Эта серия рассказывает об известных и неизвестных ростовских достопримечательностях, людях, событиях, происходивших в этом городе за всю его историю. Этот рассказ – об одном из главных символов столицы Юга России, Тачанке-ростовчанке.
Тачанка-ростовчанка
Эх, тачанка-ростовчанка, наша гордость и краса, Пулемётная тачанка, все четыре колеса.
В ноябре 1977 года, в канун 60-й годовщины Октябрьской революции у южной границы Ростова-на-Дону была открыта скульптурная композиция «Тачанка-ростовчанка». Тачанка, запряжённая в четвёрку мощных лошадей, под управлением красноармейца несётся во весь опор по донской степи. Казак в развевающейся на ветру бурке схватился за знаменитый пулемёт Максима, ещё один красноармеец, готовый к любому развороту событий, сидит на её левом борту. Этому памятнику событиям Гражданской войны было суждено стать одним из самых узнаваемых символов города Ростова-на-Дону. Но что такое эта «тачанка» и почему она появилась именно здесь? Попробуем разобраться!
Шайтан-арба
Тачанка – это изобретение конца XIX века. Но наибольшую популярность этот вид вооружения получил в начале века следующего, XX-го. Эта подрессоренная повозка с пулемётом на корме вообще стала чуть-ли не главным символом Гражданской войны в России, и вот почему.
Во время этой войны фронты были очень растянуты. В следствие данного обстоятельства, а также ввиду ничтожно малого в то время количества бронетехники и авиации, наиболее результативным родом войск справедливо считалась кавалерия. Конники могли быстро преодолевать огромные, по сравнению с пехотой, расстояния и оперативно оказываться именно там, где они были нужны. Однако, даже не смотря на уже тогда широкое распространение огнестрельного оружия, кавалеристские атаки были, в основном, сабельными. И против укреплённой обороны с огневыми точками противника далеко не всегда оказывались успешными, а артиллерия и пулемёты пехоты за конниками, понятное дело, не поспевали. Так и получила распространение тачанка – повозка, которая могла нести на себе огнестрельное автоматическое вооружение и, при необходимости, личный состав. Посаженная на рессоры, она позволяла передвигаться по пересечённой местности, не отставая от кавалерии, а также при необходимости вести прицельный огонь с ходу.
Советский памятник… белым?
На первый взгляд, ни информационные таблички, ни год появления памятника, ни головные уборы экипажа тачанки, ни, в конце концов, здравый смысл не оставляют никаких сомнений в том, кому посвящена эта скульптурная композиция. Первая Конармия Будённого, Гражданская война, 20-й год, овладение Ростовом Красной армией – здесь всё понятно. Но если сопоставить исторические факты, то можно сделать интересные выводы. Итак, внимание!
Январь 1920 года. Белогвардейские части несут тяжёлые поражения одно за другим. Идёт общее отступление, но важна каждая пядь земли. Добровольческая армия Антона Деникина уходит за Дон. Красные лихим ударом в очередной раз выбивают её из Ростова, но дальше развить свой успех не могут из-за разложения в своих рядах. Увлёкшись мародерством и грабежами во взятом городе, красные позволили Добрармии укрепиться на левом берегу Дона, в Батайске. Целый месяц 1-я Конная была скована, пытаясь пробить оборону белых, которая вошла в историю как «батайская пробка».
15-20 января в Батайско-манычском сражении превосходящую в несколько раз 1-ю Конармию громит Добровольческий корпус генерала Кутепова. 18 января в районе Батайска Конармию Будённого трепят конные корпуса Павлова и Топоркова. И, наконец, 21-го белогвардейцы берут Ростов обратно… Катастрофа! Сегодня за такое увольняют с высших должностных постов!
Кроме того, тачанки – это техника не наступательная, а больше оборонительная. Огонь с тачанок вели из стационарного положения. В данном историческом промежутке и в данной местности, в силу особенностей положения на фронте, тачанки использовались преимущественно обороняющимися, то есть белыми... Закрадывается вопрос, кому же всё-таки посвящена скульптурная композиция «Тачанка-ростовчанка»? Уж если Красной армии, то никак не её успехам, а поражению!
Несколько интересных фактов о строительстве «Тачанки-ростовчанки»
В 1970-х годах в СССР возведение таких объектов, как памятники, в хозпланы, как правило, не закладывалось. Памятник воздвигали «методом народной стройки», то есть, из внебюджетных источников. Как? Да очень просто! Первый секретарь обкома собирал на планерках хозяйственников, а те докладывали, кто чем будет помогать строительству. К слову, рядом с «Тачанкой» предполагалось ещё построить специальное здание, в котором должна была разместиться диорама, посвящённая крупнейшему конному сражению Гражданской войны. В ней должен был быть увековечен бой у станицы Егорлыкской в феврале 1920 года, в котором сошлись во встречной атаке 40000 сабель с обеих сторон, и которая окончилась разгромом войск Антона Деникина. Но здание построено не было.
Тем не менее, сегодня «Тачанка» является одной из самых больших скульптурных композиций столицы Дона. Наивысшая точка находится на высоте 15 метров над постаментом, а вес нависших над землёй копыт измеряется несколькими тоннами каждое! Чтобы такая конструкция была прочной, пришлось сначала варить каркас из массивных металлических швеллеров, а сверху обшивать их медными листами. Тем фактом, что внутри достаточно много сокрытого от глаз места, воспользовались… бомжи! Как долго они там обитали и кому сдали оторванный кусок меди, образовавшийся в результате проделывания прохода внутрь за спиной у пулемётчика – никто не знает, но брешь в обшивке ликвидировали только в 2009 году. Правда, в 2014 году, при очередной реставрации было обнаружено другое лежбище люмпенов, но на сей раз в другом уютном месте - меж крупами коней.
Интересные особенности памятника
Скульптору «Тачанки-ростовчанки» Анатолию Скнарину, не раз приходилось отдуваться за своё детище. Одни упрекали его «тачанку» за сходство с появившейся десятью годами ранее «Легендарной тачанкой» или, как её ещё называют, «Тачанкой-каховчанкой» в Херсонской области Украины. Другие недоумевали, почему в скульптурной композиции отсутствуют поводья и колёсные спицы.
А когда скульптор только работал над проектом, к нему приезжал начальник управления культуры Тараев и подсказывал: «Ты их поблатнее сделай!». - Как тут было не вспомнить, - говорит Анатолий Андреевич, - что на задке у тачанок армии Нестора Махно было написано: «Х…й догонишь!».
Символ города
Слова, вынесенные в эпиграф, принадлежат поэту Михаилу Рудерману. Это он написал знаменитую песню про тачанку-ростовчанку, которая стала широко известна в 30-е годы прошлого века, благодаря исполнению легендарного Лазаря Вайсбейна, более известного под псевдонимом Леонид Утёсов. А благодаря этой песне, скульптурная композиция на въезде в Ростов-на-Дону получила своё имя. И хотя в ней упоминается ещё и «тачанка-киевлянка», и «тачанка-полтовчанка», ростовчане отдают главную роль именно «тачанке-ростовчанке», так как в песне идёт речь о Первой Конной Армии Семёна Будённого, а это, как ни крути, Дон плоть от плоти. Кстати, осовремененный вариант этой композиции можно услышать в исполнении группы «Чиж & Cо».
А в 1983 году была выпущена почтовая марка, запечатлевшая несущуюся галопом «Тачанку-ростовчанку». За маркой последовал большой тираж сувенирных значков с изображением конармейского памятника. С тех пор памятник «Тачанка-ростовчанка» является одной из главных визитных карточек города и одним из самых узнаваемых его символов.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: