Первые греческие переселенцы в Крыму появились еще в далекой древности. Гомер упоминает существование в Тавриде некоего царства, управляемого Фоасом. Однако последующие нашествия кочевых народов постепенно стирают с лица земли все следы ранних греческих поселенцев в Крыму. Затем над полуостровом поочередно господствовали русские, венецианцы, татары. Характерно, что именно в Крыму русский князь Владимир был крещен и принял христианство от Византии в 988 году.
Греки являлись четвертой по численности группой населения в Керчь-Еникальском градоначальстве, а на всем Крымском полуострове - шестой. Таким образом, можно сказать, что Керченский полуостров в конце 19 - начале 20 вв. являлся местом сосредоточения греческого населения.
Привлекаемые благоприятными условиями ведения хозяйственной деятельности и покровительственным отношением России, в Крым потянулись многие переселенцы, среди которых было немало греков, бежавших от турецкого ига. Одним из греческих переселенцев, поселившихся в Керчи, был Константин Иванович Месаксуди. Он родился в 1836 году. Точного места его рождения установить не удалось, однако есть основания полагать, что это произошло за пределами Российской империи. Согласно имеющимся свидетельствам, до конца своих дней, уже после многих лет проживания в России, Константин Иванович говорил по-русски с типичным греческим акцентом, в частности не выговаривал те звуки, которые отсутствуют в греческом алфавите, в основном шипящие. Так, своего старшего сына Григория он называл «Гриса».
Приехав в город Керчь, он, по сохранившимся воспоминаниям, в начале занимался тем, чем занимались многие из его соотечественников: развозил воду по домам. Однако скопив некоторую сумму, послужившую, по-видимому, начальным капиталом, он решает порвать с этим монотонным занятием и переключиться на более интересную и прибыльную сферу деятельности – торговлю и предпринимательство, тем самым продемонстрировав, что греком он был не только по происхождению, но и по духу. По-видимому, врожденное чутье, природная хватка и столь характерный для греков дух предпринимательства помогли ему верно определить направление деятельности в период, когда еще только зарождались предпосылки капиталистических отношений в России. В дальнейшем именно его деловые успехи в это время станут основой благосостояния керченской семьи Месаксуди. Сколотив определенный капитал, который, естественно, давал Константину Ивановичу уже и вес в обществе, Месаксуди решает обзавестись семьей. В первой половине 1860-х гг. он женится на Марии Константиновне Лебеши, которая была на 10 лет моложе его и происходила родом из семьи ялтинского купца. Сам факт такой женитьбы свидетельствовал о том, что К.И. Месаксуди к этому времени уже удалось добиться немалых успехов в своей предпринимательской деятельности, а приданное купеческой дочки должно было лишь способствовать укреплению его положения. Вскоре, 24 января 1866 года, у них родился и первенец Григорий, которому суждено было стать правой рукой отца во всех его делах. Всего же у Константина Ивановича и Марии Константиновны было восемь детей: шесть сыновей и две дочки. Второй сын Александр родился 4 апреля 1869 года, затем родились Владимир – 8 июля 1871 года, Елена – 7 февраля 1873 года, Петр – 1 февраля 1875 года, Иван – 2 января 1877 года, Дмитрий – 12 октября 1880 года. Самой младшей была дочка Надежда, появившаяся на свет 30 сентября 1885 года.
Начало экономического процветания семьи Месаксуди было связано с закупкой листового табака на Кавказе у мелких плантаторов из Сочи, Сухуми, Нового Афона, Лазаревской и ряда других мест. Дело в том, что именно на Черноморском побережье Кавказа выращивались лучшие сорта табака в России. Этому способствовали существовавшие там благоприятные условия для переработки и хранения. В течение трех лет на местных складах табак проходил процесс ферментации, в результате чего приобретал необходимые качества.
Вероятно, участие в торговле табаком, позволившее К.И.Месаксуди значительно увеличить свое состояние, заставило его подумать об открытии собственного дела. Так или иначе, но в 1867 году в Керчи он основал табачную фабрику под названием “Месаксуди и сын” на углу Воронцовской и Дворянской улиц. Название фабрики было почти пророческим. По мере старения Константина Ивановича руководство делами взял на себя Григорий, который стал фактически главным действующим лицом на фабрике.
К сожалению, автору пока не удалось обнаружить источники, которые бы позволили пролить свет на первые десятилетия работы табачной фабрики Месаксуди. Однако можно с уверенностью сказать, что она постепенно набирала обороты и к концу века стала одним из ведущих предприятий города. Чтобы понять масштабы производства на табачной фабрике, достаточно сказать, что в 1908 году на ней находилось 659 тыс. папиросных и табачных коробок, которые стоили 287183 руб. В это время на заводе работало около 1,1 тыс. человек, главным образом женщины. Мужчины - работники фабрики были в основном греками, в то время как среди женщин было только две гречанки: одна обслуживала внутреннюю телефонную сеть (каждый цех или, как их тогда называли, «отделение» был связан телефоном с администрацией), другая работала машинисткой.
Тот факт, что работниками-мужчинами фабрики были в основном греки, говорит о тесных связях Месаксуди с греческой общиной Керчи. По-прежнему ощущая себя греками, фабриканты стремились максимально содействовать благосостоянию своих «соплеменников». Поначалу представляется логичным предположить, что Месаксуди должны были бы предпочесть и женщин-гречанок. Однако, по-видимому, социальное мировоззрение греков Керчи в значительной мере сохраняло патриархально-традиционалисткие черты, когда работа считалась мужским занятием, а семья и дом – делом жены.
Хотя возникновение фабрики и происходило в самый начальный период развития капиталистических отношений в России, можно говорить о достаточно прогрессивных формах взаимоотношений работодателей и работников, существовавших на предприятии. В них не было элементов «диких» форм первоначального накопления капитала и жесточайшей эксплуатации рабочих. Наверное, не будет преувеличением сказать, что социальная защищенность рабочих фабрики была выше, чем на многих других предприятиях России и даже стран Западной Европы в период становления капитализма.
Прежде всего следует отметить, что для рабочих было организовано медицинское обслуживание в виде амбулатории, размещавшейся в административном здании. Обслуживали ее врач-гинеколог, женщина-фельдшерица и двое фельдшеров-мужчин. В этом же помещении находилась и аптека. Все эти услуги оказывались за счет фабрики. Характерно, что даже после национализации предприятия советской властью и укрепления в городе системы здравоохранения на заводе был оставлен один пункт, обслуживавшийся женщиной-фельдшером.
Но, пожалуй, самым прогрессивным социальным нововведением на предприятии была оригинальная для того времени касса взаимопомощи. С каждого работающего бухгалтерия ежемесячно удерживала 5% оклада, такую же сумму отчислял со своей стороны и владелец завода. Обычно перед праздником Пасхи выдавались наградные: рабочим - двухнедельный оклад, а служащим - месячный. Из этих сумм
бухгалтерия удерживала 10%, которые записывались на лицевой счет кассы. Со стороны администрации отчисления подобного рода не делались. В случае выхода рабочего или служащего из членов кассы он забирал все свои отчисления в кассе. Что же касается хозяйских взносов, то рабочий имел право претендовать на них после как минимум пятилетней работы на предприятии, да и то не на все сразу. Можно предположить, что по мере увеличения стажа работы человека на предприятии доля хозяйских отчислений, которую работник забирал при выходе из кассы взаимопомощи, возрастала.
По всей видимости, подобный либерализм в отношениях между Месаксуди и рабочими был отчасти связан с особенностями характера самого старика Месаксуди. Выходец из простого народа, он до конца своих дней оставался малограмотным и сохранил многие черты простолюдина, несмотря на свое состояние. При этом благодаря своему колориту, который во многом отражал и национальные особенности греков, он был фигурой весьма заметной в городе. В частности, когда он был уже не молодым, о нем рассказывали много историй и анекдотов. Например, старик любил ходить по территории фабрики, опираясь на палочку, и смотреть, как идет работа. Зная его слабости, многие рабочие специально пытались попасться ему на глаза. Видя, что работник слоняется без дела, старик со словами: «Анафемаси (греч. – проклятый), ты почему не работаешь?»- бил его своей палкой. Удар, естественно, был несильным, но ударенный начинал стонать и делать вид, что его чуть не убили. Тогда старик доставал рубль и говорил, чтобы он не кричал, на чем инцидент обычно исчерпывался. Однако от палки Месаксуди доставалось не только праздно шатающимся рабочим. В 1905 году, во время Всероссийской Всеобщей стачки, бастовавшие рабочие фабрики организовали на площади перед ее зданием митинг. Городовой попытался разогнать их. Но в дело вмешался находившийся рядом К.И.Месаксуди, который со словами «Анафемаси (кстати, это слово было у старика любимым), ты куда моих рабочих забираешь?» начал бить его палкой и прогонять. К старику часто приходили рабочие просить денег по случаю предстоящих родов жены или чего-нибудь в этом роде, а бывало и так, что у некоторых просителей жены «рожали» по несколько раз в году. Несмотря ни на что, Константин Иванович, как правило, не отказывал и выделял деньги, однако всегда просил, чтобы старшему сыну Григорию об этих его слабостях не рассказывали.
В старике Месаксуди проявились многие черты греческого менталитета, который сформировался в период турецкого ига. Прежде всего это выразилось в видении себя неотъемлемой частью греческой общины, в данном случае - Керчи, в которой в силу своего материального благосостояния и веса в обществе он был одним из лидеров. Безусловно, материальная помощь представителям этой общины, будь то в виде найма на работу или денежных пособий, была неотъемлемой частью его деятельности и воспринималась им как его неотъемлемый вклад в поддержание своих соотечественников в Керчи. В определенной мере этим можно объяснить и его патерналистское отношение к рабочим, многие из которых были греками. По сути, в некоторой степени работники фабрики воспринимались Месаксуди как часть его большой семьи, нежели некая безликая масса. В результате сочетание традиционалистско-общинного менталитета и предпринимательской хватки Месаксуди привело к достаточно прогрессивным формам социальных гарантий рабочим, которые на многих других капиталистических предприятиях - как в России, так и в других странах - появятся намного позже, да и то в результате политической и экономической борьбы рабочих.
Отец семьи Константин Иванович Месаксуди занимался разнообразной политической и общественной деятельностью. Она началась, судя по источникам, в 1863 году, когда мещанин К.И.Месаксуди вошел в состав Временной Межевой Комиссии при Городской Управе Керчи. 29 ноября 1872 г. он был в первый раз избран Гласным Керчь-Еникальской Городской Думы, а затем неоднократно переизбирался в эту должность (в 1876 г., в 1880 г.). 3 декабря 1876 года он был избран членом Керченской Торговой Депутации на срок в четыре года, а в январе 1880 г. был утвержден в должности Почетного
Попечителя Керченской Александровской гимназии, которую он занимал до 1883 года. 10 марта 1880 года К.И.Месаксуди был избран членом Общества Керченских Купцов и Потомственных Граждан.
С 1 января 1880 года глава семейства Месаксуди был утвержден кандидатом от купечества в Керченский Коммерческий суд на два года. 25 июня 1880 года величайшим повелением К.И.Месаксуди был утвержден в должности Директора Керченского Попечительского комитета о тюрьмах, а Керчь-Еникальская Городская Дума на своем заседании 19 ноября 1880 года избрала его членом Керченской Торговой Депутации на четыре года. 27 октября 1883 года этот российский предприниматель греческого происхождения был избран прихожанами Керченской Свято-Предтеченской церкви и утвержден Епархиальным начальством старостой этой церкви. Он занимал эту должность до 25 ноября 1887 года. За «усердную и полезную службу» К.И.Месаксуди получил благословение Святейшего Правительственного Синода в грамоте от 22 марта 1887 года, а 18 февраля 1893 года он был пожалован Орденом Святой Анны 3-й степени. 14 февраля следующего года императрица утвердила К.И.Месаксуди в звании Почетного члена Керченского Городового Попечительства детских приютов с правом ношения знака этой должности. В этом же году Городская Дума избрала его ассистентом при правительстве города Керчь на торжествах Священного Коронования Императорских Величеств. Общественно-политическая деятельность предпринимателя этим не исчерпывается. В 1900 г. он упоминается как член Правления Попечительства об учащихся в керченских гимназиях, а в 1901 г. – как Гласный Керченской Городской Управы.
Можно перечислить еще множество других почетных должностей, которые занимал К.И.Месаксуди. Его деятельность и заслуги перед страной и родным городом были отмечены правительством. Кроме уже упоминавшегося выше Ордена Святой Анны 3-й степени Константин Иванович был также награжден Орденом Святого Станислава 3-й степени и золотой медалью на Станиславской ленте.
К.И.Месаксуди прожил долгую жизнь, большую часть которой он провел в России. Он скончался в 1908 году, оставив своим детям семейное дело – табачную фабрику, а также передав свою любовь к Греции и России.
Ф. Янници. Греческий мир в конце 18 – начале 20 вв. по российским источникам (к вопросу об изучении самосознания греков).