Тыгын Дархан [TR/1557]

Вид с окрестностей тайника на долину р. Лены
Вид с окрестностей тайника на долину р. Лены
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Не определен
Размер: Неизвестно
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Саха (Якутия) респ.
Хангаласский р-н
Ближайший нас.пункт
с.Техтюр
Оценки тайника[?]
Доступность: 2
Местность: 5
Рейтинг
4.50Нашли: 7
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Памятник погибшим бойцам отряда Н. Каландаришвили.
Памятник погибшим бойцам отряда Н. Каландаришвили.
Поблизости, в лесу произрастает Лилия пенсильванская или по якутски - Сардаана
Поблизости, в лесу произрастает Лилия пенсильванская или по якутски - Сардаана
Вид на тайник с нижней части склона
Вид на тайник с нижней части склона
Вид с тайника на устье долины р. Куллаты. Здесь была расположена резиденция Тыгын Дархана
Вид с тайника на устье долины р. Куллаты. Здесь была расположена резиденция Тыгын Дархана
Автор: JIT
Создан: 01.07.2006
Опубликован: 03.07.2006
(отредактирован: 05.05.2008)

Описание окружающей местности

Исторический ракурс
Живописное устье речки Куллаты, на подножье коренного, левого берега р. Лены, в 37 км к югу от Якутска и в 5км к северу от с. Техтюр Хангаласского улуса (района) является местом, где находилось родовое поместье Тыгын - Дархана.
Тыгын Дархан – подлинная историческая личность, живший в конце 16 — первой четверти 17 в., могущественный родоначальник кангаласских якутов. По преданиям владел землями около озер Сайсары, Юрюнг Кёль, Ытык Кёль на долине Туймаада. Держал много конного и рогатого скота, воинов, холопов и прочей прислуги.
Тыгын выходя победителем в столкновениях с борогонцами на озере Мюрю, на Алдане, батурусцами на Таатте, бетюнцами на Амге, Вилюе, Олекме стал владыкой, тойоном межплеменного объединения якутов.
Историк С.А.Токарев пишет, что среди якутских тойонов, распологавших крупными силами и пользовавшимися широким влиянием в начале XVII в., выделяется "знаменитый Тыгын, тойон кангаласцев, сфера могущества и власти которого, судя по преданиям, простиралась за пределы его собственного, кангаласского племени". Следы былого влияния Тыгына сохранились вплоть до прихода русских, когда, по якутским преданиям, его собственные силы пришли к концу. Иван Галкин писал о сыновьях Тыгына ( о "кангаласских тойонах Тыгынова дома" ), что "они всею землею владеют и иные многие князцы их боятся". Когда дети Тыгына Откурай и Бозеко предприняли выступление против Якутского острога с целью освободить из плена своего отца, они собрали "своих кангаласских многих людей и иных сторонних речных князцев, собрали и с Мотмы, и с Сини, и с Лены, и нерюктейского князьца Киринея со всеми улусными людьми, сот с шесть и больше".
Уход с арены власти Тыгына связано с крупнейшим историческим переломом в жизни якутов — появлением русских в Якутии.
Русские документы ж зафиксировали смерть грозного якутского царя. В устных же летописях его сородичей сказано только, что под старость Тыгын совсем одряхлел и умер, достигнув преклонных лет. Его похоронили родственники и воздвигли на месте погребения могильный памятник. Где и как умер Тыгын, кангаласские предания, чтобы скрыть его могилу, умалчивают. Линденау же пишет, что Тыгын был взят казаками в заложники и умер как пленник перед приездом первых воевод в Якутский острог. Младший сын Бэджэкэ сменил его в аманатах, а Окурей в достоинстве общеплеменного главы якутов был в звании тойон-уса. Со смертью Тыгына ушла в забвение целая историческая эпоха и началась новая в составе России.
Реальный исторический Тыгын, отец Бэджэкэ, Экурэя, Чаллая и других якутских князцев XVII в. действительно по праву занимает свое достойное место в дорусской истории Якутии — не только, благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям, но и по его роли в социально-политической истории якутской народности.
Сыновья Тыгына Усун Ойуун, Чаллай и Бэджэкэ в числе других участников восстания 1642 г. были казнены в Якутском остроге воеводой П.П.Головиным.
По мнению академика А.П.Окладникова Тыгын стал повелителем большинства якутских родов и племен, благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям.
Тыгын — якутский вождь стремился объединить вокруг себя роды и племена с целью создания основ государственности, как в 882 г. происходило объединение на Руси под властью князя Олега и образование России в XVI в. при Иване III.
Неподалеку, в 2 км севернее находится еще одно историческое место - памятник погибшим воинам в гражданской войне. 6 марта 1922 года, на этой местности попал в засаду и погиб от руки местных партизан (белобандитов) штаб карательного отряда красных Нестора Каладаришвили. Погибло 36 человек, в том числе и командир. Сам Нестор Каландаришвили был анархистом, участником трех революций, вступил в партию большевиков лишь накануне, в 1921 г.
Каландаришвили родился в дворянской семье в селе Квирикети Озургетского уезда Кутаисской губернии 8 июля 1876. Учился в Кутаисской учительской семинарии (исключён), служил в армии, вступил в Партию социалистов-революционеров, но вскоре, хорошо усвоив боевую тактику эсэров, разочаровался в их национальной программе и связал свою дальнейшую деятельность с грузинской Партией социал-федералистов. Он распространял литературу, доставлял из-за границы оружие, в Революцию 1905 года организовывал крестьянские восстания и принимал участие в Батумском восстании. Когда революция пошла на спад, совершал индивидуальные террористические акты и, разумеется, экспроприации. В это время он расстаётся и с федералистами и примыкает к анархистам.
1-й Иркутский отдельный кавалерийский дивизион анархистов-коммунистов, сформированный Каландаришвили в феврале 1918, имел чёрное знамя с надписью "Анархия - мать порядка".
Его отряд пользовался поддержкой местного населения. Находившиеся в подполье большевики страстно вожделели заполучить столь желанного союзника. Верный своим принципам Каландаришвили не хотел связывать себя никакими обязательствами и отклонял большевистские предложения о военно-политическом сотрудничестве. Но нет таких твердынь, которых не взяли бы большевики: им удалось то, что не удалось царским жандармам, и с лета 1919 Каландаришвили уже официально связан с большевиками.
Оригинал статьи о "Черно-красном Каландаришвили" опубликован в газете "Наука в Сибири", 1997, № 11
Местность устья р. Куллаты является излюбленным местом проведения народных обрядов.
Добраться до местности можно на любом транспорте до моста на р. Куллаты, не доезжая до моста свернуть налево и пешком преодолеть склон. До тайника (300 м) дорог нет. Есть тропы.

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

uastepanov (23.06.2020 14:28:02)
Были на прогулке 7 июня. Обнаружил тайник разрушенным, содержимое валялось в пакете в 2-3 метрах. Восстановил, то есть снова спрятал. Ничего не взял, положил сигарету LM... :-) Сфотографировал. Да фотки потерял в телефоне...
Ылдаа (14.01.2020 10:49:20)
Чтсто изза вида сюда приехал)
Ничего не копал и не искал
Yuvema (11.09.2019 12:00:56)
jl_seagull (28.08.2019 08:22:22)
Dntk (21.08.2017 13:57:32)
MasterNik (14.08.2017 06:18:12)
zavar (28.08.2016 15:51:57)
Xanthus (30.09.2007 16:49:00)
mVL (30.09.2007 12:59:43)
JIT (20.09.2007 16:58:25)
mVL (07.08.2007 09:31:50)
брат (27.05.2007 08:51:41)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.