Село Епишево: вчера и позавчера [MS/17554]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Археологические памятники
Архитектурный
Исторический
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Смоленская обл.
Рославльский р-н
Ближайший нас.пункт
Епишево
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
4.50Нашли: 5
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: djin-sv
Создан: 21.06.2015
Опубликован: 26.06.2015
(отредактирован: 26.06.2015)

Описание окружающей местности

  Село Епишево — одно из старинных сел в Рославльском районе. Украшением его является каменная церковь Николая Чудотворца. До второй половины XVIII в. село называлось Вороница, а затем князь Платон Дмитриевич Друцкий-Соколинский переименовал его в Епишево. Князьям Друцким-Соколинским с давних времен принадлежало местечко Епифан Тульской губернии и ближайшие от него селе­ния, в числе которых было Епишево (недалеко от города Тулы). Князь Платон в приданое от жены получил Вороницу и другие деревни, входя­щие в состав прихода этого села. Затем князь переселился сюда и пер­вез часть крестьян из Епишева. Как воспоминание о родине переселен­ных крестьян Платон Дмитриевич переименовал Вороницу в Епишево. Существующему каменному храму предшествовали два деревянных. Первый из них сгорел при пожаре. В народе сохранилось предание, что перед пожаром на восточ­ной стороне церкви, недалеко от селения Слепцово, многие видели сия­ние, напоминающее радугу. Когда пожар бушевал, явление исчезло. Цер­ковь была охвачена огнем и сгорела.На месте сгоревшего храма был построен другой, также деревянный. Был он двухпрестольным: главный престол — в честь Святителя Николая и придельный — во имя мучеников Флора и Лавра.
Новая церковь оказалась мала для прихода: в праздничные дни она не могла вместить даже 2/3 прихожан. Тогда священники Прохор Евсеевич Недосекин и Александр Григорьевич Дюков решили возводить новую, уже каменную церковь. Крестьяне жертвовали на благое дело хлеб, холст и т. д., местные помещики — деньги и церковные вещи. Кроме того, священники проводили сборы среди верующих в Рославле, Москве и Брянске.

   К 1800 г. церковь была закончена и освящена. В 1829 г. к ней была пристроена красивая каменная колокольня. В 1882 г. храм, имеющий трещины на стенах придела, снова был переложен и расширен по бокам. Отсюда — довольно необычная форма церкви, где придел шире чем центральная часть.

    Данная церковь является редким памятником архитектуры. Имеет форму креста. Это своеобразный храм типа восьмерик на четверике. Построен он в стиле раннего классицизма. Четверик с равной по высоте, но более узкой пятигранной алтарной апсидой увенчан крупным световым восьмериком. Граненый купол прорезан по странам света люкарнами. Де­кор фасада во многом близок к барокко — карнизы, щиты над окнами, прямоугольные ниши, квадратные наличники с фронтонами над узкими люкарнами. Особенно нарядны портики четверика. Крыша на храме была железной, кресты на главах позолоченными.
   На трехъярусной колокольне висели восемь колоколов. Один — весом в сто пудов второй — весом в пятьдесят пудов; третий — весом в пятнадцать пудов (найден случайно на болоте Черная грязь). Остальные колокола были небольшими. Не каждая звонница Рославля имела такой набор колоколов, как в Епишеве.

    Богата была церковь  в своем убранстве и церковном имуществе. Имелось несколько особо чтимых икон, обладающих чудом исцеления. В дореволюционной литературе, посвященной Епишевской церкви, самой интересной и знаменитой иконой Никольского храма указывается икона Божьей Матери Всех Скорбящих Радость. Вот одно из сохранивших­ся описаний этого образа:
«В здешней церкви замечательна икона Божьей Матери, писанная на доске, древнего Византийского стиля, совершенно сохранившаяся и отличающаяся живостью лика и яркостью красок. На обороте ее следующая надпись: «Оный образ Божьей Матери взят из Арчакова Минихом в 1737 году, взят и внесен в комнаты Анны Иоанновны, а взят в полон Мамаем, и находился (?) до взятия из Арчакова, а из комнат внесен на погребение Императрицы Анны в 1739 г., декабря 20 дня». Икона эта пожертвована в Епишевскую церковь бывшей помещицей Небольси­ной, но как и от кого перешла к ней, о том сведений нет, а наследники ее, бедные дворяне, ничего о том не знают».
Куда пропали иконы Епишевской церкви после ее закрытия, неизвестно. Возможно, они утрачены или хранятся сейчас у местных жителей.

   При Епишевской церкви имелся книжный склад, в котором действова­ла библиотека. Крестьяне бесплатно пользовались книгами исторического, ре­лигиозно-нравственного характера, по естествознанию, хозяйственного и бы­тового направлений. В 1898 г. священник Иоанн Розов получил разрешение проводить публичные народные чтения в здании волостного училища. Темы бесед были в основном религиозно-нравственного, исторического и этногра­фического содержания. Среди наглядных средств обучения использовались картины и «волшебный фонарь».
В начале XX в. в Епишеве было открыто земское двухклассное училище, одно из лучших в губернии.
Село Епишево с 1861 по 1924 гг. являлось центром одноименной воло­сти, позже входило в состав Пригорьевской и Сещенской волостей, с 1929 г. являлось центром одноименного сельсовета.
Никольская церковь была закрыта в 1937 г., однако во время Великой Отечественной войны действовала. Вторично упразднена во время хрущев­ских гонений, после смерти в 1958 г. местного священника. В 1974 г. храм был взят на охрану государством.

   Вот такое «вчера» у Епишевской церкви. Сегодня она охраняется только аистом, свившим гнездо на месте креста. Да еще, быть может, едва проступающими ликами на осыпающихся фресках.

   Но у этих мест есть еще и «позавчера».  На окраине села протекает маленькая речка – Черный Пет. По обеим ее берегам расположены два древних земляных сооружения. Одно – трапециевидной формы, можно найти прямо за церковью, последний сельский двор располагается у его подножья. Высота холма – 20 метров, ширина в основании – 40 метров, длина – 60 метров. Взобравшись на него (лучше, конечно, обойти чужие огороды), можно хорошо рассмотреть вторую насыпь (на другом берегу речки). Она больше и напоминает по форме ступенчатую пирамиду. Угол наклона боковых граней – примерно 45 градусов.

   Более пятидесяти лет назад в эти края приезжала группа археологов во главе со знаменитым смоленским историком, профессором Евгением Шмидтом. Ученые провели археологическую разведку. Вот цитата из отчета экспедиции: "При раскопках Епишевского городища, помимо костей животных и расколотых камней, на глубине 150 см обнаружены остатки лепной слабопрофилированной керамики, генетически не связанной с гончарной керамикой древнерусского времени". 
Сейчас эти находки хранятся в архивах Смоленского музея-заповедника. Вот что рассказывает профессор Шмидт про эти места: "Некогда эту местность населяли дославянские днепро-двинские племена. Ступенчатый холм (на той стороне речки) относится к древнерусскому времени: 11-12 веку. А ровный, что ближе к деревне, - более древнее сооружение: около 1000 лет до нашей эры. Это время раннего железного века". Чтобы защитить себя от завоевателей, племена строили городища и обносили их частоколом. Причем забор строился не вокруг холма, а спиралевидно. 
"Насыпь состоит из "ступеней,причем ступени расположены не вокруг городища, а огибают его спиралью. На этих возвышенностях строились тоги - деревянные заборы. Спиральный частокол давал возможность воинам поселения вести обстрел врага, зажатого между стенами деревянной крепости. Разумеется, в том случае, если нападавшие прорывались через первые, внешние ворота".

   Пирамидальное ступенчатое сооружение на другом берегу реки, по мнению профессора Шмидта, носило оккультный характер. "На вершине кургана, возможно, располагалось выложенное из камней святилище Перуна, Стрибога или других славянских богов. В этом месте культурный слой больше одного метра глубиной. Это очень много. Если мы возьмем срез почвы, скажем, Смутного времени, он будет не больше 20 см. В таких глубоких пластах земли не сохраняется даже керамика. Единственным исключением могут быть кости в золе от костра. Зола имеет особое свойство, которое сохраняет органические остатки".

   Если будет желание, то советуем взобраться на курган, который находится непосредственно за домом около церкви. Только чтобы попасть на него следует обойти территорию домов (лучше с правой стороны). Координаты вершины N 53° 43.800' E 33° 06.156'. Открывается великолепный вид. За речкой хорошо виден ступенчатый курган. 

Инфа:

http://smolensk-hram.ru/node/222

http://gorodnews.ru/aif/item.php?id=59

http://3dsmolensk.com/?p=3978

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Ambush (16.02.2023 10:31:17)
взят по дороге в Минск , автору спасибо ,

хотя очередная разруха
Пульсар (07.10.2021 07:55:31)
По карте ещё смоленская область, но мой мобильный оператор уже уже поздравил меня с возвращением...
zepr (01.05.2020 22:01:34)
putnik67 (12.10.2015 15:43:37)
canabis (22.08.2015 22:49:11)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.