С неба - в бой [MS/16962]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Логический
Размер: Неизвестно
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Калужская обл.
Износковский р-н
Ближайший нас.пункт
Мятлево
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 2
Рейтинг
3.75Нашли: 13
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Кочевники
Создан: 22.03.2015
Опубликован: 25.03.2015
(отредактирован: 25.03.2015)

Описание окружающей местности

30 сентября 1941 года немецкое командование приступило к осуществлению крупнейшей военной операции Второй мировой войны под кодовым названием «Тайфун», конечной целью которой было взятие Москвы. В ней участвовали сразу три танковые немецкие группы. В этот день перешла в наступление 2-я танковая группа под командованием генерала Гудериана. 2 октября нанесли удар основные силы группы армий «Центр». В ходе ожесточенных боев за короткое время в окружение под Брянском и Вязьмой попали части Брянского, Западного и Резервного фронтов – более 600 тысяч человек.
Вечером 4 октября командующий Западным фронтом И.С. Конев доложил И.В. Сталину «об угрозе выхода крупной группировки противника в тыл войскам». На следующий день аналогичное сообщение поступило от командующего Резервным фронтом Буденного. Семен Михайлович доложил, что «образовавшийся прорыв вдоль Московского шоссе прикрыть нечем».

Начальник парашютно-десантной службы Западного фронта капитан И. Г. Старчак по своей личной инициативе сформировал отряд из 430 десантников-диверсантов. Старчак принял решение задержать противника на Варшавском шоссе, преградив ему со своим отрядом путь у моста через Угру. В ночь на 5 октября «старчаковцы» заминировали подступы к мосту, заложили фугасы, замаскировали свои позиции. На рассвете 5 октября из-за поворота дороги появились гитлеровские мотоциклисты в сопровождении бронемашин. Затем подошли танки и автомобили с пехотой.
Парашютисты подпустили их к самому берегу и открыли сильный огонь. Бой продолжался 7 часов. Понеся большие потери, гитлеровцы отступили. К исходу дня противник подтянул резервы в числе двух батальонов, артиллерию и минометы. Под натиском превосходящих сил противника отряд отошел на заранее подготовленный рубеж.
Ночью, используя передышку, десантники глубже зарылись в землю, заминировали берега реки, обочины дороги у моста. Ровно в 14.00 следующего дня на отряд обрушился шквал артиллерийского и минометного огня. Казалось, ничего живого не осталось на «десантном пятачке», но едва вражеская пехота при поддержке танков поднялась в атаку, ее встретил сильный, организованный огонь. И так в течение дня несколько раз. С винтовками против танков и артиллерии.

8 октября после упорных боёв, понеся большие потери, отряд Старчака был вынужден отойти по Варшавскому шоссе на левый берег реки Изверь в район деревень Воронки-Юдино. Немецкие войска, в свою очередь, были вынуждены приостановить своё движение. Получив подкрепление, 8 октября сводный отряд вышел из Чернышовки, и под миномётном обстрелом предпринял контрнаступление и к полудню вновь вышел на ранее оставленные позиции по линии Кувшиново-Красные Столбы.
В течение пяти дней попытки немецких войск форсировать реку Угру и прорваться на Медынь отражались действиями отряда. Небольшое подразделение парашютистов и подольские курсанты, по сути, были единственным заслоном на участке Юхнов—Подольск. По словам И. Г. Старчака, «За нами Москва. Умрём как один, но немцев задержим». В результате ожесточённых боев из 430 «старчаковцев» в живых осталось всего 29 человек. Своим героическим самопожертвованием «старчаковцы» сорвали план быстрого захвата Малоярославца, и тем самым помогли советским войскам выиграть необходимое время для организации обороны на подступах к Москве.

Узнав о героизме десантников, командующий фронтом С. М. Будённый удивился тому, что отряд сдерживал натиск немецкой бронетехники без орудий и противотанковых пушек, назвав Старчака «отчаянным командиром». За сдерживание прорыва немецких войск под Юхновым И. Г. Старчак был награждён орденом Ленина.

***
В ночь на 4 января 1942 года отряд уже майора Старчака был вновь десантирован под Юхнов. Планировалось, что парашютисты в составе 416 человек захватят аэродром в районе села Большое Фатьяново (в 5 км восточнее Мятлево), куда затем на самолётах будет доставлен 250-й воздушно-десантный полк (1300 человек) прибывшей из Забайкалья 82-й стрелковой дивизии. Кроме того, второй отряд парашютистов под командованием капитана И. А. Суржика (348 человека) выбрасывался за день до этого в районе сел Гусево, Бурдуково и Гусаково в 12—15 км северо-западнее Медыни возле шоссе Медынь—Гжатск. Совместными усилиями они должны были перерезать шоссе Юхнов-Медынь, чтобы пресечь движение противника из района Калуги на Вязьму, а также воспрепятствовать отходу войск немецкого 57-го армейского корпуса по Варшавскому шоссе от Малоярославца и Алешково через Медынь на Юхнов, а также захватить станцию Мятлево и полностью парализовать немецкие тылы в полосе наступления 43-й и 49-й армий Западного фронта.
По воспоминаниям И. Г. Старчака, прибывшая на первых четырёх самолётах передовая группа под его командованием получила радиограмму — не ждать остальные машины. И не дожидаясь полного сбора парашютистов, Старчак повёл своих бойцов в атаку, захватив аэродром. По советским официальным данным, группа захвата не смогла установить контроль над аэродромом до вечера 4 января, подавляя ожесточённое сопротивление противника. А затем утром 5 января погода резко ухудшилась, и поднявшаяся метель занесла весь аэродром снежными сугробами.

По воспоминаниям И. Г. Старчака, захватить аэродром удалось быстро, ещё до рассвета 4 января, перебив и разогнав немногочисленную охрану: немецкое командование рассматривало аэродром как резервный, и поэтому его не использовали. Из-за этого все полосы были занесены снегом, на расчистку которых ушёл весь день. Всего после высадки было собрано 85 % парашютистов (около 300 человек), что считается хорошим результатом для десантных операций. Однако ни в ночь на 5-е, ни в ночь на 6-е самолёты с десантом так и не прилетели.

В итоге высадка 250-го воздушно-десантного полка на аэродром Большое Фатьяново была отменена, а батальон Старчака перешёл к самостоятельным диверсионным действиям. Вечером 5 января был взорван железнодорожный мост у платформы Костино. В ночь на 8 января внезапной атакой десантники захватили железнодорожную станцию Мятлево, где было уничтожено 2 эшелона с 28 танками и другой военной техникой. Затем ещё 10 суток батальон вёл боевые действия на дорогах южнее Медыни. По воспоминаниям Старчака, на дорогах появились таблички: «Движения нет, опасная зона» или «Внимание, русские парашютисты!» 20 января 1942 года остатки батальона Старчака (всего 87 человек) соединилась с силами направленной ей навстречу 34-й отдельной стрелковой бригады 43-й армии. Своими действиями батальон майора Старчака частично дезорганизовал работу немецкого войскового тыла, чем способствовал успеху наступления советских частей.
В ходе этой операции Старчак получил сильное обморожение обеих ног. Выписавшись из госпиталя осенью 1942 года, он добился, чтобы ему снова разрешили полеты, и несмотря на запрет, снова продолжил прыжки.
***

В послевоенные годы И. Г. Старчак успешно участвовал в пограничных операциях на Кавказе, в Туркмении и в западных областях Украины, а также при сбрасывании грузов в условиях Забайкалья и в горах Восточного Памира. Он был первым, кто совершил тысячу прыжков с парашютом. На его жетоне, подвешенном к знаку мастера парашютного спорта, выгравирована цифра 1096 (столько прыжков на его счету).
Однако автокатастрофа усугубила фронтовое ранение и поставила крест на его дальнейшей военной карьере, и в 1952 году офицеру-десантнику пришлось уйти в отставку. Тем не менее, он не бросил парашютный спорт, обучал молодых десантников и продолжал прыгать сам.

Литература о Старчаке: Старчаке: http://modernlib.ru/books/lemberik_isay/kapitan_starchak_god_zhizni_parashyutistarazvedchika/read/
Книга Старчака: http://www.211shap.ru/viewtopic.php?p=12592с

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

mmm1863 (22.07.2022 16:24:40)
Никак не могли найти более менее нормальный подход к закладке. Куда не ткнёмся, везде упирались в какой-то дичайший бурелом, 2-х метровую крапиву и глубокий и отвесный овраг. Но все-таки потратив изрядное количество сил и времени дошли. Коробочка на месте. Отписались, обратно убрали, всё замаскировали.
Ну и как это обычно и частно бывает, обратно вышли сразу на совершенно отличную лайтовую дорогу и без проблем дошли до машины:))
Авторам спасибо за тайник и за память.
Вера (12.05.2022 07:13:40)
Столько лет прошло, а окопы-траншеи еще сохранились...
какырка (11.05.2022 21:28:36)
putnik67 (11.07.2021 15:00:48)
Zlodey (24.04.2021 19:02:21)
zepr (19.04.2021 15:44:21)
Лиса и Алиса (30.05.2020 20:41:44)
ЖЖ и Chuma (30.07.2018 10:54:18)
Kesha&Ko (19.05.2017 21:06:44)
Doctor_kesh (29.10.2015 13:42:45)
Arilent (14.10.2015 20:45:14)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.