"Катюша" под Лебедином [TR/12500]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Исторический
Размер: Неизвестно
Автор запретил искать и извлекать контейнер в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Украина
Сумская обл.
Лебединский р-н
Ближайший нас.пункт
Лебедин, Михайловка
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
4.50Нашли: 4
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Автор: Kavuntur
Создан: 24.08.2012
Опубликован: 28.08.2012
(отредактирован: 05.09.2012)
Компаньоны: Україна

Описание окружающей местности

Возле дороги Лебедин - Михайловка, на природном возвышении, установлен памятник "Катюше". Табличка, закрепленная на пъедестале памятника, гласит, что 28 сентября 1941 года первый дивизион 6-го гвардейского минометного полка на этом участке фронта произвел первый залп по немецко-фашистской группировке.

15 сентября немецкие 1-я и 2-я танковые группы, наступавшие навстречу друг другу, соединились в районе Лохвицы. В результате войска четырех армий Юго-Западного фронта оказались в окружении. Советское командование предприняло попытки деблокировать их. В окрестностях Лебедина создавалась ударная группировка для наступления в направлении Ромны выходящим из окружения частям.

Однако обстановка осложнилась и наступающая 1-я гвардейская ордена Ленина стрелковая дивизия получила приказ отойти на рубеж реки Псел, западнее города Лебедина. Отойдя на левый берег реки Псел, части дивизии заняли оборону в полосе Межиричи, Каменное, что по фронту составляло более 35 км. Противник упорно пытался форсировать реку и развить наступление в направлении Лебедин, Белгород.

Наивысшего накала бои достигли в период с 25 по 28 сентября. Главные усилия гитлеровцы сосредоточили против правофлангового 331-го и центрального 355-го стрелковых полков, оборонявших город Лебедин. Однако гвардейцы частей майоров В. А. Когана и З. С. Багдасарова при поддержке артиллеристов дивизионов капитанов Колесникова и Помельникова, старшего лейтенанта Шишкова, а также дивизиона гвардейских минометов капитана Кислицкого отражали все атаки противника.

28 сентября 1941 года гитлеровцам удалось вклиниться в оборону 331-го стрелкового полка, к участку вклинения враг стягивал резервы, готовясь развить успех. Оценив обстановку, командир дивизии генерал-майор Руссиянов И. Н. принял решение накрыть гитлеровский клин залпом гвардейского минометного дивизиона. Фашисты, очевидно впервые испробовавшие мощь огня "катюш", в панике бежали. В последующие дни на этом участке обороны противник значительно снизил активность. Воспользовавшись этим, части дивизии нанесли несколько сильных ударов по врагу, а 331-й стрелковый полк и третий батальон Воронежского полка участвовали вместе с частями других соединений в ликвидации прорыва гитлеровцев на Штеповку.

За хорошую организацию работы в бою 28.09.41 г. командиру 1-го дивизиона 6-го гвардейского минометного полка капитану Кислицкому и комиссару дивизиона политруку Юнак приказом №28/09 командира 1-й ордена Ленина гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора И. Н. Руссиянова была объявлена благодарность.

Источник: [Мемуары] Руссиянов И.Н. В боях рожденная...

БМ-13 Историческая справка
В 1916 году профессор Иван Платонович Граве, усовершенствовав бездымный порох французского изобретателя Поля Вьеля, создал желатиновый порох. На основе этого пороха в 1921 году в Газодинамической лаборатории сотрудники Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев приступили к разработке реактивных снарядов. Их многолетний труд завершился большим успехом советского ракетостроения — в 1928 году были проведены успешные испытания первой в мире ракеты на бездымном порохе. К 1933 году были созданы два образца реактивных снарядов — осколочный РС-82 и осколочно-фугасный РС-132. В это же время объединяются усилия лабораторий работающих по данной тематике — в Москве создается Реактивный научно-исследовательский институт. Вскоре, в его стенах, было изготовлено несколько сот опытных образцов снарядов и пусковые устройства, предназначенные для установки под крыло самолета. В 1935 году начинаются первые запуски реактивных снарядов РС-82 с истребителей И-15 на полигоне, а в 1937 году начались войсковые испытания. Их успешное завершение позволило в декабре 1937 года принять на вооружение истребителей И-15 и И-16 реактивный снаряд класса "воздух-воздух" РС-82 и в июле 1938 года снаряды класса "воздух-земля" РС-132 для бомбардировщиков СБ.

После принятия реактивных снарядов на вооружение в авиации Главное артиллерийское управление поставило перед Реактивным НИИ задачу создания реактивной полевой системы залпового огня на основе снарядов РС-132. Уточненное тактико-техническое задание было выдано институту в июне 1938 г. В соответствии с этим заданием к осени 1939 г. институт разработал новый 132-мм осколочно-фугасный снаряд, получивший позднее официальное название М-13 и пусковую установку МУ-2. Корпус реактивного снаряда (ракеты) представлял собой сварной цилиндр, поделённый на три отсека — отсек боевой части, двигательный отсек (камера сгорания с топливом) и реактивное сопло. Снаряд РС-132 имел длину 0,8 метра, диаметр 132 миллиметра и весил 42,5 кг. Внутри цилиндра с оперением находилась твёрдая нитроцеллюлоза. Масса боевой части — 22 кг. Масса взрывчатого вещества 4,9 кг — "как три противотанковые гранаты". Дальность стрельбы — до 8,5 км.

Летом 1939 года, реактивные снаряды РС-82, смонтированные на самолётах-истребителях И-16 и И-153, успешно применялись в воздушных боях на Халхин-Голе. Боевые успехи "эрэсов" утвердили необходимость и ускорили разработку ракетного оружия для сухопутных войск.

В 1939—1941 годах сотрудники Реактивного НИИ И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, А. С. Попов и другие создали многозарядную пусковую установку, смонтированную на грузовом автомобиле. После доработок в марте 1941 года первая в мире подвижная многозарядная реактивная установка залпового огня успешно прошла заводские и полигонные испытания. Она получила армейское обозначение БМ-13-16 или просто БМ-13 (боевая машина 132 мм снарядов). Реактивный НИИ получил заказ на изготовление пяти таких установок и партии реактивных снарядов для проведения войсковых испытаний.

Тактико-технические характеристики боевой машины реактивной артиллерии БМ-13
Калибр реактивного снаряда, мм — 132
Количество направляющих, шт — 16
Наибольший угол подъема, град. — 45
Наименьший угол подъема, град. — 7
Поле (сектор) стрельбы в горизонтальной плоскости (направление к цели), град. ±10
Время производства залпа, с 7 —10
Дальность стрельбы, м — 8470
Вес пусковой установки БМ-13,кг — 2200 кг
Вес боевой машины БМ-13 (вместе с пусковой установкой),кг — 6200 кг

15-17 июня 1941 года пять машин, изготовленные в опытных мастерских Реактивного НИИ по заказу Главного артиллерийского управления, были выставлены на смотре новых образцов вооружения Красной Армии, проходившем опять же под Москвой. БМ-13 осматривали маршал Тимошенко, нарком вооружения Устинов, нарком боеприпасов Ванников и начальник Генерального штаба Жуков. В ходе смотров был произведен залп из четырех боевых машин, которые получили высокую оценку руководителей партии и правительства. И 21 июня, буквально за несколько часов до начала Великой Отечественной войны, по итогам смотра правительство приняло решение о срочном развертывании массового серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13. Производство установок БМ-13 было организовано на воронежском заводе им. Коминтерна и на московском заводе "Компрессор" (главный конструктор — В. П. Бармин). Одним из основных предприятий по выпуску реактивных снарядов стал московский завод им. Владимира Ильича.

26 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже была завершена сборка первых двух серийных пусковых установок БМ-13 на шасси ЗИС-6, и тут же приняты представителями Главного артиллерийского управления. На следующий день установки были отправлены своим ходом в Москву, где 28 июня после успешно проведённых испытаний были объединены вместе с пятью изготовленными ранее в Реактивном НИИ установками в батарею для отправки на фронт.

Экспериментальная батарея из семи машин под командованием капитана И. Флёрова, как свидетельствует военный историк и очевидец первого залпа "Катюш" Андрей Сапронов, была впервые задействована 14 июля 1941 года для нанесения ударов немцам в районе железнодорожной станции Орша.

С момента появления реактивной артиллерии её подразделения находились в подчинении Верховного Командования. Они использовались для усиления стрелковых дивизий, оборонявшихся в первом эшелоне, что существенно увеличивало их огневую мощь и повышало устойчивость в оборонительном бою. Гвардейский миномётный полк по штату состоял из трёх дивизионов трёхбатарейного состава. Каждая батарея имела четыре боевые машины. Таким образом залп только одного дивизиона из 12 машин БМ-13 по силе мог сравнится с залпом 12 тяжёлых гаубичных полков (по 48 гаубиц калибра 152 мм в полку) или 18 тяжёлых гаубичных бригад (по 32 гаубицы калибра 152 мм в бригаде). Требования к применению нового оружия — массированность и внезапность. Немаловажен был и эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно — за несколько секунд землю в области цели буквально перепахивали реактивные снаряды. Подвижность установки позволяла быстро сменять позицию и избегать ответного удара противника.

Известно, почему установки БМ-13 стали в одно время именоваться "гвардейскими миномётами". Установки БМ-13 в действительности не являлись миномётами, но командование стремилось как можно дольше сохранять их конструкцию в секрете. Зато нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться "Катюшами". Наиболее вероятными являются два предположения:
- по названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского "Катюша". Версия убедительная, поскольку впервые батарея капитана Флёрова стреляла по врагу 14 июля 1941 года в 10 часов утра, сделав залп по Базарной площади города Рудня. Это было первое боевое применение "Катюш", подтверждаемое и в исторической литературе. Стреляли установки с высокой крутой горы — ассоциация с высоким крутым берегом в песне тут же возникла у бойцов. Наконец, жив бывший сержант штабной роты 217-го отдельного батальона связи 144-й стрелковой дивизии 20-й армии Андрей Сапронов, ныне — военный историк, который и дал ей это имя. Красноармеец Каширин, прибыв с ним вместе после обстрела Рудни на батарею, удивлённо воскликнул: "Вот это песенка!" "Катюша", — ответил Андрей Сапронов (из воспоминаний А. Сапронова в газете "Россия" № 23 от 21-27 июня 2001 года и в "Парламентской газете" № 80 от 5 мая 2005 года). Через узел связи штабной роты новость о чудо-оружии по имени «Катюша» в течение суток стала достоянием всей 20-й армии, а через её командование — и всей страны. 13 июля 2012 года ветерану и "крёстному отцу" "Катюши" исполнился 91 год.
- название связано с индексом "К" на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени имени Коминтерна. А фронтовики любили давать прозвища оружию. Например, гаубицу М-30 прозвали "Матушкой", пушку-гаубицу МЛ-20 — "Емелькой". Да и БМ-13 поначалу иногда именовали "Раисой Сергеевной", таким образом расшифровывая сокращение РС (реактивный снаряд).

Популярность прозвища оказалась столь большой, что "Катюшами" в разговорной речи стали нередко именовать и послевоенные ракетные системы залпового огня на автомобильных шасси, в частности БМ-14 и БМ-21 "Град". За годы Великой Отечественной войны советская промышленность изготовила около 30 тыс. боевых машин "Катюша" и свыше 12 млн штук реактивных снарядов к ним (всех калибров). Первые машины изготовлялись на базе шасси автомобиля ЗИС-6 (всего около 600 штук — почти все, за исключением единиц, были уничтожены в боях), после начала "ленд-лизовских" поставок основным шасси для БМ-13 (БМ-13Н) стал американский грузовик фирмы "Студебеккер" (Studebaker US6) — около 20 тыс. автомобилей было поставлено США. Практически все выставленные в настоящее время в различных музеях "катюши" на шасси ЗИС-6, оснащённые угловатыми крыльями не аутентичны — такие крылья серийно не устанавливались и могли появиться только в результате последующих капремонтов. Установленная под Лебедином "Катюша" смонтирована на базе грузовика ЗИС-5.

Источники: Википедия, Воронежская Катюша

Описание тайника


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Kavuntur (07.06.2021 22:42:34)
6 июня 2021 г. Рядом с местом закладки появилась вырубка, мусора всё так же много((( В основном это искуственные цветы и обертки от них, видимо с памятника "Катюши". Сам коробок на месте, удачи в поисках!
MiG_76 (02.05.2014 22:40:54)
Посетили тайник 26 апреля.
Не один раз проезжал мимо этой «Катюши» и ни о чем особо не задумывался. И лишь сейчас узнал историю ее создания, с интересом прочитал эпизод обороны родного края.
Из тайника взяли свисток, а взамен оставили машинку.
Спасибо. Фото в альбоме.
Декабрь (04.07.2013 00:25:13)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.