На холмистом берегу небольшой речки Сенкешки, в окружении лугов и перелесков, стоит старинное село Красное-Сумароковых. Первую часть своего названия село получило за красоту места, в котором располагается, а вторую - по фамилии последних владельцев. В первой же половине XVII века село называлось просто Красным, без всяких дополнений, и находилось в поместном владении Шокуровых и Лодыгиных. При этом часть села находилась в вотчине Михаила Евстафьевича Пушкина - предка всем известного поэта. В то время на "государевой земле" стояла деревянная церковь Троицы клетского типа с приделами Сергия Радонежского и Благовещения. В 1665 году поместье Михаила Фёдоровича Лодыгина перешло к князьям Фёдору и Григорию Хованским. В начале XVIII века село принадлежало Семёну Григорьевичу Шокурову, а затем его жене Варваре Гавриловне. Позднее владельцами села стали Сумароковы, чьи предки уехали из Швеции и поступили на Службу к Великому князю Василию Дмитриевичу, старшему сыну Дмитрия Донского. Из костромской ветви Сумароковых значительный след в истории оставил секунд-майор Николай Степанович Сумароков (1727-1812) - он является первым историком и краеведом Костромского края, им составлена рукопись "История о первоначалии и происшествиях города Костромы", содержащая сведения с момента основания города и до 1778 года. Его сын, Никита Сумароков, основал в Костроме первую вольную типографию.
Сумароковы устроили в Красном усадебный комплекс с регулярным парком, а также выстроили каменную церковь. К большому сожалению, до наших дней от усадьбы практически ничего не сохранилось: от построек остались лишь фундаменты, парк частично вырублен и сильно зарос, пруд заболочен. Остался лишь храм, стоящий среди старинных захоронений, и окружённый полуразрушенной оградой, да несколько ветхих домов. Ограда имеет двое ворот: одни со стороны села, другие, побогаче, со стороны усадьбы. Некрополь сам по себе имеет значительную художественную ценность, памятники из гранита и чугуна представляют из себя высокохудожественные образцы малых архитектурных форм, что несомненно говорит о том, что выполнены они были одарённым мастером. Здесь нашли вечный покой многие владельцы села Красное.
Сама по себе церковь являет собой типичный для региона приходской храм. Завершающийся пятиглавием четверик с полукруглой апсидой служил летним храмом. Его оконные проёмы с арочной перемычкой обрамлены скромными наличниками с треугольными фронтонами. Широкие лопатки по углам и карниз, состоящий из трёх рядов поставленных "пикой" кирпичей - вот и всё украшение фасадов. Колокольня церкви - также достаточно характерный и далеко не лучший образец позднебарочной архитектуры в окресностях Нерехты. Широкая трапезная между четвериком и колокольней служила зимним храмом - об этом говорят сохранившиеся изразцовые печи. А вот настенные росписи выделяют этот храм среди других, так как представляют большую художественную ценность! Масляная живопись на стенах выполнена в 1768 году братьями Иваном и Лукой Носковыми - Костромскими художниками, на средства Ивана Семёновича Шокурова, могила которого находится справа от алтаря. Росписи выполнены в мягких и ровных тонах, с очень тщательной проработкой деталей. В своде алтаря развёрнута сцена "Распятие", а на его склонах помещены десять клейм страстного цикла и "Воскресение". В откосах окон и на стенах апсиды написаны двенадцать святителей и два архидиакона. Наряду со вселенскими святителями, здесь присутствуют и российские иерархи: Димитрий и Леонтий Ростовские, Никита Новгородский и другие. В основном объёме храма на своде четверика написана "Троица Новозаветная" в окружении ангельских чинов и сцены "Распятие" на восточном лотке с четырьмя предстоящими, с двумя оплакивающими Христа ангелами. Стены четверика содержат пять ярусов росписи. В двух верхних ярусах представлены события Ветхого Завета, в трёх нижних ярусах развёрнут Евангельский цикл. В трапезной на потолках сохранилась масляная живопись середины XIX века с более поздними поновлениями. Обрамляют композиции богатые живописные рамы. Иконостас храма, сделанный во второй четверти XIX века, в начале 1990-х годов был перенесён в Воскресенскую церковь Нерехты.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: