Белорецкая узкоколейка. Старый мост [TR/17386]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Исторический
Природный
Техноген
Размер: Нормальный
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Башкортостан респ.
Белорецкий р-н
Ближайший нас.пункт
Белорецк
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 4
Рейтинг
4.42Рекомендаций: 2Нашли: 26
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Узкоколейные паровоз и тепловоз
Узкоколейные паровоз и тепловоз
Автор: kubikrubika
Создан: 29.05.2015
Опубликован: 01.06.2015
(отредактирован: 22.03.2018)

Описание окружающей местности

В истоках реки Белой давно обнаруживались старые рудные закопушки, поэтому не случайно, что заводчики Мясников и Твердышев без труда обнаружили в тех краях железные руды, выкупили у башкирских князей земли и построили завод, который нарекли Белорецким. Было это во второй половине XVIII века, точнее в 1767 году. Завод испытал многое, в том числе полное сожжение в пугачевские времена, был восстановлен. Белорецкий металл стал известен в Европе, после этого сменил не одного хозяина. В 15 верстах севернее был построен молотовый завод в Тирляне, который запустили в 1803 году. Два завода составили предприятие полного цикла – выплавку железа и переработку его в полуфабрикаты.

К концу XIX века с отменой крепостного права последние хозяева столкнулись с резким возрастанием издержек, проанализировали финансовое состояние и обнаружили узкое место – транспорт. Логистика, опирающаяся на гужевые перевозки, была признана архаичной, и, в конце концов, было принято решение внедрить железнодорожный транспорт, тогда - узкоколейный. Все перевозки сырья и вспомогательных материалов, а потом - и рабочих из окрестных поселений было решено осуществлять на современной паровой тяге. Затем пришло понимание того, что и вывозить готовую продукцию дешевле также железнодорожным транспортом, тем более, что в России уже активно строились железнодорожные магистрали широкой колеи. Одна беда – ближайшая трасса Челябинск – Уфа проходила хотя и рядом, всего в полутора десятках верст, но за высокими горами.

И все же проблема была решена. Строители проложили более чем стокилометровую железную дорогу в обход высоких гор. По таежному серпантину белорецкие грузы и большие пассажиропотоки получили возможность близкого и прямого выхода на трансуральскую магистраль. В состав БУЖД вошло и несколько узкоколейных веток, по которым завозилась руда, строительные материалы торф и лес, конечно, на этих ветках было и пассажирское сообщение.

Удобно рассматривать БУЖД, разбив ее на несколько участков: внутризаводские пути, Белорецк – Тирлян, Тирлян – Арша и Арша – Катав-Ивановск. Они жили и умерли по-разному.

Дорога была запущена в 1912 году и трудилась более пятидесяти лет. Здорово осложнял ее жизнь ведомственный произвол: долгое время южная часть дороги принадлежала Белорецкому комбинату, северная высокогорная – Министерству путей сообщения. Угрожало и разворачивающееся в стране движение по ликвидации узкоколейного сообщения, инициированное руководством страны после революции. Узкоколейки массовым порядком перешивались на широкую колею, что в принципе и неплохо, но вот горные участки БУЖД перешивались с трудом, а если уж быть объективным, не перешивались совсем. Нет, узкая колея разбиралась, но вот широкая - не сооружалась. БУЖД умирала. Отсыпанная насыпь сохранилась, правда разрушилась, ее планировали превратить в хорошую грунтовку, но и это сделано не было, сейчас по ней можно только пройти пешком, либо проехать на велосипеде (что и сделали участники экспедиции «100 дней на Урале» в 1991 г. под руководством Н. Рундквиста).

После строительства Магнитки в Белорецк пришло ширококолейное сообщение с дорогами МПС, правда, почти на порядок более длинное, чем через Аршу. Поэтому первым попал под заклание кусок узкоколейки Тирлян-Катав-Ивановск, тем более, что заложенный под Аршой свинцовый рудник оказался нерентабельным. Нанесла свой удар и оборонка - сооружение стратегического объекта под горой Ямантау. Ликвидация участка БУЖД от Тирляна до федеральной трассы, проходившего по заповеднику, а также некоторых технологических веток, проходивших по территории района, явно пришлись «в жилу».

Близрасположенная Магнитка поставила под сомнение необходимость поддержания Тирлянского завода, плотину заводского пруда, видимо, забросили, и внесла свой вклад в судьбу БУЖД стихия – в начале 90-х годов прошлого века плотину прорвало, пострадал завод и несколько десятков жилых домов, были и человеческие жертвы.

И, наконец, добил несчастную железку последний хозяин Белорецкого комбината – челябинская компания «Мечел». В 2002 году, в год 90-летия БУЖД, было издано распоряжение об отказе от перевозок по узкой колее и ликвидации железной дороги. Кстати, Тирлянский завод практически демонтирован, а для Белорецкого уготована участь переработчика полуфабрикатов с челябинских площадок. Но это к слову, хозяевам виднее, чем загружать мощности. Жаль только людей, работавших и на узкоколейке, и живших в умирающих и умерших уже поселениях.

Таким образом, был ликвидирован не только предмет национальной гордости российских металлургов и железнодорожников, но и возможный туристический объект, который мог приносить большой доход от международного туризма и альпинизма.

Источник: http://nashural.ru/Goroda_i_sela/dve-sudbi.htm

Старый мост, у останков которого размещен тайник, находился на ветке БУЖД Белорецк-Тукан-Инзер, построенной позже других - в 30-х годах, по которой из Инзера на Белорецкий завод доставляли лес и известняк, а из Тукана - руду.

"Белорецкая нить" - фильм о Белорецкой узкоколейке: http://www.youtube.com/watch?v=0a4KwEU65AQ

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

a_k_82 (12.06.2023 16:25:19)
Очень интересная статья, автору спасибо! Балку давно уронили, а тайник в опоре теперь открыт всем ветрам и дождям. Блокнот пришел в негодность. Кто поедет в те места, захватите, пожалуйста, блокнот и пакеты. Без обмена
кладмен666 (17.08.2022 14:20:01)
легко нашли ходили компанией положили машинку
Чайник тур (13.08.2022 19:42:05)
moon21 (27.04.2022 18:07:09)
MalikaUfa (04.11.2021 16:27:18)
MrVito (18.06.2021 21:50:25)
Кургазак (05.05.2021 11:44:29)
Sancho-R (06.07.2020 07:29:14)
Супруны (11.06.2019 09:39:48)
klex (21.10.2018 13:51:48)
Dalnoboyshik (16.09.2018 22:17:03)
Cocos (27.06.2018 20:05:46)
Лисицын (16.08.2017 13:00:19)
Traveller4x4 (31.07.2017 07:11:47)
Vils (11.07.2017 14:14:14)
oleg5761 (25.07.2016 21:05:24)
Assassin 3 (14.06.2016 04:21:59)
MaxiLeo (08.02.2016 12:13:45)
Zef (19.01.2016 15:53:53)
Семья Тумановых (25.08.2015 16:12:13)
zezvlad (12.08.2015 06:56:21)
Вуки (15.06.2015 12:50:05)
amirhant (15.06.2015 07:08:07)
mr_bo (08.06.2015 20:23:08)
kubikrubika (08.06.2015 06:48:04)
]{ofe (07.06.2015 20:47:13)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.