"Какой везде простор и какая мощь!
Это ты, заколдованный, угрюмый, царственный Алтай!..
Это ты окутался туманами, которые как мысли бегут с
твоего могучего чела в неведомые страны...
Это ты, богатырь, дремлешь веками, сдвинув свои
морщинистые брови, и думаешь свои заветные добрые думы..."
Григорий Чорос-Гуркин.
ГУРКИН ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ (1870-1937), алтайский художник, литератор и политический деятель, мастер пейзажа, один из первых художников-профессионалов среди коренных народов Сибири, более известный под псевдонимом ЧОРОС-ГУРКИН.
Родился 12 января 1870 в селении Улала (ныне Горно-Алтайск), в семье кустаря-седельника из древнего рода «Чорос» (позднее имя рода, прибавленное к фамилии, составило его артистический псевдоним). С 1878 учился в школе Алтайской духовной миссии, затем около 15 лет работал иконописцем в Улале, а затем в Бийске. Первая попытка его поступления в петербургскую Академию художеств (1897) оказалась неудачной, но зато он получил возможность заниматься в мастерской И.И.Шишкина, а в 1899 был зачислен в Академию вольнослушателем.
В 1905 вернулся на родину. Первая персональная выставка в Томске (1907) принесла ему славу первого пейзажиста Сибири. Жил преимущественно в своем доме-мастерской в селе Анос на р. Катунь, часто путешествуя по Алтаю и наезжая в разные сибирские города для устройства выставок.
В своем творчестве соединил традицию эпического пейзажа Шишкина с веяниями модерна. Писал горные и лесные виды родного края, исполненные величавой природной первозданности (Хан-Алтай, 1907, Художественный музей, Томск; Корона Катуни, 1910, там же; Озеро горных духов, 1910, Художественная галерея, Красноярск). Часто изображал реликты языческой древности, составляющие органическое родство с ландшафтом (Могила шамана, 1900-е годы; Жертвенник, 1909; оба — в Республиканском краеведческом музее, Горно-Алтайск). Публиковал стихи в прозе (Алтай и Катунь, напечатанное в качестве предисловия к каталогу томской выставки 1915; и др.), а также этнографические очерки в газетах «Алтай», «Жизнь Алтая» и «Сибирская жизнь».
Период жизни и творчества Григория Чорос-Гуркина с 1917 по 1937 год связан с событиями революции, гражданской войны и установления Советской власти в Сибири. В 1917 году на волне революции создается государственное образование алтайцев (Каракорум-Алтайская окружная управа) и художника, как самого известного представителя коренной национальности, уговаривают возглавить её. В апреле 1919 года Гуркина арестовывают колчаковцы «за сепаратизм и измену Родине». Выпущенный под залог (в его административной деятельности не нашли» практических действий»), художник уезжает в Монголию, а в 1920 году перебирается в Туву.
В 1925 году художника уговаривают возвратиться в Советскую Россию. Устраиваются две выставки в Новосибирске, а в 1926 году в Москве. А.В. Луначарский в своей статье о московской выставке отметил особенно поразившие работы Гуркина такими словами: «Отмечу ещё замечательные по тонкости живописи, прямо-таки драгоценные по краскам пейзажи Чорос-Гуркина, ойротского художника с Алтая. Как забралась на Алтай такая утончённая техника - я уже не знаю».
Вернувшись, Гуркин активно включился в местную культурную жизнь, став членом общества «Новая Сибирь» (с 1926) и в том же году приняв участие в двух всесоюзных экспозициях в Москве, в том числе в 8-й выставке АХРР. Преподавал в художественной школе в Улале (Ойрот-Туре), иллюстрировал первые книги, в том числе учебники, изданные на алтайском (ойротском) языке, продолжал плодотворно работать как живописец. Однако в период «большого террора» Гуркину припомнили его «буржуазный национализм», и 11 октября 1937 мастер был расстрелян как «враг народа». Посмертно реабилитирован (1956).
В последнем письме, написанном в апреле 1937 года детям и внукам, художник пишет: «Родину-мать я понимаю так: для каждого зверя, человека, птицы, прежде всего Родина та, где он вырос. Хороша она для него или плоха, сурова, неприветлива, всё же, благодаря силе природы, он инстинктивно к ней привязан... По понятию алтайцев-язычников, из поколения в поколение, в ряде веков, выросших в горах и дебрях лесов Алтая, он не просто горы, леса, реки, водопады, как понимает их культурный буржуй, видящий в них сырье, средство наживы и эксплуатации. Для алтайцев-язычников Алтай - живой дух, щедрый, богатый, исполин-великан. Длань его раскрыта для всех, богатства неисчерпаемы, красота и величие... Он - живой кормилец - отец несметного народа, несметного зверя, птиц. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Алтайские озера - это его глаза, смотрящие на вселенную. Водопады и реки его - речь и песни о жизни, о красоте земли, гор...»
Источник информации: http://galt-auto.ru/publ/80-1-0-493
Подробную биографию и репродукции картин Г.И. Чорос-Гуркина можно увидеть здесь: http://asu.cs.nstu.ru/choros/biography.php