Наткнувшивь в инете на статью Б.С. Короткевича «Воловжа. Древнее святилище в Невельском районе Псковской области» .Журнал "Псков" № 16 2002, Псков, мы не могли не взять это на заметку. Решили найти это место, чтоб и самим посмотреть и другим показать! После долгих поисков мы всё же увидели описанное место! Сразу оговоримся, что именно те камни, которые описаны в статье, мы не нашли, но вот россыпи огромных валунов, на которых чётко видны различные символы, как то стрелы, змейки, рука ребёнка, звёзды, мы нашли. Видимо, мы вышли сразу на юго-восточный холм. Пройти к озеру было сложно из-за заболоченности местности, весенняя вода еще не ушла и хорошо охраняла подступы к искомому. Кстати, может и археологи что-то повывезли, так как видно, что раскопки производились. Но мы все же надеемся, что место вам покажется интересным, и , возможно, именно вы найдете описанные в этой статье валуны.
Вот так описывает это место автор статьи : « … С юга и востока озеро окружено песчаными холмами ледникового происхождения. С северо-запада к нему подходит край глинисто-гравийной моренной возвышенности с довольно часто встречающимися крупными валунами. С юга и юго-запада берега озера распахиваются. В северной части они покрыты смешанным лесом, где в низинах растет ель, а по всхолмлениям береза и осина. По опушкам заметны отдельные дубы. Песчаный восточный берег занимает сосновый бор. В этом бору располагался небольшой могильник третьей четверти I тысячелетия н.э., состоявший всего из четырех полусферических насыпей. Осматривая один из холмов на юго-западном берегу, мы поднялись на его вершину, на 10 м возвышающуюся над долиной озера. Склоны холма, обращенные в сторону озера, довольно крутые, но именно по ним проложен всход на верхнюю площадку, ведущий с берега озера посолонь вокруг холма. Наше внимание привлекло необычное земляное сооружение в форме следа парнокопытного животного, ориентированного в направлении юго-юго-восток. Сооружение представляло собой искусственно подрезанную макушку холма с валообразными насыпями, с западной и восточной стороны оконтуривающими гигантский след, и валообразным выступом между ними. Внутренний диаметр сооружения составлял 7 м, внешний - 13 м. Вдоль восточного края вершины холма с юга на север расположилась цепочка крупных валунов, слегка подтесанных для придания им формы головы быка, трапециевидной в плане со скошенной к узкой стороне (морде) верхней гранью. На поверхности их выбиты более или менее четко читаемые изображения. На первом камне видны 7 подковообразных изображений диаметрами от 5 до 15 см и глубиной от 0,5 до 2 см На втором -- одно изображение подковы диаметром 12 см и глубиной 0,5 см на верхней грани. На третьем -- 5 подков диаметром от 4 до 8 см. На четвертом камне нанесено одно единственное изображение, не встречающееся на других известных нам культовых камнях … В 35 м к югу от первого холма, через неглубокую лощину расположен второй. Он всего на 5 м возвышается над низким берегом озера. Пологие его склоны поросли соснами. С восточной, противоположной озеру стороны к холму вплотную примыкает поле, причем запаханы и его совсем не высокие с этой стороны склоны. Холм вытянут с севера на юг. Вдоль гребня холма на протяжении 45 м расставлены 5 культовых камней, и еще один камень расположен вне общей линии на северо-восточном склоне. Четыре первые, если считать с севера на юг, камня представляют значительный интерес как своей формой, так и нанесенными на них изображениями…. В южной части холма располагаются остатки земляных сооужений непонятного назначения. Это четырехугольная яма 6 Х 5 м, риентированная вдоль верхней площадки холма. Северо-западный угол ее оплыл в результате распашки склона холма. От юго-западного угла отходит короткая неширокая канавка -- возможный вход. Форма ямы напоминает землянку, однако местное население ничего не сообщает о расположении здесь во время войны каких-либо воинских частей. С южной стороны к землянке примыкают две короткие валообразные насыпи, вытянутые вдоль гребня холма. В северной оконечности одной из них находится описанный выше камень с изображением руки. В средней и южной частях насыпи видны вершины еще двух валунов без изображений. Длина насыпи 6 м, ширина 3 м. Вторая насыпь имеет дугообразную форму и расположена к востоку от первой почти вплотную к ней. Южная ее оконечность повреждена круглой ямой диаметром 3 м, в которую сброшены собранные на поле валуны и среди них слегка подтесанный камень с изображениями подков. Такая же яма вырыта у восточного края "землянки". Небольшими ямами изрыт склон холма со стороны озера. Еще один невысокий пологий холм с культовыми камнями был обнаружен в новых лесопосадках западнее первого. Количество размещенных на нем камней с изображениями превосходит количество камней на первом и втором вместе взятых. Мы насчитали пятнадцать таких валунов. Холм вытянут с юго-запада на северо-восток. Камни расставлены вдоль этой линии но довольно беспорядочно и только по юго-западному склону. Они имеют различную форму: некоторые подтесаны в виде стел, у некоторых обработана только одна или две грани, некоторые сохранили свою природную форму. Далеко не на всех удалось рассмотреть изображения … Большинство культовых камней использовалось в древности как жертвенники для отправления обычных треб каждой сельской общиной. До недавнего времени сохранялся обычай жертвоприношения камням. Все это очень хорошо согласуется с реконструируемым культом славянского бога Велеса…. Конечно, находка такого памятника древних религиозных культов, как Воловжа, -- редкая удача для археолога. Но думается, что в свое время оно было далеко не одиноким. Сколько подобных ему священных для предков мест было разрушено и до неузнаваемости изменено – остается только гадать. Вместе с тем, немногочисленные археологические памятники остаются главными источниками для изучения языческих верований населения Восточной Европы в древности. Письменные свидетельства о них для этой территории крайне скупы. Реконструкции, основанные на данных этнографии и фольклора, неизбежно оказываются крайне спорными в силу равной допустимости различных толкований одного и того же объекта или явления. Фольклор или традиционный орнамент изменяются во времени и по форме, и по смысловой нагрузке. Археологический же памятник доносит до нас материальную, осязаемую форму давно оставленной веры… »
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: