Главная святыня Российского флота - Морской собор во имя святителя Николая Чудотворца – возвышается над островом и морем. Его купол виден со всех точек Невского фарватера, Васильевского и Елагина островов Санкт-Петербурга.
Собор возводился как место постоянного благодарного поминовения погибших героев, символическая братская могила моряков, погребённых в морской пучине.
***
Идея строительства в Кронштадте храма – памятника русскому флоту возникла очень давно.
Первый морской храм появился здесь ещё в 1728 г. по указу Петра I. Деревянный собор был освящен в честь Богоявления. Он простоял более 100 лет, почитался как памятник основателю Кронштадта Петру Великому, и за время своего существования собрал в своих ризницах немало реликвий, связанных с историей русского флота.
К началу XIX века старинный храм обветшал, и в 1829 году особая комиссия совместно с архитектором А.Н. Акутиным признала необходимость строительства новой церкви. По просьбе командира Кронштадтского порта вице-адмирала П.М. Рожнова 13 мая 1830 года обер-священик армии и флота Г.И. Мансветов обратился с ходатайством к начальнику Главного Морского Штаба. Однако, у Морского министерства не оказалось необходимых средств. Проект каменной церкви был утвержден в 1849 г., но остался неосуществленным.
Но идея храма-памятника не забылась…
Зачинателем строительства каменного Морского собора стал главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Н.И.Казнаков, представивший в морское военное ведомство ходатайство о построении большого каменного храма. Он писал: ..Морской храм должен быть не только местом молитвы, но и памятником, ибо Кронштадт есть колыбель Русского флота…».
Постройка нового храма требовала больших средств: государственных ассигнований не хватало, поэтому был организован сбор пожертвований, в котором участвовали как высшие чины государства, так и простые люди. Особо стоит отметить, что большая часть денег была собрана простыми моряками, отчислявшими ¼ процента своего жалования на возведение храма.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. В апреле 1901 года был принят проект архитектора В. А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая (3 июня) 1901 года.
Прообразом для храма стал собор Святой Софии в Константинополе – древнейший и величайший храм восточно-христианского мира
1 (14) сентября1902 года на месте будущего собора, в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова, протоиереем Иоанном Кронштадтским был отслужен молебен на начало строительства.
8 (21) мая1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.
В 1907 году храм был вчерне готов, началась внутренняя отделка, и с 1908 года, по окончании устройства отопления, работы велись безостановочно круглый год
Освящение собора состоялось 10 (23) июня1913 года в присутствии императорской семьи.
Храм был открыт на обозрение публике, безостановочно идущей полюбоваться внутренней отделкой.
***
Выполненный в неовизантийском стиле, Собор в общем плане повторял приём храма Св. Софии в Константинополе, но с несколько иным соотношением частей.
Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров.
Снаружи Собор был облицован гранитным цоколем и серовато-жёлтым кирпичём и украшен гранитными полированными наличниками и колоннами порталов, терракотовыми орнаментами, мозаичными иконами (над северным входом образ Божией Матери, над южным — Святителя Митрофания, над западными — иконы Святых, в честь которых были освящены приделы: Св. Апостолов Петра и Павла, Святителя Николая Чудотворца и Св. Иоанна Рыльского) и майоликовыми фризами и изображениями Архангелов с символами Евангелистов; крыши с золочёными крестами и орнаментами на куполах; входные двери облицованы отливною орнаментированною бронзою, а главный западный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя картинами из жизни Святителя Николая Чудотворца, четырьмя символами Евангелистов и орнаментами.
Внутренняя отделка храма гармонично сочетала христианскую и морскую символику.
Под обширным куполом, поднимавшимся на высоту 51 метра, располагались 32 окна – символ 32 румбов на морском компасе. Между ними были изображены ангелы – повелитили стихий. Огромные круглые окна- иллюминаторы на северной и южной стене были оформлены витражами на библейские темы. Киоты икон были стилизованы якорями и рыбами. Рисунок пола, выполнненый мраморной мозаикой, изображал подводный мир: морские звезды, водоросли, рыбы, медузы… Морская тема прослеживалась и в церковной утвари (священные сосуды, запрестольные и напрестольные кресты, подсвечники и запрестольные семисвечники), окладах книг, парче облачений и прочем.
Стены собора были облицованы мрамором, но более всего поражал резной, белого мрамора иконостас. Ажурная резьба его перемежалась мозаичными фризами, иконами и вставками из полудрагоценных камней
На памятных мраморных досках, установленных на внутренних стенах Собора, были нанесены имена сотен моряков, погибших с 1695 по 1913 г., независимо от места их службы, национальности и вероисповедания.
Наряду с мемориальными досками с именами погибших героев, Морской собор должен был стать хранилищем реликвий, связанных с историей Российского флота. В галереях второго этажа были отведены обширные помещения для хранения различных предметов, связанных с героями флота, морских трофеев, флагов экипажей.
Центральная открытая часть храма вмещала до 3.000 молящихся; кроме того, со всех сторон имелись обширные галереи с хорами, отделённые от молящихся лишь с восточной стороны Собора, где в первом ярусе были размещены ризница с пономарнею и библиотекою, а на хорах хранилище для икон с упразднённых судов и других священных реликвий.
Общая стоимость Собора, включая стоимость служебных построек и устройства водопровода, канализации, сада и чугунной ограды, а также расходы по администрации и техническому надзору, Составила 1.955.000 рублей. Сумма эта складывалась из отпущенных от казны 1.675.000 руб. и добровольных пожертвований чинами Морского Ведомства и частными лицами, достигших к 1 Мая 1913 года 280.000 рублей.
***
Увы, но российская история уготовила Кронштадтскому Морскому собору печальную судьбу. По своему прямому назначению он прослужил всего 16 лет, из которых три пришлись на Мировую войну, а 12 на период всеобщего атеизма. В 1918 году здание собора было национализировано. Это было начало широкомасштабной компании по «ликвидации культа», изъятию церковных ценностей и борьбе с религией. Службы в соборе проводились до 1927 года. Окончательно храм был закрыт 14 октября1929 года.
Имущество собора раздавалось в музеи, продавалось или просто утилизировалось за ненадобностью. Соборные колокола были отправлены в переплавку, мозаичные иконы – заштукатурены или закрашены.
Все 150 памятных досок с нанесенными на них золотом именами героев флота за 200 лет его существования были сняты со стен галерей. Часть из них была использована при изготовлении электрощитов для Морского госпиталя и фортов, некоторые попали в общественную баню и использовались в качестве сидений.
Долгие десятилетия собор служил кинотеатром, гарнизонным клубом, концертным залом.
Великая Отечественная война оставила свой след в истории Морского собора. На его куполе был установлен наблюдательный и корректировочный пункт. Жители Кронштадта всеми силами пытались уберечь уникальный храм от бомбежек, но все-таки четыре снаряда пробили купол.
***
Но всё проходит. Прошло и время воинствующего безбожья.
Возвращение страны к православию повлекло воссоздание разрушенных храмов и новое храмовое строительство. В этих условиях возрождение главной святыни военно-морского флота России стало острой духовной потребностью. Вопрос о его реставрации неоднократно поднимался в СМИ. Но, как обычно, всё упиралось в отсутствие средств.
Возрождение церковной жизни собора началось в 2002 году по благословлению Святейшего Патриарха Алексия II.
В 2003 году Собор, наконец, был передан Санкт-Петербургской епархии. В том же году над собором засиял новый крест, венчающий его и по сей день.
Первая литургия, спустя 75 лет после закрытия храма, состоялась 19 декабря 2005 г. – в день памяти Св. Николая Чудотворца.
Однако, для осуществления планов по возрождению святыни требовались огромные денежные средства и значительные технические ресурсы. Обеспечить их могли только совместные усилия заинтересованнных сторон. В 2009 г. был создан общественно-попечительский совет, в который вошли руководители государства, флота, иерархи Русской Православной Церкви, представители культурной и бизнес-элиты.
В сжатые сроки были выполнены эскизные проекты, проектная документация и обширный комплекс художественных работ по воссозданию утраченного убранства. Творческим коллективом архитекторов, монументалистов, искусствоведов были воссозданы: мраморный иконостас и мраморные киоты, витражи окон верхнего и нижнего ярусов, эскизы для икон в технике перегородчатой эмали для главных дверей и хоросов. Также были созданы ранее не существовавшие элементы убранства. Сложность задачи заключалась в точном и высокохудожественном исполнение росписи, наряду с необходимостью стилистически органично вписать в интерьер новые, ранее не существовавшие, элементы.
Все работы были завершены к малому освящению Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца, состоявшемуся 19 апреля 2012 г. Чин малого освящения совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента Российской Федерации Д.М. Медведева и высших лиц Русской Православной Церкви и государства.
Сегодня Морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца – краса и гордость Кронштадта, привлекающая огромное количество поломников и просто туристов.
Приглашаем Вас посетить его!
В описании тайника использованы материалы из книг:
Левшин Р. «Морской город – морскому святому. Морской собор в Кронштадте». Изд-во «Алаборг», 2008
Исакова Е.В., Шкаровский М.В. «Морской собор в Кронштадте». СПб, Изд-во Площадь искусств,, 2012
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: