История Музея древностей в Керчи началась с коллекции Поля Дюбрюкса. Им были собраны фрагменты статуй и надписей, монеты, керамика. Официально Керченский музей древностей был открыт 2 (14 по новому стилю) июня 1826 г. и располагался в доме П. Дюбрюкса. Первым директором музея стал И.П. Бларамберг.
С момента создания Керченского музея древностей основным направлением его деятельности являлось изучение и сохранение античных памятников, найденных на Керченском и Таманском полуостровах, то есть на территории древнего Боспорского царства. Дальнейшему развитию дальнейшему развитию археологических работ в Керчи способствовали раскопки богатого кургана Куль-Оба осенью 1830 года, что произвело большое впечатление на современников.
С 1832 года к раскопкам курганов приступили чиновник для расследования древностей Д.В. Карейша и директор музея А.Б. Ашик. Именно А. Ашиком был составлен первый обобщающий труд по истории Боспорского царства.
Некоторое время музей располагался в помещении городской гауптвахты при въезде в город, что обеспечивало охрану музейным коллекциям. Только в 1835 году по проекту архитектора Д. Торичелли было построено здание музея в стиле афинского храма Гефестиона, куда в 1841 году перевезены все коллекции.
Этот период в истории музея характеризуется как период бессистемных раскопок древних курганов с целью поиска золотых вещей. С приходом на пост директора музея А.Е. Люценко (1853) и подчинением Керченского музея древностей Императорской Археологической комиссии (1859) начато применение научного подхода к раскопкам курганов и могильников Керченского и Таманского полуостровов.
Большой урон музей понес в годы Крымской (Восточной) войны (1853-1856). Коллекции, архив и библиотека были эвакуированы в города Орехов и Екатеринослав. Оккупанты разграбили и разгромили музей и незаконно провели археологические раскопки. Множество предметов было увезено в Британский музей. После войны музей восстановлен в арендуемом помещении, а здание занято церковью Александра Невского.
Период с 1891 по 1918 гг. был одним из наиболее плодотворных периодов деятельности музея. Директор К.Е. Думберг первым провёл систематические раскопки городища Пантикапей. Его преемник В.В. Шкорпил, известный эпиграфист и археолог, занимался раскопками грунтовых некрополей и курганов, сделал много публикаций. Еще одним направлением деятельности В.В. Шкорпила стала организация экскурсионного обслуживания многочисленных туристов.
Первая Мировая и Гражданская войны надолго задержали научную деятельность музея. На этом этапе одним из его руководителей был К.Э. Гриневич, выпустивший несколько путеводителей по музею и памятникам Керчи в том числе и на французском языке. Со времени директорства К.Э. Гриневича музей все более развивает широкую культурно-просветительскую деятельность. С января по июнь 1920 г. при музее работали археологические курсы.
Новый этап в истории Керченского музея древностей наступает после окончательного утверждения советской власти в Крыму в конце 1920 г. Керченский историко-археологический музей (как он стал теперь называться) был подчинен Крымскому Отделу Народного Образования в лице Крымского Областного Комитета по делам музеев.
Музей значительно расширил свои экспозиционные площади, его коллекции были существенно дополнены. Ввиду увеличения фондов, было возбуждено ходатайство перед городским Ревкомом о предоставлении музею особняка, ранее принадлежавшего бывшему табачному фабриканту К.И. Месаксуди, располагавшегося по ул. Свердлова. Оно было удовлетворено в 1922 г.
Здание Керченского историко-археологического музея – образец особняка парадного типа конца XIX в. Живая и динамичная пластика композиций, общая живописность здания ставит его в ряд лучших построек эклектического стиля в Керчи.
В 1926 году в Керчи была проведена первая конференция археологов СССР, приуроченная к столетию Керченского музея. Провозглашение краеведения доминирующим направлением работы музеев внесло серьезные коррективы в деятельность Керченского музея древностей. Отныне внимание сотрудников, исследователей должно быть направлено не только на археологию, но и на другие дисциплины – историю, краеведение, этнографию. Во второй половине 1930-х годов были намечены долговременные перспективы развития музея, реализации которых помешало начало Великой Отечественной войны.
С началом войны музейные коллекции, архив и наиболее ценная часть библиотеки были доставлены в город Армавир, где все это имущество погибло полностью. Многие музейные предметы были увезены из Керчи в 1943 году в Симферопольский музей, затем в Германию, откуда были возвращены только частично. Все музейные архивы погибли.
С 1944 года перед руководителями стояла задача послевоенного восстановления музея. Были приведены в порядок археологические памятники, организовывались выставки, создана новая экспозиция, выпущен путеводитель по музею.
В 1960-х годах был расширен профиль музея: созданы советский и дореволюционный отделы, картинная галерея Н.Я. Бута «Герои Аджимушкая», открыт филиал в Аджимушкайских каменоломнях, налажено проведение экскурсий на городищах: Пантикапей, Нимфей, Илурат. 3 марта 1987 г. по инициативе областного управления культуры на базе музея был создан Керченский государственный историко-культурный заповедник. В последующие годы при благотворительном содействии члена-корреспондента Российской Академии Наук В.Д. Письменного был сделан ремонт здания музея, построены экспозиции по истории античности и средневековья. Археологические исследования заповедника и поступления от экспедиций, работающих в Керчи и на Керченском полуострове, обеспечивают постоянное комплектование фондов музея.
На выставках представлены находки из раскопок Керченского музея, экспедиций Института археологии АН СССР (ныне РАН), некоторых российских и украинских вузов, а также Государственного Эрмитажа и Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
На сегодняшний день в здании Историко-археологического музея работают постоянные экспозиции «История Боспорского царства» и «От Корчева до русской Керчи», а также размещаются сменные выставки. Во дворе музея к услугам посетителей – «Золотая кладовая», Гончарная мастерская, обзор коллекции морских якорей нового времени, а также выставка «Хозяйственный камень», где демонстрируются орудия труда античного времени.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: