй мировой войны. 

   Время работы музея: с 11:00 до19:00, понедельник и вторник выходные.

   Стоимость посещения: 50 рублей самостоятельный осмотр, 150 рублей с экскурсоводом.

   Интереснее, конечно, с экскурсоводом, так как рассказывают они вещи, которые не прочитать в интернете. Я сознательно не хочу пересказывать здесь все подробности, о которых рассказывают на экскурсии, чтобы Вам было интересно её посетить.

Источники информации:  рассказ экскурсовода, экспонаты музея, а также вот и вот.

Описание тайника

Содержимое тайника

Поле "Содержимое тайника" готовится к удалению. Если вы видите здесь какую-то полезную информацию, свяжитесь с модератором по "проблемной" кнопке, чтобы перенести эту информацию в другие поля.
Блокнот-гармошка и карандаш.

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника RSS-канал интернет-блокнота тайника Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке Спрятать все Показать все

m-ju (12.09.2020 19:04:01)
Путешествовали в Тулу на ноябрьские в 2018 году, но тайники тогда не брали. Сегодня утром проезжали Тулу на поезде. Стоянка 45 минут давала надежду, но увы. Успели только сбегать в Биллу за завтраком и прогуляться до памятника и паровоза. Даже не знали, что они там есть! Открытость территории депо поражает! Тьфу в кубе, чтоб не сглазить! Координаты получили, но на микрик времени не хватило в этот раз. В музей снова не попали по времени работы, хотя очень интересно.
DisaV (11.09.2020 05:28:43)
Уезжая в августе прошлого года на Кольский, я успел посетить шаги этого тайника и определить неизвестные, но на финалку времени не хватило, т.к. оставались последние минуты до поезда... Сегодня же, вновь оказавшись в Туле, воспользовался случаем найти контейнер и записаться в блокноте.
С кэшем всё в порядке. Спасибо Автору!
Feodor (07.07.2020 07:01:57)
mvmail (25.02.2020 14:23:10)
Alkor (30.01.2020 16:39:59)
Силкины (18.11.2019 16:00:48)
Surikot (18.10.2019 22:38:25)
romeos_88 (28.08.2019 15:48:50)
Serg&El (25.08.2019 00:37:25)
set-square (01.08.2019 01:16:22)
DenSol (09.06.2019 11:21:15)
Rogneda (10.08.2018 09:59:52)
A&Y (30.04.2018 21:57:58)
TG71 & No4noi_oxotn1k (16.04.2018 11:20:57)
ds33 (07.11.2017 11:34:58)
annii (16.10.2017 20:20:35)
GAB (05.10.2017 14:38:54)
Natic (02.10.2017 12:05:47)
Steelrat🐭 (01.10.2017 19:36:30)
N-i-k-s-o-n (01.10.2017 09:47:50)
pupanoid (16.09.2017 18:01:54)
Virton (02.07.2017 10:49:27)
Simba (13.02.2017 20:43:36)
venture (07.02.2017 10:59:58)
volchisa (04.01.2017 00:25:50)
sergeyvxc (16.09.2016 14:03:32)
Hen (25.08.2016 21:35:28)
Aleslav (03.08.2016 20:26:19)
макс и сцветка (19.07.2016 22:24:59)
Fess.kl (06.05.2016 19:05:04)
Fishus (06.05.2016 12:58:51)
Funny_Rider (27.03.2016 20:05:26)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.