Самая первая железная дорога в России появилась в 1834 году. Ее построили крепостные умельцы-самородки Ефим Черепанов и его сын Мирон на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Ими же были построены и два паровоза для этой дороги. Ширина колеи (расстояние между головками рельс) на этой ж/д составляла 1645 миллиметров.
С мая по ноябрь 1836 года была построена Царскосельская железная дорога от Санкт-Петербурга до Царского Села. Она стала первой российской железной дорогой общего пользования. Для этой дороги была выбрана колея шириной 6 футов(1829 мм). Такое решение главный инженер Франц фон Герстнер обосновал необходимостью увеличения ширины подвижного состава, чтобы увеличивать мощность паровозов и повысить вместимость вагонов и тем самым получить возможность перевозить громоздкие грузы, в том числе и кареты.
1 февраля 1842 г. Николаем I по докладу инженеров П. П. Мельникова и Н.О. Крафта был издан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург – Москва.
Дорога строилась по инженерно обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью потребную пропускную способность с учетом перспективы. Были выбраны оптимальные уклоны, радиусы кривых и другие характеристики. Земляное полотно возводилось сразу под два пути. Впервые стали укладываться широкоподошвенные железные рельсы. По настоянию Мельникова была установлена ширина колеи 5 футов или 1524 мм. Она-то и стала стандартной для всех дорог России, хотя к тому времени во всём мире в основном использовалась так называемая Стефенсоновская колея – 1435 мм, что составляло 4 фута и 8 ½ дюймов.
Со строительством ж/д в России связано немало легенд. Например, широко известный исторический анекдот про «Палец императора» - кривая на Веребьёвском обходе на идеально прямой линии Москва – Санкт-Петербург.
Существует и ещё одна красивая легенда: когда Николая I спросили: «Ваше Величество, какую колею будем строить? Как в Европе или шире?» - Император ответил «На хер шире?» Придворные некорректно поняли ответ императора и якобы именно из-за этого ответа императора разница между российской и Стефенсоновской колеями составляет 89 миллиметров.
Об увлекательной истории российских железных дорог можно прочитать на официальном сайте ОАО РЖД, откуда были использованы материалы для составления первой части описания.
Часть вторая. Мы учимся водить паровозы
Постоянное развитие российских ж/д, подвижного состава, внедрение всё более современных систем управления требовали и требуют квалифицированных специалистов.
В 1809 г. в Петербурге был открыт первый транспортный институт - Институт Корпуса водяных и сухопутных сообщений (с 1810 г. - Институт Корпуса инженеров путей сообщения). Именно это событие положило начало железнодорожному образованию в России.
В настоящее время в железнодорожной отрасли действует система подготовки кадров всех уровней, включающая:
10 высших учебных заведений: 49 техникумов и колледжей; 12 медицинских училищ; детские образовательные и дошкольные учреждения; 22 детские железные дороги.
В 1973 году на одной из крупнейших железных дорог страны - Куйбышевской, в городе Куйбышеве был открыт Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта (КИИТ).
В настоящее время Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) является одним из крупнейших профильных ВУЗов страны и единственным в Поволжском регионе. В нём обучается более 11 тысяч студентов. В состав университета входят 3 института и 3 факультета, 4 филиала в городах Оренбурге, Орске, Рузаевке и Уфе.
На учебной базе СамГУПС в современной Самаре появился уникальный музей:
Пару лет назад в Самаре появилась новая железнодорожная станция – Дашково. Только нет ее ни в одном расписании и не отправляются с нее товарняки и электрички.
Попав на станцию, будто переносишься в прошлое. Кажется - закрой глаза, и заспешат по перрону господа во фраках и дамы в кринолинах, заснуют купцы, замелькают фуражки гимназистов. И появится из дверей начальник станции в форменной шинели и пригласит к себе в кабинет откушать чаю из медного самовара. Заходим — а там и вправду воссозданный кабинет дежурного по станции с обстановкой конца XIX – начала XX веков. Лампы и портьеры царской России. Портрет Александра II, инициатора развития и строительства железных дорог. Крепкий дубовый стол, действующий аппарат Морзе (с 1874 года их стали использовать самарские железнодорожники), телефон с крутящейся ручкой, фонарь, керосиновая лампа, старинное зеркало. А самого дежурного на месте нет. Кажется, он только что вышел, и вот-вот вернется.
Станции Дашково названа в честь знаменитой Екатерины Воронцовой-Дашковой. Древянный домик вокзала небольшой деревеньки был перевезен сюда из Пензенской области. Собирали его в Самаре по бревнышку, бережно сохраняя исходный материал. Внешний облик и внутреннее убранство восстановили по старым чертежам и схемам, облагородив светлой древесиной. Получился этакий теремок в русском стиле, с ажурными резными украшениями. На парадной стене разместился медный колокол - тоже родом из прошлого. Побудить его к «пению» здесь могут все желающие.
Уютная станция Дашково имеет и еще одно официальное название - «Музей Железнодорожной Техники Приволжского Федерального Округа» и является полигоном Самарского государственного университета путей сообщения.
В экспозиции музея более двадцати паровозов и тепловозов. Среди них «П-36» – первый послевоенный советский паровоз, выпускавшийся в начале 50-х годов ограниченной серией в 251 машин. На сегодня их осталось не больше десятка. Неподалеку находится паровоз серии П-32 («Победа») . На особом положении в музее макет первого отечественного паровоза Черепановых, выполненный в масштабе 1:3.
Кроме выставки железных «гигантов», есть еще «рельсовый» участок, где собраны около десяти видов рельсов — от первых демидовских (сделанных на Нижнетагильском заводе Демидова) до современных. Самые древние образцы относятся к 1873 году.
Именно здесь можно оценить разнообразие железнодорожных светофоров — от первых семафоров до привычных нам «триколоров в кепках». Итересен и фрагмент фермы старейшего в губернии Александровского моста через Волгу в районе Сызрани, 1880 года рождения, который соединил Оренбургскую и Моршанско-Сызранскую дороги. В своем искусстве мостовики превзошли сами себя. В свое время при протяженности в1600 метровон занимал первое место в Европе и шестое в мире. По красоте и ажурности его даже сравнивали с Эйфелевой башней. Недаром же наш мост получил золотую медаль на Парижской выставке.
Не случайны и металлообрабатывающие станки, стоящие на платформе – это память о военных годах, когда тысячи человек в тыловом Куйбышеве трудились на оборону страны.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: