Байконур, 23 апреля 1967 года, 3 часа 35 минут московского времени - старт космического корабля “Союз-1” и удачный его выход на орбиту. А дальше, случилось непредвиденное. Официальное сообщение: «При спуске на 19-м витке “Союз-1” благополучно прошел участок торможения, вошел в плотные слои атмосферы и погасил первую космическую скорость. Однако вследствие ненормального включения в работу основной парашютной системы на высоте около 7 км, стал приближаться к Земле с большой скоростью, что и привело к гибели космонавта.» Вокруг причины катастрофы и сегодня существует несколько версий. Одни говорят, что парашютный контейнер был смят давлением из-за отсутствия ребер жесткости. Другие утверждают, что основной парашют сильно утрамбовывали, он никак не хотел входить в контейнер… Причин и версий много, противоречий и неясностей еще больше. Лишь один факт неоспорим: погиб Человек из плеяды первооткрывателей космических трас: дважды Герой Советского Союза, первый инженер среди космонавтов, первый командир многоместного космического корабля, первый дважды побывавший в космосе, летчик — космонавт, Владимир Михайлович Комаров. И хотя биография Комарова известна всем интересующимся космонавтикой позволим себе еще раз ее напомнить. Владимир Михайлович Комаров родился 16 марта 1927 г. в Москве. Комаровы жили на 3-й Мещанской улице. В этом же доме жил известный академик, изобретатель геликоптера, ученик Жуковского Борис Николаевич Юрьев. Володя случайно с ним познакомился и, видимо, именно от этого знакомства зародилась в душе мечта о небе. Война застала Володю у родственников в деревне, откуда он вернулся в Москву с целым возом заработанных собственным трудом продуктов. А отца он не застал, тот уже ушел на войну. Самые трудные военные годы провел он в полуподвальной квартирке вместе с матерью. В 1943 году, в самый разгар войны, Владимир окончил семилетку и поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС. В июле 1945 г., после окончания спецшколы, стал курсантом 3-й Соловской авиационной школы первоначального обучения, а в сентябре того же года курсантом Борисоглебского Военного авиационного училища летчиков. Проучился в нем Владимир меньше года и в июле 1946 г. был переведен в Батайское ВАУЛ. В декабре 1949 г. Владимир Комаров успешно окончил училище и начал службу военным летчиком-истребителем в 382-м истребительном авиационном полку 42-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северокавказского военного округа. Там он познакомился со школьной учительницей Валентиной, которая вскоре стала его супругой и прошла с Владимиром рука об руку до конца жизни. 28 ноября 1951 г. В.Комарова назначили на должность старшего летчика, а 27 октября 1952 г. он был переведен на ту же должность в 486-й истребительный авиаполк 279-й истребительной авиадивизии 57-й воздушной армии. Там Владимир прослужил два года. Он быстро освоил сверхзвуковые самолеты, полеты ночью и в условиях плохой видимости по приборам. Его мечта — стать летчиком-испытателем лежала через инженерное образование и его, как одного из лучших летчиков направили для обучения в Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. 31 августа 1954 г. В. Комаров стал слушателем академии. Жить ему пришлось с женой и сыном у старенького отца — ветерана войны в полуподвальной квартирке. В той самой, где прошло все детство. 31 августа 1959 г Владимир Комаров успешно окончил факультет авиастроения академии и получил право выбора: куда распределиться. Выбор, конечно, пал на испытательную работу — цель его жизни. Старшего инженера-лейтенанта Владимира Комарова распределили на испытательную работу в Государственный Краснознаменный НИИ ВВС. 3 сентября он был поставлен на должность помощника ведущего инженера и испытателя 3-го отделения 5-го отдела, ему было присвоено звание инженер-капитан. В ГКНИИ ВВС, комиссия по отбору в первый отряд космонавтов предложила Владимиру Комарову новую секретную испытательную работу. Владимир и не думал отказываться, а ведь ему было уже 32 года и начинать новую работу поздновато. Но уж таков был характер Владимира — неведомое влекло. В конце 1959 года медкомиссия ЦВНИАГа была преодолена. 7 марта 1960 г. последовал приказ Главкома ВВС "... назначить на должность слушателя в/ч 26266". Вскоре Владимир познакомился с будущими космонавтами. Среди них был и Юрий Гагарин, с которым у него сложились особенно теплые отношения. В апреле 1961 г. общекосмическая подготовка была завершена и Комаров начал подготовку к полету на корабле "Восток" В июне 1962 г. его включили в группу непосредственной подготовки к групповому полету двух "Востоков" вместо отстраненного по состоянию здоровья Григория Нелюбова. Во время запуска "Востока-4" он был дублером Павла Поповича. В сентябре, после небольшого отдыха, группа в составе Валерия Быковского, Бориса Волынова и Владимира Комарова начала непосредственную подготовку к новому полету на "Востоке" длительностью 10 суток. Подготовка в том же году была полностью завершена, но полет все откладывался. Только 21 марта 1963 г. десятидневный полет был отменен. (Основная причина — не смогли вовремя создать систему жизнеобеспечения, которая гарантировала бы не только десятидневный полет, но и несколько дополнительных дней пребывания на орбите в случае невозможности возвращения вовремя). В тот же день была утверждена новая программа полета, которая предусматривала повторить одновременный полет сразу двух кораблей, но один из них должна была пилотировать женщина-космонавт. В.Комаров в составе группы начал новый цикл подготовки, но подвело здоровье. При очередной тренировке на центрифуге на кардиограмме были зафиксированы экстрасистолы. Понадобилась операция, после которой в личном деле появилась запись: "После операции шесть месяцев противопоказаны перегрузки, парашютные прыжки.." Его хотели отчислить из отряда, но Владимир потребовал дать ему шанс на восстановление. Его поддержал весь отряд. В итоге тренировок по собственной программе уже в середине 1963 г. Владимир Комаров был врачами реабилитирован. 17 сентября его включили в сформированную группу для длительного одиночного полета на "Востоке" (В.Быковский на "Востоке" не выполнил программу восьмисуточного полета из-за низкой орбиты выведения). В феврале 1964 было принято решение "Востоки" больше не делать, а имеющиеся четыре корабля переделать и осуществить полет на них экипажа из трех космонавтов, причем в этом же году. В начале июня Комарова назначили командиром второго экипажа для суточного полета на "Восходе" (именно так назвали модифицированный "Восток") вместе с К.Феоктистовым и А.Сорокиным. 15 августа подготовка была завершена, но корабль был еще не готов. Потянулось длительное ожидание в "режиме поддержания готовности". В сентябре экипажи были, по различным причинам, переформированы и 21 сентября был утвержден новый первый экипаж: В.Комаров, К.Феоктистов, Б.Егоров. 1-й космический полет Владимир Комаров совершил 12-13 октября 1964 г. на борту КК "Восход" вместе с К.П.Феоктистовым и Б.Б.Егоровым. Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа не только летчик, а так же инженер-проектант корабля и врач. Впервые в истории полет экипаж совершал без скафандров. Впервые была применена система мягкой посадки. Позывной "Рубин" — сутки звучал с орбиты. Итоговая длительность полета составила: 1 сутки 17 минут 03 секунд. За успешное выполнение полета Владимиру Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза, вручен орден Ленина и медаль Золотая Звезда. Вскоре ему присвоили квалификацию "Космонавт 3-го класса", а 23 января 1965 года его назначили инструктором-космонавтом в группу космонавтов, готовившихся по программам Министерства обороны. 1 сентября 1965 года он был включен в группу подготовки к полету по программе "Союз". В октябре Комаров возглавил четвертый экипаж. Космонавтом-испытателем в экипаже был Петр Колодин. В марте 1966 г. Владимира Комарова назначили начальником третьего отдела и присвоили новую должность — старший инструктор-космонавт. Ему удавалось совмещать руководство отделом с непосредственной подготовкой. В отличие от “Восхода”, который имел всего два отсека (приборно-агрегатный и спускаемый аппарат), длину 5 м, поперечный диаметр 2,43 метра и общую массу 5,32 тонны, у перспективного корабля «Союз» были следующие параметры: общая масса полностью заправленного корабля - 6,38 т, длина (по корпусу) - 7,13 метров. “Союз” в то время имел уже ту конфигурацию, которую имеют нынешние корабли серии “Союз-ТМ” - основной отсек (спускаемый аппарат), бытовой и приборно-агрегатный. 5 августа 1966 г. было принято решение, что В.Комаров будет пилотировать первый "Союз". Его дублером назначили Юрия Гагарина. Работа над проектом шла огромная, но, несмотря на то, что замечательный по своей конструкции и заложенным в нем возможностях “Союз” нуждался в серьезной доработке, запуск, по ряду причин, решили больше не откладывать.
Полет Владимира Комарова на "Союзе-1" закончился трагически. Космонавт погиб. Но эта трагедия не остановила развитие космонавтики. Программу полета Комарова выполнили другие, занявшие его место в строю. А память о Владимире Михайловиче Комарове навсегда осталась в истории мировой космонавтики. Его именем названа малая планета, школы и улицы в Москве и в других городах. На месте катастрофы Комарова, в Адамовском районе в урочище Карабутак, 24 апреля 1967 г. был установлен памятник. В апреле 1982 года на этом месте был открыт мемориал, в центре которого - высокая стела с бюстом космонавта наверху. Несмотря на отдаленность от города, у мемориала всегда оживленно. Сюда приезжают не только из окрестных селений и ближайших городов, но и со всей страны. Едут и стар, и мал семьями и в одиночестве. Молодожены возлагают к подножию памятника свежие цветы. Люди помнят своих Героев… ... Байконур. 23 апреля 1967 года, 3 часа 35 минут московского времени. Старт “Союза-1”, удачный выход на орбиту. В ЦУПе на первом суточном витке по громкой связи слышат голос Комарова: “Ухожу на крайний виток. До встречи на Земле...” P. S. При написании этого раздела использовалась информация с нескольких сайтов, посвященных истории космонавтики, в частности : http://www.cosmoworld.ru
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: