Тихорецк [MV/16780]

площадь Жукова
площадь Жукова
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Краснодарский край
Ближайший нас.пункт
Тихорецк
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 2
Рейтинг
4.50Нашли: 12
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
мемориал на площади
мемориал на площади
паровоз-ветеран
паровоз-ветеран
ракетоноситель
ракетоноситель
Д.И. Козлов
Д.И. Козлов
Автор: zavar
Создан: 16.02.2015
Опубликован: 17.02.2015
(отредактирован: 27.03.2023)

Описание окружающей местности

 История города

История города Тихорецк связана со строительством Владикавказской железной дороги.

В 1860 г. Александр II подписал Указ о создании новой административной единицы Российской империи - Кубанской области.

Перед правительством России встал вопрос об экономическом освоении новых земель и политическом закреплении в новой области. В 1859 г. Наказной Атаман Войска Донского обратился к Военному Министерству с просьбой о постройке железной дороги.

26 мая 1860 г. Военный министр генерал-адъютант Сухозавет подписал письмо, разрешившее это строительство, начавшееся активно и скоро.

Владикавказская железнодорожная магистраль дала колоссальный толчок развитию всей экономики Кубани.

С первых лет строительства дороги на необжитых местах стали возникать поселки железнодорожников. Среди рабочих все чаще стали появляться крестьяне, искавшие заработок на стороне. В 1862 г., после принятия "Постановления о переселении в Закубанье", поток переселенцев дали Воронежская, Харьковская, Полтавская, Курская, Черниговская, Орловская и др. губернии. Переселенцы вносили свой вклад в изменение жизненного уклада в места, где они начинали новую жизнь.

17 мая 1874 года через маленькую железнодорожную станцию Тихорецкая прошел на юг первый грузовой поезд по новой Владикавказской железной дороге. Эта дата считается датой основания железнодорожной станции Тихорецкая на западной окраине земельного юрта казачьей станицы Тихорецкой Ейского уезда Кубанской области. При железнодорожной станции появляется небольшой неофициальный поселок, в 1882 году на станции был уже небольшой деревянный вокзал, несколько деревянных бараков и он насчитывал 41 жителя. После пуска в эксплуатацию железнодорожных веток на Новороссийск, Царицын и Екатеринодар железнодорожная станция стала узловой. В 1895 году на месте разросшегося поселка при железнодорожной станции создается хутор Тихорецкий в подчинении станицы Тихорецкой, на котором через два года уже числилось 2 077 жителей, а в 1917 - 14 313 жителей, в основном иногородних, частично казаков. Станция стала крупным транспортным и промышленным центром северной Кубани. В октябре 1899 г. открыты паровозоремонтные мастерские, дистанция пути, в 1902 г. - северное локомотивное депо, на территории станции были построены огромные хлебные склады и амбары, стали появляться частные промышленные и торговые предприятия. В 1883 году было построено кирпичное здание вокзала.

В начале 1900 г. на станции Тихорецкой произошло первое стихийное выступление рабочих паровозоремонтных мастерских, в мае и ноябре 1902 г. -митинг и забастовка, в октябре-декабре 1905 г. - забастовка и восстание. 10 января 1918 г. на многолюдном митинге в клубе железнодорожников председателем Совета рабочих и солдатских депутатов М.К. Меньшиковым провозглашается Советская власть. В декабре 1917 г. - июле 1918 г. ж.д. станция и хутор были военным центром Красной Кубано-Черноморской армии, затем Северо-Кавказской республики, вплоть до занятия 14 июля Добровольческой армией. 9 августа 1918 года на хуторе Тихорецком создано атаманское правление, с марта 1920 г. после наступления Красной Армии в хуторе Тихорецком снова устанавливается Советская власть. 

8 августа 1922 года Тихорецкий хуторской Совет получил права городского, а 26 января 1923 г. хутор преобразован и получил статус - заштатный город Тихорецк Кавказского отдела Кубано-Черноморской области. 2 июня 1924 г. Тихорецк стал районным центром, а 1 марта 1926 г. постановлением Президиума ВЦИК и СНК Тихорецк вошел в список городов районного подчинения Северо-Кавказского края, население которого составлено 19.2 тыс. чел.. Город быстро рос и развивался. В 1939 году население его составляло уже 36.7. тыс. чел. Стала застраиваться его юго-западная часть, развиваться социально-экономическая сфера. В 1926 г. строится мясокомбинат, в 1929 г. - птицекомбинат. В январе 1930 г. паровозоремонтные мастерские преобразуются в завод, 1934 г. мастерские службы пути - в завод "Красный молот", в 1929 г. строится красивое здание железнодорожной больницы, действовали горбольница, 2 амбулатории, консультация, поликлиника, работали 2 железнодорожных клуба, 3 зимних и 2 летних кинотеатра и библиотека, городской радиоузел. В 1939 году началось строительство Дворца культуры.

Большие испытания принесла тихоречанам Великая Отечественная война. В период немецко-фашистской оккупации с 5 августа 1942 г. по 30 января 1943 года было замучено около 3.5 тыс. тихоречан. Среди них - хорошо известный накануне войны первый секретарь райкома партии Георгий Дмитриевич Морозов, учительница Юлия Карташова, машинист Жишко, партизан Ефим Комаристый и многие - многие другие. Станция и город подвергались постоянным налетам вражеской авиации, поэтому после освобождения города 317-й, 417-й и 351-й стрелковыми дивизиям Северо-Кавказского фронта освободители вошли в почти полностью разрушенный город. Пострадали почти все предприятия, общественные здания, многие жилые дома. Ущерб, нанесенный городу войной, составил 85 млн. руб.

В знак благодарности и вечной памяти тихоречане установили в 1959 г. на центральной площади города - площади Жукова мемориал воинам - землякам, погибшим в годы революции, гражданской и Великой Отечественной войн (скульптор - И.М. Шмагун, архитектор - Е.Г.Лащук), а в 1990 г. у памятника были установлены мемориальные плиты с именами погибших в годы Великой Отечественной войны тихоречан.

 Драма Кубанской станицы.

Ошибочная политика советской власти по насаждению коллективных хозяйств, привела повсеместно к справедливому недовольству населения. По сравнению с продуманной и выгодной аграрной политикой, начатой ещё П.А.Столыпиным, новая политика выглядела разорительной и похожей на возврат к крепостничеству. В стране прокатился целый ряд крестьянских восстаний, самое крупное и известное из которых — Тамбовское. Восстание было жесточайшим образом подавлено и по масштабу пролитой крови и репрессий превзошло все, аналогичные подавления мятежей царского времени. Не прошла беда стороной и кубанский край. Все свои огрехи и просчёты, новая власть обратила на казачье население, обвинив его в саботаже и нежелании работать. Врагом был назван целый народ, который всю жизнь не только работал на земле и давал государству лучшие урожаи, но и равноценно защищал эту землю на всех рубежах России. Вторично, после репрессий 1920-х годов, было решено опустошить  благодатный край, но главное – уничтожить казачье население, как таковое. Работоспособных приказали вывезти в необитаемые края, а остальных подвергнуть наказанию, лишив их не только всего урожая, но и семенного фонда, а следовательно и возможности к дальнейшему существованию. Это был настоящий геноцид противившегося населения, от которого так старательно открещивались в более поздние советские годы

Кубанские казаки нескольких станиц в районе станицы Тихорецкой организовали вооруженное восстание, во главе которого стали кадровые казачьи офицеры. Все способные носить оружие явились на сборные пункты, чтобы принять участие в борьбе.
Восставшие разделились на девять отрядов, распределенных по территории примерно в 30 километров. Оружие удалось получить путем захвата трех оружейных складов. Были также пулеметы и бомбомет. Не хватало только полевой артиллерии.
Местные гарнизоны сочувственно отнеслись к восстанию, и если не стали открыто на сторону восставших, то и не выступили в защиту советской власти и без сопротивления дали себя разоружить.
Подготовка к выступлению началась с ранней осени, когда продовольственная нужда обострилась настолько, что население потеряло терпение и стало открыто нападать на обозы с хлебными продуктами, направлявшимися из дальних станиц к железнодорожной магистрали.
С половины октября для казаков наступили тревожные дни: стало известно, что в Москве решили изъять все активное молодое население области и направить его на север. Очевидно, это и послужило сигналом к выступлению.
Выступление началось в 14 верстах от ст. Тихорецкой. В общем собралось вооруженных казаков свыше 6 тыс. человек, а невооруженных — чуть не всё мужское население района.
Восставшие выделили отряд, занявший ст. Тихорецкую после ночного боя с небольшим советским отрядом, охранявшим станцию. Советские комиссары бежали в Ростов.
Завладев Тихорецкой и другими путями сообщения, восставшие во всех захваченных округах ликвидировали советскую власть. Почти целую неделю захваченные районы находились под властью восставших.
Посланные ростовскими властями на первых порах слабые воинские части особого назначения были разбиты с большими потерями: восставшим удалось в первые три дня захватить 4 полевых орудия, 11 пулеметов, несколько сот ружей с патронами и большое количество перевязочных средств.
К месту главного боя советское правительство стянуло с разных мест Кавказа войска всех родов оружия и две школы красных курсантов, которыми командовала тройка, специально присланная из Москвы. Повстанцы оказали отчаянное сопротивление. Каждая пядь земли защищалась ими с необычайным ожесточением.
Первые пять дней боя, затихавшего только по ночам, не дали решительно никаких результатов. Штыковые атаки всегда кончались в пользу повстанцев.
С шестого дня обозначился перевес на стороне красных, пустивших в ход артиллерию, танки и даже газы.
Несмотря на недостаток оружия, численное превосходство неприятеля, на большое число раненых и убитых и недостачу продовольствия и военных припасов, восставшие держались в общем 12 дней и только на тринадцатый день бой по всей линии прекратился.
В результате — тысячи убитых и раненых с обеих сторон. Все больницы переполнены ранеными и искалеченными.
Расправа началась в первый же день, после отступления от Тихорецкой повстанцев. Расстреляны были все без исключения пленные, захваченные в боях.
Повсюду вокруг Тихорецкой валялись человеческие трупы, т. к. пленных убивали по приказу красного командования на месте, где они сдавались, даже не приводя в штабы.
Как только власть перешла вновь от военных к ГПУ, началась расправа с мирным населением. Расстреливали днем и ночью всех, против кого были малейшие подозрения в симпатии к восставшим. Не было пощады никому, ни детям, ни старикам, ни женщинам, ни даже тяжко больным.
Приказ Сталина гласил кратко: выслать все активное казачье население на север в концлагери.
Всего подготовлено к высылке около 18 тыс. человек, собранных со всей области и расположившихся в ожидании транспорта у ж.д. станции.
Самое большее, можно было отправлять по 200—300 чел. в день, за отсутствием подвижного состава, продовольствия, угля и пр.
Пока вся армия пленных живёт под открытым небом, частью в вырытых наскоро землянках, частью на голой земле в ужаснейших условиях.
Среди восставших было и несколько десятков немецких колонистов.

 Один из символов города

В нескольких метрах от Привокзальной площади город Тихорецк раскинулся парк. В этом парке у самой кромки Привокзальной площади стоит паровоз СО 17-12(3). Он как бы застыл при выходе из каменного тоннеля. Интересна судьба этого паровоза-памятника.

В годы войны локомотив был определен в специальное формирование –колону паровозов особого резерва и возил на фронт боевую технику, боеприпасы, горючее, маршевые пополнения.
Возглавлял экипаж паровоза Анатолий Жданович. Вторым машинистом был Григорий Глебов. Помощниками машинистов были Михаил Лозински и Станислав Залевский, поездными кочергами – Гоги Гоберидзе и Арам Гамарели, главным кондукторами – Карл Бебрис и Альфред Гринберге, поездным вагонным мастером - Григорий Кришко, всего.
 Считается старших кондукторов и проводника вагона - теплушки, было 13 человек . Это официально, а фактически -14.Четырнадцатым был Славик Жданович, пятилетний сынишка старшего машиниста.
 Славный боевой путь прошел экипаж паровоза. Тысячи и тысячи километров по фронтовым магистралям. Случалось, паровоз получал повреждения во время бомбежек или при артобстреле. Но приходило несколько дней, а то и часов, и восстановленный руками ремонтников и экипажа, он снова возвращался на запад и паровоз Ждановича.
 Одним из первых он привел воинский состав в освобожденный Донбасс, в числе первых «ступил» на парвый берег Днепра в районе Днепропетровска, доставив по временной переправе поезд с боеприпасами.
Машинист знал, что переправа понтонная. Настил трещал, под колесами, бурлила днепровская вода. Казалось, что вот-вот понтоны расступятся и паровоз пойдет ко дну…
 Через несколько дней после того, как над рейстагом было поднято Знамя Победы, из Франкфурта-на-Одере вышли в Берлин первые два советских грузовых поезда, один из которых вел Анатолий Жданович.

 Когда закончилась война, паровоз 17-12 работал на Берлинском направлении, обслуживал пассажирские поезда на участке Брест – Варшава – Берлин. В 1946 году паровоз уже был в Москве, в локомотивном депо Москва – Сортировочная. Затем долгое время находился в Ростовском объединенном транспортном хозяйстве.
А в конце 1974 года начались работы по созданию мемориала в Тихорецке. И вот 8 мая 1975 года наступил торжественный день, Стальной богатырь паровоз 17-12 застыл у выхода из каменного тоннеля.
 Легендарный локомотив… паровоз – воин, паровоз – труженик обрел на кубанской земле свое бессмертие. Дважды в день мимо паровоза проходит людской поток. Это идут на работу и с работы железнодорожники и рабочие местных предприятий. И обязательно кто-то остановиться возле паровоза и положит на рельсы букетик живых цветов.

 Тихорецк православный

Свято-Успенский храм – это старейший храм Тихорецкого района, переживший годы безбожного лихолетья.

22 августа 1907 г. жители хутора Тихорецкого обратились к епископу Ставропольскому и Екатеринодарскому Агафодору за разрешением на постройку храма. Сход жителей принял решение купить подлежащую сносу старую Николаевскую церковь, находящуюся на территории железнодорожной станции Тихорецкая, а 5 апреля 1909 г. была совершена закладка храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

27 декабря 1910 г. (по новому стилю 9 января 1911 г.) новая церковь была освящена. Здание было построено кирпичным на каменном фундаменте, восьмерик и купол деревянные. Иконостас дубовый двухъярусный. Колокольня кирпичная.

Первым настоятелем был священник Александр Рождественский, 1878 года рождения, выпускник Новгородской Духовной семинарии. В 1917 г. он был утвержден в должности благочинного Тихорецкого округа.

В 1937 г. духовенство Успенского храма было арестовано по подозрению в контрреволюционной агитации. Храм был превращен в зерновой склад.

В 1942 г. во время немецкой оккупации г. Тихорецка в храме снова стали совершаться богослужения (официально храм открыли в 1944 г.).

Одним из первых священников вновь открытого храма был протоиерей Михаил Миноранский. Будучи настоятелем церкви в городе Тихорецке в период Отечественной войны, проводил патриотическую работу, в результате чего в течении 1943-1945 гг. собрал более 100 тысяч рублей и сдал в фонд обороны страны и для оказания помощи инвалидам и семьям погибших на фронте. В период пребывания немцев на Кубани себя не скомпрометировал. За патриотическое служение отец Михаил был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В течение последующих двадцати пяти лет храм неоднократно пытались закрыть, сменилось более десяти настоятелей. В разгар хрущевских гонений Успенский храм остался в числе немногих действующих храмов на территории Кубани.

1970 г. – особый для Свято-Успенского храма. С назначением на Тихорецкую землю настоятеля протоиерея Петра Дашевского началась новая историческая веха. За 33 года пастырского служения отца Петра храм неоднократно ремонтировался, созданы новые росписи внутри церкви, была расширена территория, построен хозяйственный корпус, в котором разместилась церковная библиотека, воскресная школа. За патриотическую и миротворческую деятельность отец Петр награжден почетным знаком Краевого комитета защиты мира. Батюшка отошел ко Господу в праздник Воздвижения Чеснаго Животворящего Креста Господня 27 сентября 2006 года. Погребен настоятель у алтарной стены Свято-Успенского храма.

 Тихорецк космический

Освоение космического пространства, становление и развитие ракетно - космической промышленности нашей страны, ее глобальные успехи в создании космических комплексов и космических аппаратов специального, народнохозяйственного и научного назначения, а также становление и развитие космического машиностроения в Куйбышеве-Самаре неразрывно связано с именем генерального директора - генерального конструктора Государственного научно-производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ - Прогресс", человека - легенды Дмитрия Ильича Козлова.

Д. И. Козлов родился 1 октября 1919 года в городе Тихорецке Краснодарского края. В семье Козловых, где росли три сына - Дмитрий, Владимир и Николай, дети видели трудолюбие родителей и сами подключались к домашней работе. К учебе они относились серьезно, считая это главным своим делом. Митя с детства любил читать, его манили дальние дали. Поэтому в 1937 году он покинул отчий дом и уехал поступать в Ленинградский военно-механический институт. Но война прервала учебу и перевернула всю его жизнь: студент 5 курса Дмитрий Козлов добровольцем ушел на фронт для защиты Ленинграда. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. Первое ранение Козлов получил в боях под Лугой. После выхода из госпиталя принимал участие в строительстве "Дороги жизни", воевал на Синявинских болотах. В 1944 году война для Дмитрия Козлова закончилась. От нее на память остались три тяжелых ранения и две очень дорогих награды: орден Красной Звезды и медаль "За оборону Ленинграда".

После демобилизации из рядов Советской Армии Д.И. Козлов вернулся в Ленинград и продолжил обучение в институте. После его окончания Козлова направляют на Высшие инженерные курсы при МВТУ имени Н.Э. Баумана, а затем распределяют в НИИ-88, где уже начинались работы по созданию ракеты дальнего действия А-4.

Летом 1946 года Дмитрий Ильич Козлов впервые встретился с Сергеем Павловичем Королевым, и с этого времени вся его жизнь связана с созданием ракетно-космической техники.

В 1958 году конструктор королевского ОКБ-1, бывший фронтовик Д. И. Козлов прибыл в составе группы специалистов из г. Калининграда Московской области, чтобы возглавить на Куйбышевском заводе № 1 Минавиапрома производство межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. С. П. Королев не ошибся в своем выборе: смелый, честный, порядочный Дмитрий Козлов умел находить и собирать вокруг себя незаурядных личностей, "притягивал" людей своей общительностью и азартом. И результат активной деятельности этого человека и созданного им коллектива единомышленников не замедлил сказаться: уже через 305 дней с момента появления в Куйбышеве конструктора Д. И. Козлова первые "семерки" были отправлены на Байконур! А всего за минувшие годы осуществлено более 1650 пусков РН Р7-"Союз", которые изготовлены на заводе "Прогресс" под руководством выдающегося организатора, замечательного теоретика, гениального конструктора Д. И. Козлова. Одновременно с созданием "семерки" шло создание спутников наблюдения, формирование основных принципов космической разведки, технологические и конструкторские работы по лунной ракете, работа над военно-исследовательским кораблем. На единую цель работали десятки тысяч человек.

ЦСКБ стало основной организацией по созданию системы обзорной и детальной разведки в нашей стране. Д. И. Козлов создал дружный коллектив творческих работников, способных решать задачи любой степени сложности, сохранив и развив традиции организаторской работы своего учителя - С. П. Королева. Концепцию конструкторской школы Козлова отличает высокая требовательность, культура труда, постоянный поиск и совершенствование. Под его научным руководством выросла плеяда талантливых ученых в области ракетно-космической техники и смежных с ней областях; создано целое семейство космических ракет, несколько поколений специальных технологических и биологических спутников: "Фотон", "Бион", спутников- разведчиков: "Зенит", "Янтарь", "Орлец", ракет- носителей "Восток", "Молния", "Союз".

Д. И. Козлов избирался членом Куйбышевского областного Комитета КПСС, депутатом Куйбышевского областного Совета народных депутатов. Выдающийся вклад Дмитрия Ильича Козлова в развитие отечественной космонавтики отмечен многими высокими наградами и званиями. Дмитрий Ильич Козлов - доктор технических наук, профессор, член - корреспондент Российской академии наук, действительный член Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского и Академии технологических наук, Почетный академик Академии навигации и управления движением и Российской инженерной академии. Он - Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР, премии советских профсоюзов, Государственной премии РФ, заслуженный работник промышленности СССР (нагрудный знак № 1), заслуженный деятель науки и техники, кавалер четырех орденов Ленина, ордена Октябрьской революции, ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, орденов Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалей "За оборону Ленинграда" и "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.". Удостоен званий "Ветеран ракетной техники" и "Ветеран космонавтики России", награжден многими именными медалями и другими памятными наградами.

Дмитрий Ильич Козлов - автор более 200 научных трудов и изобретений, посвященных теоретическим и экспериментальным исследованиям построения и проектирования сложных автоматических космических комплексов и входящих в их состав систем. Среди опубликованных в открытой печати: "Космические аппараты систем зондирования поверхности Земли", "Конструирование автоматических космических аппаратов", "Управление космическими аппаратами зондирования Земли: компьютерные технологии", а также целый ряд публикаций в специальных журналах и сборниках трудов.

 На родине, в городе Тихорецке Краснодарского края, Д.И.Козлову сооружен бронзовый бюст. Ему присвоено звание Почетного гражданина городов Самары и Тихорецка.

 По материалам : kuban-monument.ru›region/tikhoreckijj-rajjon…

                          hram-tih.ru›history.html;

                          http://www.edc.samara.ru/~samara420/30/kozlov.html 

 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Pavva (04.07.2023 17:04:01)
Посетили 19.06. Автору спасибо. По вопросу про паровоз, не думайте, не ищите где эти станции находятся. Вот как видите сразу - так и отвечайте ))))))
НЕСЕЗОН (13.05.2023 21:42:25)
Прогулялись по Тихорецку с DidJ 2 мая. Погоды стояли расчудесные! Ярко-синее небо, солнечно, редкие белые облачка, свежая майская зелень, всё в цветах, супер 👍
Вопрос номер 4 (на паровозе) заставил нас впасть в задумчивость, и появилось несколько версий 😁 Первая посланная оказалась верной лишь на 1/2, но автор не стал мучить игроков, за что особая благодарность, ибо авторской версии в нашем комплекте не было))
Detroit (26.03.2023 12:47:01)
Vlad374 (24.02.2023 21:01:45)
MagDi (06.01.2022 14:59:39)
ЖЖ и Chuma (07.07.2019 19:52:15)
Звезда (02.05.2018 21:06:21)
Alget (25.03.2018 22:11:24)
Poleva (17.07.2017 15:05:35)
Marazm (19.10.2015 17:27:51)
BlowFar (14.06.2015 17:27:53)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.