Самарский (до 1992 – Куйбышевский) метрополитен – один из самых небольших в России. На текущий момент он состоит из одной линии, эксплуатационная длина которой составляет 10,3 км. Насчитывает 9 станций, из них 8 подземных неглубокого заложения и одна наземная.
История Куйбышевской подземки началась ещё в сентябре 1968 года, когда решением облисполкома институту «Метрогипротранс» было дано задание на разработку технико-экономического обоснования целесообразности строительства в городе метрополитена.
В ноябре 1977 года Совет Министров СССР разрешил приступить к разработке технического проекта Куйбышевского метрополитена. Составление его было поручено «Метрогипротрансу», а разработка рабочей документации – его филиалу – «Горьковметропроекту» в г. Горький (ныне Нижний Новгород).
23 мая 1980 года был утвержден технический проект строительства первой очереди метро протяженностью 17,32 км. Сметная стоимость по тем временам составляла 224 миллиона рублей. Каждый километр метро, таким образом, должен был обойтись создателям в 13 миллионов рублей.
В этом же году приказом Главтоннельметростроя в Куйбышеве был организован тоннельный отряд № 30. Была забита первая свая на строительстве станции «Кировская», вынут первый кубометр грунта.
Очередность ввода в эксплуатацию участков первой линии Куйбышевкого метро была несколько нетрадиционна: первые станции появились не в центральных густонаселенных районах с большим пассажиропотоком, а на периферии - в районе скопления промышленных предприятий.
Так в 1980 году – практически в самом центре города – был построен перегон «Октябрьская» («Алабинская») – «Проспект Ленина» (современная «Российская»). И хотя он был сооружен достаточно быстро, его законсервировали, а стройку перенесли из центра на окраины – в район Юнгородка, где располагались крупнейшие промышленные предприятия города.
Через год – в сентябре 1981 г. – началась щитовая проходка тоннеля, соединяющего «Кировскую» с «Безымянкой». По проекту щит должен был проходить 80 м в месяц, однако такой скорости удалось достичь только через несколько лет – к 1983 году. Причина подобного отставания от плана в непростом куйбышевском грунте, который оказался очень разнородным: от глины до доломитовых пород, о которые по несколько раз за смену ломались зубцы проходческих щитов. Нередко на пути проходчиков вставали грунтовые воды или подземные коммуникации, оставленные еще со времен Великой Отечественной войны. В 1984 г. впервые проходчики вышли на рекордную скорость - 5,6 м в сутки, или 90 метров в месяц. В этом же году при помощи второго щита приступили к проходке тоннеля «Советская» - «Спортивная», а также начали строительство двух станций - «Спортивной» и «Гагаринской».
В 1985 г. приступили к строительству электродепо «Кировское». Перед метростроевцами стояла непростая задача: оба проходческих щита были задействованы на других участках, и перебросить один из них для сооружения тоннеля от «Кировской» к электродепо было невозможно - это привело бы к колоссальным материальным и временным потерям. В итоге тоннель прокладывали бесщитовой эректорной проходкой.
Открытие Куйбышевского метрополитена хотели приурочить к 70-летию Октябрьской революции. Поэтому, несмотря на еще имевшиеся недоделки, 6 ноября 1987 года провели первый пробный рейс. Акт о приемке первого пускового участка был подписан 25 декабря. На следующий день – 26 декабря 1987 года метрополитен начал регулярные пассажирские перевозки, став 5-м по счету в России и 12-м в СССР.
На момент открытия Куйбышевский метрополитен состоял из линии протяженностью 4,5 км, на которой располагались 4 станции («Юнгородок», «Кировская», «Безымянка» и «Победа»), электродепо на девять поездов с путевым развитием и первой очереди инженерного корпуса. За первый год своей работы метрополитен перевез почти 13 млн человек.
Открытия следующих станций горожанам пришлось подождать – с распадом СССР финансирование строительства почти прекратилось, и работы велись почти полностью за счет городского и областного бюджетов.
Для ввода в эксплуатацию восьмой станции понадобились целых девять лет: «Московская» была открыта для пассажиров 27 декабря 2002 года.
Последняя на сегодня введенная в эксплуатацию станция Самарского метрополитена - «Российская» - ждала своего часа целых пятнадцать лет. Причина банальна - хроническое недофинансирование. Трижды переносившееся долгожданное открытие станции состоялось 26 декабря 2007 года.
На сегодняшний момент Самарский метрополитен включает одну линию и связывает промышленную зону с тремя районами города. В перспективе – строительство еще трех станций на первой ветке и двух новых линий.
Использованы материалы сайтов: metrosamara.ru proezdmetro.ru gorodok.samaratoday.ru
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: