Исторический ракурс Живописное устье речки Куллаты, на подножье коренного, левого берега р. Лены, в 37 км к югу от Якутска и в 5км к северу от с. Техтюр Хангаласского улуса (района) является местом, где находилось родовое поместье Тыгын - Дархана. Тыгын Дархан – подлинная историческая личность, живший в конце 16 — первой четверти 17 в., могущественный родоначальник кангаласских якутов. По преданиям владел землями около озер Сайсары, Юрюнг Кёль, Ытык Кёль на долине Туймаада. Держал много конного и рогатого скота, воинов, холопов и прочей прислуги. Тыгын выходя победителем в столкновениях с борогонцами на озере Мюрю, на Алдане, батурусцами на Таатте, бетюнцами на Амге, Вилюе, Олекме стал владыкой, тойоном межплеменного объединения якутов. Историк С.А.Токарев пишет, что среди якутских тойонов, распологавших крупными силами и пользовавшимися широким влиянием в начале XVII в., выделяется "знаменитый Тыгын, тойон кангаласцев, сфера могущества и власти которого, судя по преданиям, простиралась за пределы его собственного, кангаласского племени". Следы былого влияния Тыгына сохранились вплоть до прихода русских, когда, по якутским преданиям, его собственные силы пришли к концу. Иван Галкин писал о сыновьях Тыгына ( о "кангаласских тойонах Тыгынова дома" ), что "они всею землею владеют и иные многие князцы их боятся". Когда дети Тыгына Откурай и Бозеко предприняли выступление против Якутского острога с целью освободить из плена своего отца, они собрали "своих кангаласских многих людей и иных сторонних речных князцев, собрали и с Мотмы, и с Сини, и с Лены, и нерюктейского князьца Киринея со всеми улусными людьми, сот с шесть и больше". Уход с арены власти Тыгына связано с крупнейшим историческим переломом в жизни якутов — появлением русских в Якутии. Русские документы ж зафиксировали смерть грозного якутского царя. В устных же летописях его сородичей сказано только, что под старость Тыгын совсем одряхлел и умер, достигнув преклонных лет. Его похоронили родственники и воздвигли на месте погребения могильный памятник. Где и как умер Тыгын, кангаласские предания, чтобы скрыть его могилу, умалчивают. Линденау же пишет, что Тыгын был взят казаками в заложники и умер как пленник перед приездом первых воевод в Якутский острог. Младший сын Бэджэкэ сменил его в аманатах, а Окурей в достоинстве общеплеменного главы якутов был в звании тойон-уса. Со смертью Тыгына ушла в забвение целая историческая эпоха и началась новая в составе России. Реальный исторический Тыгын, отец Бэджэкэ, Экурэя, Чаллая и других якутских князцев XVII в. действительно по праву занимает свое достойное место в дорусской истории Якутии — не только, благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям, но и по его роли в социально-политической истории якутской народности. Сыновья Тыгына Усун Ойуун, Чаллай и Бэджэкэ в числе других участников восстания 1642 г. были казнены в Якутском остроге воеводой П.П.Головиным. По мнению академика А.П.Окладникова Тыгын стал повелителем большинства якутских родов и племен, благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям. Тыгын — якутский вождь стремился объединить вокруг себя роды и племена с целью создания основ государственности, как в 882 г. происходило объединение на Руси под властью князя Олега и образование России в XVI в. при Иване III. Неподалеку, в 2 км севернее находится еще одно историческое место - памятник погибшим воинам в гражданской войне. 6 марта 1922 года, на этой местности попал в засаду и погиб от руки местных партизан (белобандитов) штаб карательного отряда красных Нестора Каладаришвили. Погибло 36 человек, в том числе и командир. Сам Нестор Каландаришвили был анархистом, участником трех революций, вступил в партию большевиков лишь накануне, в 1921 г. Каландаришвили родился в дворянской семье в селе Квирикети Озургетского уезда Кутаисской губернии 8 июля 1876. Учился в Кутаисской учительской семинарии (исключён), служил в армии, вступил в Партию социалистов-революционеров, но вскоре, хорошо усвоив боевую тактику эсэров, разочаровался в их национальной программе и связал свою дальнейшую деятельность с грузинской Партией социал-федералистов. Он распространял литературу, доставлял из-за границы оружие, в Революцию 1905 года организовывал крестьянские восстания и принимал участие в Батумском восстании. Когда революция пошла на спад, совершал индивидуальные террористические акты и, разумеется, экспроприации. В это время он расстаётся и с федералистами и примыкает к анархистам. 1-й Иркутский отдельный кавалерийский дивизион анархистов-коммунистов, сформированный Каландаришвили в феврале 1918, имел чёрное знамя с надписью "Анархия - мать порядка". Его отряд пользовался поддержкой местного населения. Находившиеся в подполье большевики страстно вожделели заполучить столь желанного союзника. Верный своим принципам Каландаришвили не хотел связывать себя никакими обязательствами и отклонял большевистские предложения о военно-политическом сотрудничестве. Но нет таких твердынь, которых не взяли бы большевики: им удалось то, что не удалось царским жандармам, и с лета 1919 Каландаришвили уже официально связан с большевиками. Оригинал статьи о "Черно-красном Каландаришвили" опубликован в газете "Наука в Сибири", 1997, № 11 Местность устья р. Куллаты является излюбленным местом проведения народных обрядов. Добраться до местности можно на любом транспорте до моста на р. Куллаты, не доезжая до моста свернуть налево и пешком преодолеть склон. До тайника (300 м) дорог нет. Есть тропы.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: