Православная Тара [MS/16124]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Омская обл.
Ближайший нас.пункт
Тара
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 1
Рейтинг
4.00Нашли: 6
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: fgr
Создан: 20.08.2014
Опубликован: 09.09.2014
(отредактирован: 12.05.2021)

Описание окружающей местности

Глядя на фотографии Тары начала ХХ века, мы видим белые фрегаты церквей среди множества деревянных домов-суденышек. Они "плыли” в вечности над Иртышем на фоне зеленых садов и облаков. Сейчас в Таре сохранилось мало чего...

Строительство каменных церквей в Таре начинается во второй половине ХVIII века. Возведение в довольно короткий срок 6 каменных церквей и мечети (1802г.) в городе, население которого составляло всего чуть более трех тысяч человек, достаточно ярко освещает высокий уровень благосостояния жителей города. В Таре довольно долго была сосредоточена торговля с калмыками, бухарцами, кокандцами, а затем и с восточными странами, в основном, через Кяхту. Приведем краткое описание церквей в хронологическом порядке: Спасская церковь (1753-1776) - на средства прихожан, двухэтажная; Казанско-Богородицкая церковь (1777) - на средства купцов Нерпиных, одноэтажная; приписано 3 часовни: 1 каменная, 2 деревянные; Кладбищенская во имя Тихвинской Божией Матери (1784-1789) - на средства купца Ивана Федоровича Нерпина, двухэтажная; Никольский собор (1771-1774) - на средства купца Иакова Перминова, одноэтажный, собор с 1832 года;Параскевиевская церковь (1791-1825) - двухэтажная, тщанием купца Ивана Нерпина, а по смерти его графом Ивеличем; Успенская церковь (1774-1792), до 1832 г. соборная - на пожертвования граждан, колокольня перестроена в 1842-1843 гг. на средства купца Федора Ивановича Пяткова (При описании храмов даты даны по архивным источникам). Таким образом, мы видим, что большинство тарских церквей построены в последней трети ХVIII века, а основными жертвователями были купцы. Прекращение строительства культовых зданий является свидетельством экономического застоя.

Вознесенский Инокентьевский храм

Строительство Храма велось в богоборческое время. Со слов старожила города Тары Яниной Татьяны Степановны, 23 мая 1985 года на праздник Вознесение Господне, иеромонах о. Димитрий Хромцов, освятил место под строительство храма. В этот же день был установлен крест и закладной камень. Территория под строительство у местной власти выбивалась с великим трудом. В то время в Спасском Соборе города Тары располагался музей, Церкви в городе не было. Архиепископ Максим обращался с ходатайством в райисполком города Тары, о передаче здания под кафедральный Собор. На что администрация ответила категоричным отказом, даже после того, как Владыка Максим предложил построить новый музей по проекту, который утвердят местные власти. Райисполком выделил землю под строительство недалеко от Чёкрушево, которая находится за пределами города Тара, но о. Дмитрий искал более подходящее место. На территории ныне действующего Вознесенского Собора стоял жилой дом, хозяйка которого собиралась его продавать по цене 3-4 тысячи рублей, но после того как узнала, что этим местом заинтересовались под строительство церкви, цену резко подняла, и оно обошлось местным верующим за 13 тысяч рублей. Бывшей хозяйке эти деньги проку не принесли, её кто-то обманул и они пропали. Работников Райисполкома это место вполне устроило, так как оно отдалено от центральной части города и находится в частном жилом секторе.

По проекту купол и колокольня должны быть гораздо выше но, как нам известно, в те годы не разрешалось церкви возводить выше близ стоящих зданий. Вот и пришлось при строительстве, равняться на соседние частные дома. Правящими властями того времени делалось всё, чтоб Собор был не посещаемым.

Год выдался очень дождливый, строить приходилось в сложных условиях. Администрация на просьбу о. Дмитрия и его брата иеромонаха Бориса Храмцовых о выделении стройматериалов никак не реагировала, не было выделено и килограмма песка.

Но что было не угодно властям, то было угодно Богу, а значит и верующему человеку. Много православных людей, стремилось помочь в строительстве Храма. Помогали, чем могли, ни о какой зарплате не могло быть и речи. На помощь ехали даже из Омска.

Раба Божья Анна Ивановна варила, чтобы накормить всех трудников.

Янина Галина Ивановна оказывала нуждающимся медицинскую помощь.

Много жертвовал и потрудился на стройке Раб Божий Василий, который в то время сеял хлеб на арендованных полях.  

Раба Божья Татьяна собирала у местных жителей на храмовую ограду.

Раба божья Галина, которая работала в УПТК на складе, чудом не пострадала за то, что самовольно помогала, выделяя песок и щебень на постройку Храма. За что их обещали посадить в тюрьму сроком на пять лет. Было заведено уголовное дело. Архиепископ Максим молился за православных чад многострадальной Церкви, а так же заказывал молебны в Москву. Всё уладилось по Божьему промыслу, они не пострадали. В скором времени, чиновник спился и помер.

Так как стройматериалы взять было негде, приходилось, в полном смысле слова, собирать со всего света.

Когда заливались столбовые опоры Храма, то в них для прочности, вкладывали по несколько строительных ломов.

Фундамент Храма возвели из старого, но очень прочного кирпича, который достался верующим после разбора маслозавода.

Облицовочный кирпич, по благословению и ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, привезли из Прибалтики.

Когда на купол возили лес, то машину выделила местная типография, которую в тот момент временно возглавляла Янина Татьяна Степановна. Так же для Нового Храма, из запасов типографии, она выделяла уголь. За что чиновники грозили ей увольнением, хотя до пенсии оставалось три месяца. Архиепископ Максим утешил Татьяну Степановну и пообещал, что если дело дойдёт до увольнения, то Епархия берёт на себя выплату её зарплаты в течение трёх месяцев. Но Господь и здесь проявил Свою несказанную милость – Татьяна Степановна проработала на своем рабочем месте ещё 19 лет. Параллельно она совмещала должности бухгалтера и старосты Вознесенского Храма. Имеет наградную грамоту от Патриарха Пимена.

Для освящения Престола, Владыка Максим из Тобольска привез Мощи и Икону Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, Апостола Сибири и Америки.

Алтарь делался в Таре из пихтовой древесины, который красил Р. Б. Василий. Алтарные иконы рисовал Ученин (имя неизвестно), за что получил 1000 рублей, которые выслала Р Б. Ольга, жительница северной части нашей Родины. На алтарь в целом ушло 3000 рублей.

Паникадило было привезено из города Тюмени.

Почти восемь месяцев ушло на строительство Храма, который строили всем миром.

По словам Татьяны Степановны, строительство Собора всем участникам далось очень тяжело. Вот имена некоторых: иеромонах Димитрий и иеромонах Борис Храмцовы, Р. Б. Василий, Капиталина, Анна, Елизавета, Елизавета, Татьяна, Вера, Галина, Галина, Ольга… . Многих уже нет в живых.

Собор строился как кафедральный, по этой причине имеет три предела. Центральный предел в честь Вознесения Господня. Южный предел в честь Тихвинской иконы Божьей Матери. Северный предел в честь Святителя Иннокентия, Митрополита Московского, Апостола Сибири и Америки. Позже, рядом был построен Архиерейский дом.

15 января 1986 года состоялось долгожданное освящение Собора. Архиепископа Максима власти города Омска долго не выпускали на это событие. Выезд был разрешён поздно вечером, поэтому освящение состоялось в 2 часа ночи. Но, не смотря на ночное время, верующих пришло очень много. В храме во время Таинства были открыты двери, так как новый Храм не вмещал всех присутствующих. Среди гостей были даже репортёры из Ленинграда.

Никольский собор

Находился в нагорной части города Тары, близ спуска к речке Аркарке, при впадении её в Иртыш на бывшей Никольской улице (совр. Советской).

Каменный храм был построен в 1783 году на средства тарского купца Якова Перменова. На украшение собора жертвовал также купец 2-й гильдии Петр Васильевич Седельников.

В 1884 году иконы в приделах были отреставрированы на средства тарского купца Федора Ивановича Щербакова.

При храме действовала церковно-приходская школа, помещавшаяся в собственном доме и содержавшася на средства городских церквей. По сведениям 1900 года, в ней обучалось 30 мальчиков; законоучителем состоял священник Казанской церкви Петр Павлинов, пение преподавал диакон Тихвинской церкви Димитрий Гусев.

По штату в причте должны были состоять священник, диакон и псаломщик.

В 1921 году имущество церкви было национализировано.

В 1922 году община заключила договор на аренду церкви.

По некоторым сведениям, настоятелем собора в 1934 году был обновленческий архиепископ Александр (Авдентов).

20 июня 1935 года Тарский окрисполком принял постановление о расторжении договора на аренду собора с тихоновской общиной, так как она не согласилась на совместное пользование зданием с обновленческой общиной. Вполне понятно, что в одноэтажном здании одновременно проводить службы двух конфессий было невозможно. Уже на следующий день председатель горсовета обязан был оформить передачу здания и имущества обновленцам. Православная община обращалась с заявлением во ВЦИК к М.И. Калинину с просьбой о возвращении храма.

13 марта 1938 года храм был "ликвидирован", здание было передано на "культурные нужды". Дело о закрытии Никольского собора (7 марта 1938 - 13 марта 1938) было рассмотрено очень быстро, так как началось с телеграммы, в которой содержалась просьба о разрешении разобрать собор, потому что он мешал движению, а кирпич был нужен для строительства педучилища.

В 20-х числах марта 1938 года собор был разобран.

На месте разобранного собора были построены школьные производственные мастерские и гаражи. Со слов старожилов, во время строительства экскаваторы выворачивали из земли деревянные колоды с останками. Дети вытаскивали из земли черепа и, наигравшись, развешивали их неподалеку на заборе.

Зимой 2007 года сотрудниками сектора археологии ОФ ИАЭТ СО РАН был обработан и подготовлен архивный и картографический материал по историческому центру города Тара, который позволил в августе этого же года провести на предполагаемом месте расположения собора археологические работы. На месте возможного нахождения Никольского собора посредством ряда шурфов производились исследования городского культурного слоя, которые позволили выйти на фундамент храма. В ходе работ были обнаружены кованые гвозди, фрагмент ножа, ручка от сундука, фрагменты кожаной обуви, фрагменты русской гончарной посуды, глиняный шарик с волосами (скатанный при крещении) и детский серебряный крестик. При зачистке фундамента стены собора были обнаружены остатки захоронений храмового кладбища. Колоды были выворочены из земли землеройной техникой в ходе позднейшего строительства на этом месте капитального гаража. Возможно, часть кладбища уцелела и требует перезахоронения.

На месте бывшего собора был установлен поклонный крест.

Спасский собор

Первая каменная тарская церковь, Спасский кафедральный собор, – яркий образец сибирского барокко. Это первое каменное здание на территории современной Омской области. Начало строительства церкви относится к 1753 году. 30 июля (10 августа) 1760 года был освящён храм во имя нерукотворного спасительного образа Христа, расположенный в первом этаже. Этаж, служивший зимней церковью, заканчивается сводчатым потолком. Второй этаж, являвшийся летней церковью, был построен в 1776 году, престол освящён во имя Святого и Чудотворца Пророка Ильи.

Спасская церковь построена из местного крупноразмерного кирпича тобольскими мастерами на средства прихожан и представляет собой классическую схему трёхчастного корабельного типа храма с осевой ориентацией на восток. Двухэтажная церковь состоит из храма с апсидой, трапезной и притвора с восьмигранной колокольней. Храм завершается восьмигранным барочным куполом, увенчанным световым фонариком с куполочком и луковичной главкой на высокой шее. На втором этаже находился балкон, в настоящее время утраченный. Декоративные элементы церкви: угловые лопатки, полуколонки, перехваченные дыньками, "пламенеющие” очелья наличников первого этажа, ярусность венчающих элементов. Общая высота церкви – более 40 метров, толщина стен первого этажа – 165 см, второго – 135 см. Церковь окружала фигурная металлическая решётка на каменном основании и каменных столбах.

При церкви существовала церковно-приходская школа, которая содержалась на средства всех городских церквей. В приход храма была приписана деревня Лоскутово.

После национализации зданий и имущества община была вынуждена в 1922 году заключить договор на аренду церкви, на содержание которой у прихожан средств не имелось. Спасский собор механически прекратил действовать в 1936 году. Весной 1938 года здание церкви использовалось под зернохранилище, и в этот же год в нём разместились музей и архив. Здание требовало капитального ремонта, каменная ограда была разобрана.

В 1950-е годы здесь находилась фильмотека, в период с 60-х по 1973 год – спортивная школа. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 года №624 здание бывшей Спасской церкви было поставлено на государственную сохранность как памятник архитектуры республиканского значения. В 1978 году был произведён капитальный ремонт здания и в нём разместился краеведческий музей.

30 марта 1990 года здание Спасской церкви было передано в ведение вновь образованной Омско-Тарской епархии. В декабре 1991 года на колокольню Спасского кафедрального собора было поднято восемь колоколов, изготовленных в Киеве и Воронеже. Самый большой – Благовест – весит 1050 кг.

К 400-летию Тары была произведена реставрация здания Спасской церкви, восстановлена ограда, позолочены кресты и купола храма. Как известно, Спасская церковь дважды пострадала от шаровой молнии – в 1980 и 2001 годах: испорченные элементы – соответственно купол и маковка с крестом – тут же были восстановлены.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

gendosnsk (09.05.2022 13:43:23)
Тайник найден 07.05.2022. Начал со Спасской церкви. Видно ее с любой части городка. Красивая, белокаменная - чудесная церковь. Потом пошел к поклонному кресту, и из записи Rogneda понял, что бетонная плита находится по близости. Так вот и получилось, что на первую точку я не сходил. Коробочку нашел, забрал себе магнит из Омска, положил пару призов небольшого размера, т.к. контейнер сам по себе не велик. Вернул на место.
Из разговора с местными, узнал что в дореволюционное время в Таре было 7 церквей. Сейчас помимо православных храмов, есть еще две мечети.
Спасибо за тайник!
Rogneda (07.08.2021 22:15:26)
Тайник взят 6.08.2021г. Первая церковь меня совсем не впечатлила, а вот вторая - красавица. Только хотела на последней точке приступить к подсчёту координат, а тут и плита сразу нашлась, а под ней коробочка. Обменялась магнитами, забрала Вологду,не потому, что я с Вологодской области, а потому, что этот магнит из всех призов был сырой в зиплоке.
Автору и восстановителю - благодарность, всем - удачи!
aekuzn (12.05.2021 07:05:34)
fgr (14.10.2014 10:01:21)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.