В Вологде, на улице Ильюшина, на пересечении с Окружным шоссе стоит памятник ИЛ-28. Он установлен в 1984 году и посвящен своему создателю – талантливому авиаконструктору СССР Сергею Владимировичу Ильюшину. Сергей Владимирович Ильюшин родился в деревне Дилялево Вологодской губернии в 1894 году. В пятнадцать лет, по примеру старших братьев, он ушёл из родного дома на заработки. В начале 1910 года в качестве землекопа и грузчика Сергей помогал подготовить площадку для проведения первой в России международной авиационной недели в Санкт-Петербурге. Именно во время этого праздника Сергей Владимирович впервые увидел самолеты и авиаторов. В душе Ильюшина зародился интерес к самолётам и авиации, которые стали увлечением всей его жизни. Благодаря стремлению к знаниям и самостоятельному изучению различных дисциплин, Ильюшину, обладавшему неутомимой энергией, удалось добиться в армии направления на Комендантский аэродром Санкт-Петербурга на должность авиационного моториста, а позднее и бортмеханика. И вот в 1917 году Сергей Владимирович, окончив солдатскую школу летчиков Всероссийского императорского аэроклуба, получил удостоверение пилота. Первой конструкцией, созданной Ильюшиным, стал (что совсем неудивительно для той эпохи) планер АВФ-3 «Мастяжарт», испытанный на соревнованиях в Крыму в 1923 году. А в следующем году Ильюшин проектирует самолет-истребитель, ставший дипломным проектом, за который он и получил звание военного инженера-механика воздушного флота. Последующая деятельность Сергея Владимировича вписана золотыми буквами в историю отечественного самолетостроения.
Он дал жизнь многим моделям самолетов, которые были на вооружении не только у СССР, но и у ряда других стран. За создание Ил-28 Сергею Владимировичу Ильюшину была присуждена Сталинская премия. Всего же за свои изобретения конструктор получил 7 Сталинских премий, что для этой награды является рекордным количеством, врученным в одни руки! Сергей Владимирович Ильюшин скончался 9 февраля 1977 года, будучи трижды Героем Социалистического Труда, генерал-полковником инженерных войск, единственным в Советском Союзе семикратным лауреатом Сталинской премии и академиком АН СССР.
Ил-28 (по кодификации НАТО: Beagle (рус. «Гончая»)) – первый реактивный тактический бомбардировщик в СССР. Сначала работал с английским двигателем «Нин» фирмы «Ролс-Ройс». Проектирование Ил-28 велось С.В.Ильюшиным в инициативном порядке, официальное задание на постройку фронтового бомбардировщика было выдано ОКБ А.Н.Туполева. Вопрос о принятии на вооружение фронтового бомбардировщика рассматривался на самом высоком уровне. Как вспоминал Ильюшин, Сталин детально рассмотрел представленные данные, выслушал мнения военных и решил принять на вооружение Ил-28. В августе-сентябре 1949 г. Ил-28 с двигателями ВК-1 прошел контрольные испытания с рекомендацией о запуске в серию. В серийный выпуск в 1949 году поступил уже с отечественным ВК-1. Производство самолетов быстро набирало темпы. Благодаря простоте и высокой технологичности конструкции, выпуск в 1949-55 гг. в отдельные периоды достигал более ста Ил-28 в месяц. Всего с 1949 по 1955г. в СССР было построено 6316 самолётов различной модификации: разведчиков, штурмовиков, торпедоносцев, учебных и противолодочных машин.
Ил-28 создавался под экипаж из трех человек: лётчика, штурмана и кормового стрелка-радиста. Принимая решение отказаться от второго пилота при проектировании, учитывалась сравнительно небольшая продолжительность полета фронтового бомбардировщика, которая была равна в среднем 2,0-2,5 часа и не превышала 4-х часов. Работу летчика в крейсерском полете предполагалось облегчить установкой автопилота. Экипаж Ил-28 размещался в передней и задней герметизированных кабинах. Большая скорость полета Ил-28 потребовала принять специальные меры по обеспечению аварийного покидания. Рабочие места летчика и штурмана были оснащены катапультируемыми вверх креслами. Стрелок-радист в аварийной ситуации мог воспользоваться нижним входным люком, откинутая крышка которого защищала его от действия воздушного потока в момент отделения от самолета. Штурман находился в катапультируемом кресле в период взлета, посадки и воздушного боя. При работе с бомбардировочным прицелом он занимал место на другом сиденье, расположенном по правому борту самолета. Для удобства ведения огня и слежения за целью сиденье стрелка перемещалось по вертикали одновременно с перемещением оружия. В боевых полках Ил-28 быстро завоевал симпатии наземных и летных экипажей. Пожалуй, впервые в Советском Союзе создатели боевой машины уделили столь много внимания условиям работы авиаторов. Люди, привыкшие к по-спартански холодным и шумным кабинам поршневых бомбардировщиков, поражались комфортным условиям на борту новой машины, удобной компоновке и богатству оборудования. Летчики особо отмечали значительно более простую технику пилотирования Ил-28, чем Ту-2, особенно на взлете и посадке, несоизмеримо возросшие скорость и скороподъемность, хорошую маневренность. Для штурманов "двадцать восьмой" открыл ранее недоступные приемы самолетовождения и бомбометания, особенно в сложных метеоусловиях. Технический состав получил машину, обслуживать которую было просто и удобно: двигатели легко раскапотировались, агрегаты были взаимозаменяемыми, к местам, требующим постоянного контроля, обеспечен удобный доступ. Самолёт был оснащён эффективной противообледенительной системой (ПОС). Система обеспечивала защиту от обледенения и в случае полета с одним отказавшим двигателем. Ил-28 оказались единственными в советских ВВС, которые промозглым днем 9 марта 1953 г., в условиях низко нависшей над столицей облачности со снегом и дождем, смогли пролететь на малой высоте над Красной площадью, отдавая последние воинские почести И.В.Сталину.
Но недолго продлился звездный час Ила. Уже к концу 50-х годов его начали заменять на Як-28. В начале 60-х, по инициативе Н.С. Хрущёва началось массовое снятие с вооружения Ил-28. Самолеты, имеющие всего по 60-100 часов налёта, варварски уничтожались, а авиачасти сокращались. В это время под влиянием господства ракетно-ядерной доктрины утвердилось мнение, что пилотируемая авиация свое значение утратила. Безжалостно были раздавлены и судьбы тысяч авиаторов, которых увольняли из Вооруженных Сил. В ВВС посчастливилось остаться немногим. Ветераны, прошедшие через это, и сейчас с болью вспоминают, как хоронили они свою мечту, как со слезами на глазах расставались с полюбившимся самолетом, прощаясь с ним, словно с надежным и верным товарищем. Уничтожить тысячи цельнометаллических бомбардировщиков оказалось сложнее, чем исковеркать людские судьбы. К тому же, командование ВВС относилось к этому вандализму без энтузиазма. Многие Ил-28 были переоборудованы в летающие мишени, еще больше законсервированы на открытых стоянках. Достаточно много боевых машин попало в летные училища, где они вместе с Ил-28У прослужили до середины 80-х гг. Отдельные звенья и эскадрильи, насчитывавшие 4-10, а иногда и более машин этой модификации, имелись почти во всех округах и группах войск. Немало Ил-28 сохранилось и в боевых полках, в том числе и носители ядерного оружия. В некоторых частях они эксплуатировались вплоть до переучивания на Су-24. Часть Ил-28 были переоборудованы в буксировщики мишеней или использовались в учебных целях, основную же массу просто уничтожили.
Ил-28 нашли широкое распространение за пределами СССР. Они состояли на вооружении ВВС или ВМС Алжира, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, ГДР, Египта, Индонезии, Ирака, Йемена, Китая, КНДР, Марокко, Нигерии, Польши, Румынии, Сирии, Сомали, Финляндии, Чехословакии. Самолеты строились серийно в Китайской Народной Республике и Чехословакии. В 50-х гг. значительное количество Ил-28 было поставлено Китаю. В большинстве стран Ил-28 давно сняты с вооружения. До недавнего времени, несмотря на «пенсионный возраст» Ил-28 (Н-5) эксплуатировались в морской авиации КНР, в качестве патрульных и тренировочных машин. КНДР является единственной страной, ВВС которой продолжают использовать этот самолёт созданный 67 лет назад!
Самолет, стоящий в Вологде, относится к учебным (Ил-28У). Добрался он своим ходом до аэродрома Федотово-Кипелово (50 км. от Вологды), откуда за ночь по шоссе был перевезен в областную столицу, где и стал одним из любимых памятников вологжан и гостей города.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: