Рассказывая о селе Перехваль, сложно его не перехвалить! Село расположено на плодородных землях у впадения речушки Перехвалки в полноводный Дон. Места там очень живописные и насквозь пропитанные историей. В документах село впервые упоминается в 1613 году, но есть все основания полагать, что оно было основано раньше, в последней четверти XVI века. Первыми здесь появились боярские дети Ряховские – мелкие феодалы, состоящие на воинской службе у царя. Эти земли они получили в дар за своё усердие. В документах 1628 года упоминается, что Перехваль - это крупное село с сорока двумя дворами и церковью, принадлежащее Лебедянскому уезду.
По поводу происхождения названия села есть две основные версии. Первая версия связана с древнерусским городом-крепостью Романцевым, который находился здесь. Это был первый военный город бояр Романовых на Дону. Впервые он упоминается в летописях в 1483 году. Местный лес уже более пяти веков носит имя Романцевский. Считается, что жители Романцева в поисках новых земель покинули крепость, то есть "переехали вал". Вторая версия заключается в том, что во времена Петра I в Романцевском лесу росли огромные дубы, которые отлично подходили для строительства кораблей. Он приехал, посмотрел на них, распорядился пилить. Напилили брёвна, связали в плоты, да спустили их по Перехвалке к Дону. А ночью поднялся сильный ураган, и раскидал все плоты. Проснулся Пётр I утром, посмотрел на всё это, и сказал: "Перехвалили мы это место!". Вторую версию косвенно подтверждает тот факт, что ещё в 1659 году при отце Петра I в Романово была крупнейшая корабельная верфь.
Перехвальская церковь впервые упоминается в писцовой книге Г. Ф. Киреевского 1627-1628 годов: "Село Перехваль на речке Перехвалке, а в селе церковь деревянной кладки во имя Рождества Христова, а в церкви Божие милосердие, образы и книги, и ризы, и колокола, и всякое церковное строение мирское…". Примерно через 150 лет в Перехвале построили новую церковь, тоже деревянную, с приделами во имя Тихона и пророка Илии. Название сохранили – Христо-Рождественская. А 10 мая 1883 года в тридцати метрах южнее деревянной церкви началось строительство каменной. К началу XX века это уже был величественный кирпичный храм с колокольней. Не позднее 1902 года при храме была открыта школа грамоты в наемном помещении, а в 1903 году для школы построено собственное здание. Октябрьскую революцию Христо-Рождественский храм пережил. В 1922 году из церкви была изъята серебряная утварь, а в 1929 году в поисках изделий из цветного металла местные власти нашли лишь старую медную икону и два евангелия с бронзовыми крышками. В 1937 году сбросили колокола, церковь окончательно закрыли, а последнего священника, Антона Фадеевича Паршина, родом из соседнего села Ракитино, по решению суда от 11 сентября 1937 года расстреляли. Инициаторами восстановления храма в конце 1990-х годов стали жители села. 2 августа 1998 года состоялось первое богослужение в храме и крестный ход.
Недалеко от церкви находится настоящая жемчужина села - Святой источник Илии Пророка. Он расположен на правом берегу Перехвалки, недалеко от места её впадения в Дон. Источник известен с XVI века, он упоминается в летописях как Святой с 1571 года! Есть легенда, что появился он от удара молнии в землю. Источник был основным для села, воду из него брали и для Крещения, и для питья. Другие источники в селе бывало пересыхали, но такого никогда не случалось с этим. У колодца люди прощались с любимыми и родственниками, приходили к нему помолиться, когда судьба уводила их из родных мест. Городок Романцев дожил до начала правления Бориса Годунова. Опасаясь за престол, Борис приказал порушить города и сёла Романовых в Подонье. Скорее всего тогда и был разрушен город, а Романовы пришли прощаться с ним у святого источника, который с тех пор стали называть "Прощёный колодезь".
В годы богоборчества Святой источник засыпали, но люди не забыли о нём. В конце 1980-х его начали восстанавливать, но дело далеко не ушло. Только в 2009 году нашлись спонсоры и был разработан проект восстановления Святого источника и строительства часовни. Вода в источнике, считается целебной, известны множественные случаи исцеления после омовения в Святой купели источника.
Описание составлено на основании информации отсюда: 1, 2, 3.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: