Локомотивное депо Балашов — предприятие железнодорожного транспорта в городе Балашов. Депо занимается ремонтом и эксплуатацией тягового подвижного состава.
В 1894 году Рязано-Уральской железной дорогой была закончена постройка линии Тамбов — Камышин. 14 сентября 1894 года паровозные бригады депо Балашов впервые провели поезд по только что открывшейся линии Тамбов — Камышин.
Депо Балашов строилось как коренное (то есть основное) с двумя зданиями имевшими в общей сложности 29 ремонтных стойл.
Депо Балашов обслуживает пассажирский широтный ход Пенза – Ртищево – Поворино – Лиски. Также депо выполняет работу с хозяйственными поездами на участках Балашов – Обловка, Балашов – Ильмень. Локомотивный парк – ЧС4Т, ЧМЭ3. Эксплуатируют здесь и некоторое количество 2ТЭ116, временно переданных с Ртищева. Пригородное движение на Ильмень и Обловку выполняется рельсовыми автобусами РА1 и РА2, а на участках Балашов – Поворино, Балашов – Ртищево - старенькими электропоездами ЭР9П, прозванными «круглыми» из-за формы кабины машиниста.
По маршруту Балашов – Саратов курсируют более современные электропоезда ЭР9Т и ЭД9 саратовского депо Анисовка. Есть и в Балашове ЭР9Т-727, одна-единственная. Депо Балашов расположено в районе станции Балашов – 1, через которую проходят поезда «Камышин – Москва», «Балашов – Москва» и пригородные РА. Кроме того, по Балашову-1 оборачиваются электропоезда Балашов – Поворино и саратовские. Линия Пенза – Ртищево - Поворино проходит через ст. Балашов – пассажирский. На этой станции меняются локомотивные бригады, отцепляют и отправляют в депо электровозы. Основная масса пассажирских составов здесь – поезда, следующие с Урала, Севера и Сибири на Черноморское побережье Кавказа и на Украину.
После раздела на ремонт и эксплуатацию ремонтную часть сделали участком Ртищева (ТЧР-18). Ремонтируемые серии – ЧС4Т, ЧМЭ3 в объеме от ТО-3 до ТР-2. Эксплуатация – за ТЧЭ-15 (Балашов).
Долгие годы основными локомотивами в депо были электровозы типа ЧС4 – «аквариум», названные так за характерное «панорамное» остекление кабины. ЧС4 производились чехословацким заводом «Шкода», г. Пльзень, в 1965-1972 г.г. В депо Балашов они заменили в пассажирском движении «кишкотрясы» - ВЛ60к. («Шестидесятки» прозвали «кишкотрясами», возможно, из-за сильной вибрации на скоростях, близких к 100 км/ч).
В депо сохранились уникальные локомотивы в работе – ЧС4-157 и ЧМЭ2-024. Четырехосный ЧМЭ2 используется для постановки ЧС4Т и ЧМЭ3 на поворотный круг. «Аквариум», выкрашенный в зеленый цвет, работает «помазком», т.е. рельсосмазывателем. «Сто пятьдесят седьмой» не имеет обычного в таких случаях «баллона» спереди - все смазывающее оборудование установлено внутри.
Железная дорога дает работу многим жителям этого небольшого города в Саратовской области, где многие другие производства уже закрыты…
У депо есть свой музей. Заведующий, он же создатель музея, Герман Иванович Чурсин может часами рассказывать об истории депо и города, о боевых и трудовых подвигах балашовцев. За плечами этого человека две войны – Финская и Великая Отечественная, послевоенное восстановление хозяйства, много лет работы на железной дороге – от кочегара паровоза до инженера по труду. В свои годы Герман Иванович выглядит молодцом, активно продолжает работу по поиску новых экспонатов, участвует в общественной деятельности. Автор книг «100 лет Балашовскому железнодорожному узлу» (1994 г.), «Профсоюзной организации балашовского локомотивного депо 105 лет» (2010 г.) Посетив музей, вы ознакомитесь с историей депо и станции Балашов с 1894 года до наших дней.
В Музее хранится уникальный документ – уведомление, датированное маем 1915 года и подписанное самим Императором, о присвоении машинисту Михаилу Павлову звания потомственного почетного гражданина. На соседнем стеллаже – громадные двухпудовые ключи, использовавшиеся слесарями при ремонте паровозов…
Значительная часть экспозиции посвящена работникам депо – участникам революций 1905-1917 г.г., Гражданской и Великой Отечественной войн. Многие деповчане героически сражались на фронтах, водили поезда к фронту, служили в спецформированиях НКПС. Отдельный стенд посвящен погибшим в 1941-1945 годах.
В честь столетия Балашовского локомотивного депо, у административного здания был установлен паровоз-памятник серии 9П. Локомотив был отреставрирован в 1994 году, номер 9П 23534.
Паровоз 9П (9-й тип паровоза — заводское обозначение) — маневровый танк-паровоз типа 0-3-0, выпускавшийся в Советском Союзе с 1935 по 1957 год. Последний советский паровоз нормальной колеи.
По материалам, с сайтов:
http://www.poezda.net/articles/balaschov.shtml
http://zd1520.ru/stateika/statyi.php?id=106
http://ru.wikipedia.org/wiki/9%CF