Есть в Великом Новгороде казённое учреждение с официальным названием "Центр противопожарной пропаганды и общественных связей". А интересно оно тем, что перед ним находится мини-экпозиция из двух раритетных технических средств огнеборцев. Это ручной пожарный насос на конной тяге и пожарный автомобиль ПМГ-1.
Автомобиль ПМГ-1 (пожарная машина ГАЗ модель №1) производился на Миусском заводе в Москве с 1932 года. Предпосылки создания этого автомобиля относятся к 1930 году, когда в печати стали появляться статьи о необходимости создания легкого пожарного автомобиля.
Пожарная команда этого автомобиля состояла из 8-и человек, шестеро из которых отправлялись на задание на боковых сиденьях кузова, а двое, шофер и командир, в кабине. Чтобы удержаться снаружи пожарного автомобиля во время езды, члены команды пристегивались ремнями к поручню. Сидевший на правой скамейке возле кабины пожарный бил в колокол. Еще со времен конных пожарных экипажей этот сигнал оповещал прохожих и других участников движения о приближении пожарных. ПМГ-1 больше подходила для тушения пожаров в небольших зданиях, например, в домах, так называемого «частного сектора», которых в 30-50-е годы было еще много даже на окраинах больших городов, не говоря уже о селах и деревнях.
Внутри кузова ПМГ-1 располагался бак с водой, так называемый водобак первой помощи. Данная емкость с водой была необходима, так как перед пуском в центробежный насос требовалось залить порцию воды. По бокам к спинкам сидений крепили катушки с выкидными рукавами. Сверху надстройки закрепляли трехколенную выдвижную лестницу, заборные рукава, запасное колесо и резиновые стволы. Внутри деревянного кузова помещались стендер и фонарь «летучая мышь», а в ящиках различные противопожарные принадлежности (разветвитель-тройник, забирные сетки и прочее) и шанцевый инструмент. На передних крыльях машины закреплялись пеногенератор, разветвитель-двойник и два огнетушителя. К задней части автомобиля приделывались поворотные кронштейны, на которых подвешивали большую катушку с выкидными рукавами. Для управления механизмами машины во время подачи воды на пожаре внутри надстройки находились соответствующие тяги, а в задней ее части устанавливали ручки управления. С левой стороны сзади кабины на автомобиле устанавливался стендер - устройство для подключения к городской водопроводной сети.
Были у «Пожарной Машины ГАЗ №1» бесспорные достоинства. В 30-е годы требовалась простая надежная техника. К месту оказался простой 4-х цилиндровый нижнеклапанный двигатель, рассчитанный на низкосортный бензин, которым можно было заправиться в любом регионе СССР. Простейшая система электрооборудования, подача топлива самотеком и другие особенности конструкции не требовали от водителя глубоких познаний в механике, упрощали обслуживание. Дорожный просвет машины составлял 200 мм, что при довольно больших по наружному диаметру (840 мм) шинах размером 6,00 - 20" позволяло двигаться уверенно по грунтовым и лесным дорогам. Последнее было особо важно, так как помимо столичных пожарных депо, машины ПМГ-1 с середины 30-х поступали в сельские пожарные дружины, пожарные части небольших городов и поселков. В провинциальных и сельских пожарных дружинах некоторые «полуторки» доживали до 60-70-х годов.
Технические характеристики (в скобках для шасси ГАЗ-ММ) Дорожный просвет минимальный 200 мм Радиус поворота 7,5 м Масса в боевой готовности 3800 кг Максимальное давление насоса 12 кг/см2 Глубина забора воды 8 м Производительность насоса 1400 л/мин Рукава на двух боковых катушках по 80 м Рукав на задней катушке 160 м Емкость топливного бака 40 л Расход топлива на шоссе 17 л / 100 км Емкость водяного бака первой помощи 146 л Экипаж 8 чел (2-в кабине и 6-в кузове) Максимальная скорость при полной массе 60 (70) км/ч Двигатель карбюраторный, 4-х тактный, 4-х цилиндровый. Рабочий объем двигателя 3280 см3 Мощность двигателя 40 (50)л.с. / 2200 (2800) об/мин
Ручной насос на конной тяге производства Лангензипен.
В конце XIX и начале XX в. выпуском пожарных насосов в России занимались три фирмы: «Лангензипен» в Петербурге, «Рамм» в Казани, «Густав Лист» в Москве. Выпуск насосов этими фирмами не удовлетворял нужд и потребностей страны. По переписи пожарных насосов с ручным приводом в 1892 г. насчитывалось всего 4970 шт. Пожарных насосов с паровыми двигателями были единицы и те иностранного производства.
Товарищество «Лангензипен и К» учреждено в 1878 году прусским подданным, петербургским купцом 2-й гильдии, коммерции советником Рихардом Людвиговичем Лангензипеном и петербургским купцом 2-й гильдии Оскаром Васильевичем Митенсом. Уставный капитал товарищества составлял тогда 30 тысяч рублей. Рихард Людвигович Лангензипен был основателем производства трубопроводной арматуры в России, построив Чугунно-меднолитейный, Арматурный и Машиностроительный заводы на купленных у Гоша промышленных зданиях. Лангензипен существенно расширил номенклатуру выпускаемых изделий и предприятие стало быстро расти, и в 1895 году насчитывало 650, а к 1900-м годам - 800 работников. Продукция Акционерного общества «Лангензипен и К» пользовалась повышенным спросом, в чём в немалой степени способствовало особое внимание специалистов фирмы, уделяемое качеству и внешнему виду изделий. На выставках в Милане, Казане, Полтаве, Юрьеве, Одессе, Омске, Царском Селе изделиям «Лангензипен и К» присуждались золотые медали. Постоянно устраиваемые конкурсы приносили положительные отзывы о продукции фирмы. Перед Русско-Японской войной завод «Лангензипен и К» выполнял заказы Министерства Обороны. Краны-гидранты с гайками Шторца, приборы «Клингер», манометры на 200 атмосфер с кранами устанавливались на военных подводных лодках типа «Морж», линкорах «Севастополь», «Петропавловск» и броненосце «Цесаревич».
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: