Старинный Витебск расположился на берегах Западной Двины. Связь между двумя частями города до середины XIX века осуществлялась с помощью деревянного свайного моста. Каждый год этот мост разрушался то ледоходом, то паводком, и его приходилось отстраивать заново. Свайный мост находился в створе современных улиц Толстого и Энгельса. Последний раз этот мост был разрушен весной 1864 года, и восстанавливался лишь во время немецкой оккупации в 1940-х годах. Остатки этого моста можно было наблюдать в те годы, когда река сильно обмеливала летом. И только в 2010 году остатки этого моста были удалены окончательно при углублении дна реки.
Такое положение вещей не устраивало ни жителей города, ни руководство, поэтому в 1863 году по проекту 1838 года инженеров Эми и Грина, на том месте, где сейчас располагается современный Кировский мост, стали возводить новый долговременный мост. По этому же проекту в 1840 году был построен мост на Сан-Жерменской атмосферной железной дороге.
Исполнение работ по строительству моста, оцененных в 234889 рублей 95 копеек, приняли на себя подрядчики: отставной титулярный советник Цимерман и потомственный почётный гражданин города Иосиф Кателянский. Строительство моста осуществлялось по французскому проекту и требовало знаний французского языка. Одним из руководителей строительства первого каменного Двинского моста в Витебске был подполковник Александр Петрович Феттинг.
И вот 26 марта 1866 года новый мост был торжественно открыт. Перед этим мост подвергли самому настоящему испытанию на прочность. 14 лошадей протащили по нему паровоз. Мост с честью выдержал это испытание.
В этом же году в город пришла железная дорога и построен железнодорожный вокзал. Двинский мост обеспечил надёжную и постоянную связь основной части города с Задвиньем, где находился вокзал.
Мост получился очень красивым и стал одной из главных достопримечательностей города. Его четыре пролёта с ажурными арками, каждая по 44 метра, придавали мосту грациозность. Сначала деревянные арки в середине 1880-х годов были заменены на ажурные металлические. Мост опирался на три каменных быка, облицованных гранитом. Ширина моста составляла 8,5 метров, при длине — 223 метра и высоте — 20 метров. Над уровнем меженных вод Западной Двины мост возвышался на 20 метров.
В одну из береговых опор была пропущена набережная. В 1898 году в городе появился трамвай – один из первых в Европе. По мосту были проложены трамвайные рельсы и повышены перила.
В начале Великой отечественной войны, при отходе советских войск, мост был частично разрушен. В годы оккупации немцы восстановили его. Сохранились фотографии, на которых еврейское население города работает на мосту. Однако, в 1944 году, при освобождении города, Двинский мост был окончательно разрушен.
После войны было принято решение строить новый мост на месте старого. Возведение моста превратилось в долгострой, часто высмеиваемый на страницах местной периодики. Так, в одной из статей автор утверждал, что нарушение сроков сдачи объекта заложено уже в проекте архитекторами, так как на въезде на мост со стороны ул. Кирова установлена стилизованная "улитка", символ медлительности.
Строительство проходило по проекту Отдельной Белорусской экспедиции института «Союздорпроект» инженерами И. Гельфманом и П. Исаченко, и института «Белгоспроект» архитекторами О. Ладыгиной и Е. Заславским. Мост назвали Кировским, в честь советского государственного деятеля С. М. Кирова. Введён в действие мост был Мостопоездом № 423 лишь в 1955 году.
Кировский мост, длиной 236 метров, соединил современные улицы города Кирова и Замковую. Он состоит из трёх пролётов с бесшарнирными арками из монолитного железобетона. Ширина среднего пролёта – 66 метров, крайних – 60 метров. Русловые опоры закреплены на кессонном основании, береговые – на свайном. Набережная (улица Ильинского) пропущена в отдельный пролёт. На мосту предусмотрена проезжая часть на 4 полосы движения и 2 тротуара по бокам от проезжей части.
В начале моста, на правом берегу, установлены две декоративные колонны с фонарями. Там же сооружены лестницы от набережной на мост. На левом берегу устроены две декоративные тумбы. Мост освещается стилизованными «под старину» фонарями.
В 2004 - 2005 годах Мостопоездом №425 была проведена реконструкция Кировского моста: расширены тротуары, заменено дорожное покрытие. После реконструкции возле моста, на площади Тысячелетия Витебска, был установлен камень из опоры первого моста, на котором прикреплена мемориальная доска с текстом: «Этот камень лежал в основании Двинского моста, построенного в 1867 году». В 2010 году на мосту была установлена декоративная подсветка.
Кировский мост в Витебске является прекрасным местом для вечерних прогулок по Витебску. С него открывается чудесный вид на старый город.
По итогам поездок в Беларусь Викка (НЕСЕЗОН) скомпилировала свой опыт, написала статью "Едем в Беларусь!...или бытовуха путешествий" и любезно предоставила мне возможность поделиться ею с вами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: