В старинных кварталах Львова, окружающих площадь Рынок, есть угловой дом, которым начинаются улицы Друкарская и Ставропигийская, выделяющийся оформлением фасада первого этажа. По обе стороны скромного аккуратного портала расположены рельефные портреты известных персонажей древнегреческой мифологии — бога лечения Асклепия (Эскулапа) и его дочери — богини здоровья Гигиен. Над массивным контрфорсом, выступающим на тротуар, свисает кованая вывеска с эмблемой медицины (змея, обвивающая чашу) и датой — 1735, под ней на цепочках свисает надпись «Аптека-музей».
В этом доме действует самая древняя аптека, не только Львова, но и Украины, известная под названием - «Під чорним орлом». Открытая еще в 1735 году военным фармацевтом Наторпом, аптека переходила от одного владельца к другому, выполняя свою благородную миссию. Продолжает она активно служить людям и в наше время, став государственной аптекой № 15.
В 1966 году в ее здании был открыт музей. В 1972 году музею присвоено почетное звание народного. На протяжении 1982–1985 годов по проекту и при непосредственном участии специалистов Львовской комплексной архитектурно-реставрационной мастерской выполнен большой объем ремонтно-реставрационных работ, которые в основном велись в освободившихся соседних пристройках. Им был возвращен тот вид, какой они имели в средневековые времена. К аптеке присоединены отреставрированный флигель старинного дома — памятник архитектуры XVI–XVII веков, ряд комнат, галерея подвалов. Экспозиционная площадь народного музея увеличилась в четыре раза. Это позволило создать уникальный музейный комплекс, в котором демонстрируются редкие экспонаты, собранные научными сотрудниками, специалистами фармацевтами и коллекционерами энтузиастами. Если при основании музея в нем насчитывалось почти 2,7 тысячи экспонатов, то к 1987 году их количество превысило 8 тысяч.
Народный музей пользуется большой популярностью у львовян и гостей города. Музей посетили сотни тысяч экскурсантов, проведены десятки тысяч экскурсий. Каждая из них — это волнующее общение людей с яркими страницами истории фармации, запечатлённой и хранимой древними стенами аптеки, лечебной практики с далеким прошлым и современностью. В настоящее время музейная экспозиция разместилась в 16 залах общей площадью 700 кв.м.
С улицы через двойные застекленные двери вы сразу же попадёте в просторную комнату, интерьер которой воссоздает торговый зал бывшей старинной аптеки. Здесь встречали посетителей фармацевты, продавали им необходимые лекарства. Теперь в этом зале не только рабочее место дежурного провизора, но и начало экспозиции музея.
Потолок аптеки-музея украшен полихромными росписями, выполненными в начале XIX века венскими мастерами под руководством художника Штааля. На них символические изображения четырех элементов, составляющих основу всего существующего и их названия на латинском языке: "Agua" (Вода), "Ignis" (Огонь), "Terra" (Земля), "Аir" (Воздух).
Вдоль стен расположились высокие дубовые шкафы, изготовленные в конце XVIII начале XIX веков. Украшает их высокохудожественная резьба. С потолка свисает железная кованая люстра. Ещё полтораста лет назад в ней горели обыкновенные свечи, их сменили керосиновые, затем газовые светильники, и, наконец, относительно недавно - электрические лампочки.
В торговом зале можно увидеть старинные фармацевтические весы, кассовые аппараты и древнюю керосиновую лампу, с помощью которой провели первую во Львове операцию с использованием света.
Обратите внимание на оригинальное решение фармацевтических весов — миниатюрные гирьки спрятаны в полуоткрытом клюве орла. Штатив других весов изготовлен в виде бронзовых, почти метровых скульптур Эскулапа и Гигиен. Бог лечения изображен с посохом, обвитым змеей.
Из торгового зала просматривается небольшой кабинет бывшего хозяина аптеки «Під чорним орлом». Значительную часть помещения занимает старинный деревянный секретер со многими ящиками. В дверях, соединяющих кабинет с залом, есть глазок, через который хозяин мог незаметно следить, как аптекари обслуживают посетителей. К наиболее зажиточным и уважаемым клиентам он выходил сам — таков был обычай. И это являлось не только проявлением вежливости, но и способом привлечения к аптеке выгодных клиентов.
Под экспозицию второго зала отведена так называемая материальная комната, где сосредотачивались запасы лекарственных препаратов. Теперь здесь выставлены коллекции фармацевтической посуды для хранения медикаментов, часть аптечного оборудования различных эпох, старые патентованные лекарства. На полках красуются образцы посуды, изготовленной из дерева и металла, стекла и фаянса, камня и керамики, фарфора.
Бутылочки, флаконы, штанглазы, штофы. Когда-то в них хранились лекарства. Одна посуда выделяется красивым орнаментом, другая чётко обозначенной символикой: звезда, корона или орел. Это говорит о том, что вся экспонируемая здесь посуда являлась собственностью львовских аптек, каждая из которых имела своё оригинальное название, например: «Под золотой звездой», «Под Фемидой», «Под золотым оленем».
Разнообразие экспонатов стеклянной посуды просто поражает воображение. Особенно широко она стала применяться в фармацевтике с первой половины ХIХ века. Представленное в экспозиции зала собрание этой посуды свидетельствует об определенной эволюции в её изготовлении. Самые старые экспонаты коллекции изготовлены из бесцветного чистого стекла. Прошли десятилетия, и в аптеках начали появляться желтые, зеленые, фиолетовые, бурые штанглазы как украшения. И лишь с 1827 года посуда из цветного стекла приобрела чёткое функциональное назначение.
Случилось это после того, как известный львовский аптекарь Теодор Торосевич доказал, что красное (так называемое рубиновое стекло) и жёлтое стекло предохраняет чувствительные к свету препараты от химического распада, а голубое, фиолетовое, зеленое, наоборот, ускоряет такой распад. В гамме цветов, переливающихся на полках, выделяется ярко-красный — это посуда, изготовленная из рубинового стекла, технология варки которого предусматривает примешивание солей золота.
Интерьер третьего зала воссоздает старинную аптечную лабораторию. Здесь методом тепловой обработки изготовлялись лекарства из растительного сырья, мази различной консистенции. Собранное в зале оборудование: сушильные шкафы, перегонные кубы, перколяторы, медные черпаки, дистилляторы, полностью соответствует назначению помещения.
Работая в такой лаборатории, аптекари ручными траворезками измельчали лекарственные растения, дисковыми мельничками-эксцельсиорами размалывали корни, кору, плоды. Для выдавливания из растений сока использовали ручные металлические или деревянные прессы различных конструкций и размеров. Уже в XVII века в аптеках применяли винтовые прессы с несколькими зубчатыми передачами. В 1816 году был изобретен гидравлический пресс, сразу же пополнивший оборудование аптечных лабораторий. Музей располагает коллекцией прессов, самый старый из них, экспонируемый в первом зале, изготовлен в XVIII веке. Рядом с прессами расположены короба с набором сит для просеивания, очистки и сортировки трав. Замысловатой конструкции шкаф XIX века, изготовленный из дерева и металла, использовался для сушки растений подогретым воздухом.
Приготовленное лекарство разливали в бутылочки, на которых наклеивали этикетки. Их также изготовляли в аптеках. Настоящее техническое чудо конца XIX века — это миниатюрная машинка для печатания этикеток, образцы которых экспонируются.
Гармонирует с экспозицией большой цветной витраж. На нём изображена различная аптечная посуда и лабораторное оборудование.
Стоит обратить внимание на образцы аптечной рекламы XIX века, которая популяризировала лекарства, перевязочные материалы и минеральные воды.
Библиотека музея включает в себя 3 тысяч экземпляров фармацевтической и медицинской литературы.
В музее также представлены восемь рецептурных журналов, из которых можно узнать об ассортименте, назначении и стоимости лекарств, а также составить некоторое представление о работе провизоров частных аптек. Самый старый из них датирован 1805 годом.
В коллекции редких лекарственных растений выделяются, оказывающие тонизирующее воздействие на человеческий организм: золотой корень, элеутерокок, заманиха, аралия, китайский лимонник и женьшень. На отдельной полке красуются лекарства животного происхождения. Часть из них теперь в медицине не используется, хотя в прошлом на них существовал большой спрос. Среди экспонатов — образцы прополиса и мумиё.
Оказавшись в старинных аптечных подвалах, словно переносишься на несколько веков назад, ведь их интерьер является копией интерьера начала XVIII века. Во внутреннем дворике музея реконструирован вид жилого дома зажиточного мещанина XVI—XVII веков.
Посетив львовскую аптеку-музей, вы полностью ощутите атмосферу средневековых аптек.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: