Запорожские меннониты – пропавшая цивилизация [TR/12166]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Традиционный
Класс: Архитектурный
Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Размер: Неизвестно
Сезонные ограничения отсутствуют
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Украина
Запорожская обл.
Ближайший нас.пункт
Запорожье
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 4
Рейтинг
3.00Нашли: 5
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: Кривич
Создан: 01.05.2012
Опубликован: 07.07.2012
(отредактирован: 07.07.2012)
Компаньоны: Україна, Ириска и Фантик

Описание окружающей местности

Кто такие меннониты, спросите вы? И как они оказались в Запорожье? Первая естественная ассоциация – бородатые люди в черной одежде с надвинутыми на глаза большими широкополыми шляпами, передвигающиеся исключительно на конных повозках. Но большинство меннонитов, всё же, не такие.

Эта протестантская деноминация была основана К. Гребелем в 1525 году в Цюрихе в ходе швейцарской Реформации. Первоначально приверженцы этого движения именовались анабаптистами, т.е. перекрещенцами (нем. Wiedertufer), поскольку отрицали крещение младенцев и практиковали вторичное крещение взрослых. Своё нынешнее название эта деноминация получила по имени голландского религиозного лидера Менно Симонса (1492–1559), присоединившегося к движению в 1536 году. В настоящее время в Голландии этих верующих называют Doopsgezinde («сознательно крестящимися»), а в других странах – меннонитами. Во всем мире их численность, включая детей, составляет более 700 тыс. человек.

Одним из главных постулатов меннонитов, кроме традиционных для большинства протестантов крещения по вере, безусловного доверия Библии и символического понимания евхаристии, является их особая социальная позиция. Меннониты традиционно отрицали судебные тяжбы, присягу и особенно военную службу, что делало их врагами не только господствующей церкви, но и государства. Во многом это стало причиной многолетних скитаний меннонитов. Многие из них вместе с вождем перебрались в Германию, ставшую для них второй родиной. Отстаивая идею непротивления злу, меннониты искали землю, где они могли бы жить, прилежно работать и верить так, как этого хотели. Меннонитство отличается «миролюбивым и умеренным» характером. Никогда не призывает к насилию и злу. Заставляет задуматься о смысле всей жизни вообще, о самосовершенствовании и развитии своей души. Меннониты являются одной из первых религиозных групп, введших пацифизм в рамки вероучения.

История меннонитства — это история постоянной борьбы, внешней — с католиками и протестантами, внутренней — между партиями, образовавшимися в самом меннонитстве. Меннониты не были признаны ни в Германии, ни в Нидерландах, и поэтому могли собираться на богослужение лишь тайно, под страхом казни, так как считались сектантами. Голова самого Симонса была оценена в 1542 году Карлом V в 100 гульденов, поэтому он скрывался от властей. Лишь в 1795 году меннониты были уравнены в правах с католиками и реформатами; вмешательство гражданской и церковной власти в дела их общин было устранено. На Амстердамском соборе состоялась полная уния всех партий меннонитов.

Взошедшая на российский престол императрица Екатерина II своими манифестами 1762 и 1763 годов разрешила всем иностранцам «в империю нашу въезжать и селиться, где только пожелают…» с целью скорейшего освоения «наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся», недра которых «скрывают неисчерпаемые богатства разных металлов», где много «лесов, рек и озер и в коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность великая…»

К тому времени самостоятельность Украины была полностью уничтожена Петром I, а возникшая Новая Сечь в 1775 году, разгромлена Екатериной II. На картах бывших запорожских вольниц, Причерноморья, Крыма и Волыни стали появляться нехарактерные для Украины немецкие названия. В районе Хортицы возникли меннонитские колонии Кронсвейде, Нейенбург, Нейендорф, Розенталь, Шенвизе (современная территория Запорожского автомобильного завода), Шенгорст, Эйнглаге.

Хортицкий меннонитский округ находился на территории Александровского и Екатеринославского уездов Екатеринославской губернии  и включал в себя в конце XIX века 18 колоний.

Первопоселенцам была обещана свобода вероисповедания и свобода от военной и гражданской службы, дана льгота от податей на 10 лет, и каждому семейству отведено по 65 десятин земли, а также дано по 500 рублей на проезд и обзаведение. В свою очередь меннониты обязывались давать на общем основании квартиры и подводы для проходящих через их селения войск, содержать в исправности дороги и мосты и платить поземельную подать по 15 копеек с десятины удобной земли. 

Меннониты приезжали на лошадях, со своими повозками, стадами животных, привозили с собой мебель, посуду и другие предметы быта. Колонии  были небольшими -  в среднем планировались на 20 - 22 семьи. Лишние семьи вынуждены были оставлять старую  колонию и основывать новую. Не все наследники имели право получать по наследству родительскую землю - только старший сын. Остальные получали деньги и вынуждены были заниматься своим делом - ремеслом, промыслом или чем-то другим. Таким образом, меннонитские поселения развивались не только как сельскохозяйственные, но и как торгово-промышленные.

 Все колонии строились по образцу традиционных немецких сел: в центре — кирха или церковь, волостное правление, школа.  Молитвенный дом и школа - два кита меннонитского воспитания. Немцы никогда не экономили на строительстве общественных зданий, в том числе и богаделен, благотворительных заведений, делая их добротными, каменными, крытыми черепицей. И сейчас можно увидеть здание бывшего волостного правления. Сегодня здесь располагается Запорожский районный суд. Первая меннонитская церковь в Запорожье стала Домом культуры, школы для мальчиков и для девочек - соответственно 82 и 81 запорожские школы.

Когда в 1874 году все колонисты в России были признаны подлежащими воинской повинности, это было истолковано меннонитами как требование, несогласное с их религиозными убеждениями; значительная их часть решилась выселиться из России. Посланный «задержать» выселяющихся граф Э. К. Тотлебен был уполномочен обещать им льготы относительно отбывания военной службы, которые им действительно были предоставлены.  По уставу воинской повинности от 1874 года меннониты были освобождены от ношения оружия и потому не назначаются в войска, а отбывают обязательные (общие) сроки службы в мастерских морского ведомства, в пожарных командах и в особых подвижных командах лесного ведомства. Но Тотлебену не удалось прекратить переселение. Из одной Екатеринославской губернии переселилось в Америку до 1876 года около 900 меннонитских семейств. На рубеже XIX—XX веков в России насчитывалось около 50 000 меннонитов. Проживали они в Екатеринославской, Таврической и Херсонской губерниях.

Меннониты занимались преимущественно земледелием и владели до революции около 300 000 десятинами земли. В этой области они достигли впечатляющих результатов. Благодаря таким предпринимателям, как Иоганн Корнис, впервые была применена новая аграрная система — использование черного пара для влагозадержания. И.Корнис разработал и внедрил трех- и четырехпольные системы севооборота, которые, по сути, стали открытием новой культуры земледелия.

Быстрыми темпами развивалось животноводство. Колонисты завезли в Украину из Голландии прекрасный племенной скот, отличавшийся высокими надоями молока и великолепным мясом, они первыми стали продавать сыр и масло на рынках. Особо большой вклад в развитие овцеводства и распространение тонкорунных, мериносных пород овец внесли семьи колонистов Корниса и Фальц-Фейнов. В своем имении Ф.Фальц-Фейн организовал зоопарк — ныне известный заповедник «Аскания-Нова».

Живя большей частью в безлесной местности, меннониты издавна занимались разведением фруктовых, тутовых и лесных деревьев.

Интенсивное развитие сельского хозяйства способствовало развитию ремесел, промыслов, промышленности. Увеличивались площади посевов — росла и потребность в сельхозинвентаре, расширении объемов производства сельхозмашин. Сначала всю сельхозтехнику колонисты завозили из Германии. Впоследствии в Украине возникли мастерские по изготовлению инвентаря, многие из которых в дальнейшем превратились в крупные заводы сельскохозяйственных машин. Наибольшие предприятия сельскохозяйственного машиностроения находились в колониях Хортица и Шенвизе. Их зарождение было связано с возникновением завода Вальмана в колонии Хортица в 1850 году. Со временем к нему присоединился в качестве компаньона Лепп. Кузница Абрагама Копа выросла в завод Копа, на базе которого в 1923 году был образован завод «Коммунар». Развивалось предпринимательство. Меннониты основывали винокуренные, суконные, кирпичные, черепичные и другие заводы, фабрики и мельницы.

В первой половине XX века на территории Хортицы находилось 132 предприятия общей стоимостью по разным оценкам до 1,5 млн. карбованцев, из них 17 машиностроительных заводов, 30 водяных мельниц, 8 кирпичных заводов, 14 мелких предприятий, завод часов и механизмов Кригера, уксусный завод. Общий вклад меннонитской промышленности в индустриальное развитие России составлял 6% сельхозтехники всей России. Товары, которые выпускали меннонитские заводы, были конкурентоспособными и вытесняли качественные, но дорогие товары английских и американских производителей.

Меннониты высоко ценили грамотность, считая её «важнейшей потребностью общества». Неграмотных не было. Мальчики и девочки обязательно посещали школы, которые были в каждой колонии. Даже противники иностранных колонистов утверждали, что те трудолюбивы, любят порядок, нравственны, гуманны и не употребляют алкоголь. Влияние их на окружающих русских крестьян считалось благотворным.

Отличительными чертами меннонитских колоний являлись национальное единство, солидарность и религиозность. Совместная работа на полях колоний, отсутствие земельных переделов, спланированная закупка сельхозинвентаря и посевного материала, общие опытные поля и фермы племенного скота способствовали выращиванию богатых урожаев, получению прибылей от продажи шерсти, развитию торговли с другими странами и как следствие — благополучию колонистов. Такой «рай» колонистам доставался не в виде манны небесной, они строили его сами на обычных землях, в засушливых климатических условиях. В колониях меннонитов вообще не было ни пивных, ни таверн и праздников было значительно меньше, чем у православных. Молитва и работа - во все времена эти слова были девизом меннонитов. Меннониты считали, что работа на земле - главное занятие, угодное Богу, а обработка земли - Божье творенье и именно поэтому они являются продолжателями дела самого Творца.

Настоящей трагедией для меннонитов стала первая мировая война. Боясь массового шпионажа, российское правительство насильно переселяло их из Украины в Поволжье. Депортация производилась за счет колонистов, их земли и имущество конфисковывались в пользу государства. Гражданская война еще больше усилила мрачные прогнозы не только экономического разорения, но и полного физического уничтожения колонистов. Голод, разруха, переделы земли, закрытие молитвенных домов вынуждали меннонитов эмигрировать в США и Канаду. Индустриализация и коллективизация страны также сопровождались усилением наступления на «враждебные элементы», среди которых оказались и бывшие колонисты. Тысячи из них были высланы за пределы Украины, тысячи умерли в годы голодомора…

 Продолжением трагедии меннонитского населения Украины стали годы сталинских чисток и репрессий. Ежедневно органы государственной безопасности то изобличали, то ликвидировали так называемые, фашистские организации, махровых националистов, шпионов, диверсантов, вредителей, основу которых составляли бывшие немцы-колонисты. Очередной виток репрессий и депортации немцев, начавшийся в 1935 году, продолжался все годы и завершился в первые месяцы второй мировой войны. После войны депортированным из Украины немцам не разрешили возвратиться в Украину…

На сегодня в Украине действуют три менонитские общины в Запорожской области, а также в Херсоне. В Запорожской области одна из общин имеет собственное церковное помещение. При всех общинах действуют воскресные школы.

По материалам:

http://megatravel.com.ua/359/50 и Википедии.

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Кельтика (07.05.2014 13:56:21)
Посетили 04.05.2014
Заехали после острова Хортица.
Людей не было, поэтому опоры осмотрели основательно, даже поразгребали траву и чистотел под ними, искали контейнер на земле. Не нашли. Осмотрели здания. Инвентарный номер сейчас "двойной", белой краской написан один (разобрать можно), сверху чёрным кто-то написал совсем другой. Правильный тот, что белой краской.
Зачёт от автора получен.
Очень понравилось место, мы о нём не знали. Автору большое спасибо!
ЖЖ и Chuma (07.05.2013 15:40:23)
Посетили утром 3 мая, переночевав в Запорожье. Микрик также найти не удалось. Получили зачет по виртуальному вопросу.
BagiraDove (08.12.2012 18:37:10)
Kavuntur (29.10.2012 10:58:10)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.