Автор: RaFaeL
Создан: 01.11.2013
Опубликован: 05.11.2013
(отредактирован: 05.11.2013)
Описание окружающей местности
Редкий теперь в Костромской области пример погоста, сохранившего древнюю деревянную и более позднюю каменную церкви.
Погост Ефремье известен с 1565 г. По сведениям переписи 1616 г., на погосте, входившем в состав «Парфеньевской Окологородней волости», существовали две деревянные церкви: холодная клетская Ефрема Сирина и теплая Рождества Богородицы с трапезной. На погосте рядом с церквами находился поповский двор и три кельи нищих. В 1724 г. оба храма сгорели «от молниеносного запаления». Вместо них в 1725 г. была построена деревянная церковь Рождества Богородицы, а в 1728 г. храм Ефрема Сирина с приделом Георгия Победоносца и великомученицы Екатерины. В 1836 г. Рождественскую церковь сменила кирпичная того же посвящения с приделами Макария Унженского и Софии мученицы. Одним из основных ктиторов при сооружении этого храма выступала местная помещица Бестужева, похороненная в склепе у алтаря этой церкви. Каждый из храмов имел собственную ограду - Рождественский каменную, а Ефремовский бревенчатую. Церковь Ефрема Сирина первоначально, видимо, обладала своеобразной композицией, основной особенностью которой являлась являлась открыьая (?) галерея, располагавшаяся со стороны западного и северного фасадов трапезной и продолжавшаяся на западном фасаде северного придела храма. Надпись, существовавшая на двери в придел, свидетельствует о том, что храм перестраивался в 1872 г. крестьянином д. Старово Григорием Андреевым, получившим за плотничью работу 1000 рублей. Под нижние венцы ее срубов был подведен кирпичный цоколь, стены снаружи обшиты тесом, галерея частично разобрана, а со стороны западного фасада перед входом сооружено небольшое крыльцо; сохранившаяся со стороны западного фасада трапезной часть галереи была зашита тесом и превращена в паперть; в трапезной и приделе, объединенных широким проходом, подшиты новые потолки. Источники сообщают об установке нового трехъярусного иконостаса «с резьбой на зеленом фоне». Судя по фотографиям из фондов Парфеньевского музея, при его устройстве был сохранен нижний ярус первоначального, барочного, с витыми колоннами, украшенными цветочными гирляндами и виноградной лозой. В этот же период стены храма были обиты холстом, по которому была сделана роспись со сценами богородичного цикла, выступающими на фоне разделки стен, имитирующей блоки мрамора. «Небо» храма составляли композиции христологичеекого цикла, выполненные в традициях древнерусской живописи. В нач. 20 в. четверик храма завершался одной большой луковичной главой поднятой на массивном кубическом трибуне. К настоящему времени завершение церкви утрачено. Живопись - 27 холстов с фрагментами «неба» и 11 холстов росписи стен - снята в 1985 г. и хранится в фондах Костромского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Вывезена в музей и архитектурная основа иконостаса.
Погост расположен на значительном расстоянии от жилья, на ровном рельефе среди густого молодого леса, почти полностью скрывающего оба храма. Здания расположены на небольшом расстоянии друг от друга - храм Рождества Богородицы южнее церкви Ефрема Сирина. В нескольких метрах к северу от колокольни Рождественской находится сторожка. (ист.: Памятники архитектуры Костромской области, том IX)
Несколько фото можно также посмотреть здесь. Летом 2012 г. церковь и территория вокруг были очищены активистами ТАМ-клуба.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: