Куземский погост [MS/12128]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Пошаговый традиционный
Класс: Исторический
Размер: Неизвестно
Автор запретил посещение тайника в зимний период
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Владимирская обл.
Меленковский р-н
Ближайший нас.пункт
деревня Митино
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 3
Рейтинг
3.40Нашли: 13
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Автор: Kazaam
Создан: 16.06.2012
Опубликован: 29.06.2012
(отредактирован: 29.06.2012)

Описание окружающей местности

«Деревни Большое Угрюмово и Малое Угрюмово были основаны двумя братьями; старшин основал Большое Угрюмово, младший - Малое. Угрюмово (Угримово) упоминается в 1676 г. В этом же году упоминается и другое Угрюмово. Большое Угрюмово - приход села Драчева. Ныне Селивановского района, ранее Меленковского уезда. Малое Угрюмово - Куземского прихода (Иоанна Предтеча тож) Меленковского уезда.»

Записано в Муроме на заводе РИП от токаря 6 цеха, крестьянина с. Бутылицы Меленковского уезда Владимирской губернии, около 16 лет, 5 июня 1975 г.

Погост Куземский или погост Иоанна Предтечи находится в 32-х верстах от города Меленки и в 100 от города Владимира среди лесов и полей.

 На месте данного погоста когда-то существовал женский Предтеченский монастырь. Время основания этого монастыря совершенно неизвестно, а упразднен он уже в первой четверти XVII столетия. В писцовых книгах 136 – 138 (1628 –30) гг. сообщается об этом погосте следующее: «Погост Иоанна Предтечи, что был девич монастырь, а на погосте церковь собор Иоанна Предтечи холодная да другая церковь теплая Николы Чудотворца обе древяны клецки.

Таким образом, в первой половине XVII столетия причт церкви Куземскаго погоста владел сравнительно большим земельным наделом. Все вышеупомянутыя пустоши, конечно, были приложены в прежде бывший здесь девичий монастырь.

 Сам погост до отписки монастырской земли к церкви, не назывался погостом Куземским, а Предтеченским; Куземским же стал называться по стану писцов, которые продолжали здесь свои занятия в течение трёх лет.

Когда получило начало свое общество монашествующих девиц и стало поселяться при церкви погоста Куземсмского,- неизвестно. Но тем не менее со всякою достоверностью полагать должно, что община эта первоначальным образованием своим обязана некоторым из девиц дворянского происхождения, которые, вероятно в те тяжелые и смутные времена переживаемые Россиею, желая девство свое посвятить Богу, поселялись, в сообществе с другими, при погосте Куземском, как месте тихом и более других уединенном, удерживая за собой ту часть земли, которая приходилась по семенному разделу. К этому убеждению приводит то именно обстоятельство, что монастырская земля не составляла общей нераздельной собственности, а разделена была на отдельные участки, на которых поселялись работники, принадлежавшие монашествующим девицам по крепостному праву.

 Когда упразднен этот монастырь также неизвестно. Но, если взять во внимание приписку монастырской земли к Предтеченской церкви по писцовым книгам 1736-1738 гг. и инструкцию, данную Московской Губернской Канцелярией в 1765 г. на отмежевание таковой Земли к церкви, то необходимо полагать, что и упразднение монастыря произошло в первых годах XVII столетия, так как из писцовых книг видно, что, во время описания монастырской земли, не изгладились еще места ни келий монастырских, ни места поселенцев, да и самый причет, состоявший из двоих священников, при одном пономаре, оставался в том же составе, в каком был при существовании монастыря.

Что касается прихода погоста Куземскаго, то о составе его имеются сведения в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год. По этим книгам, при церкви Иоанна Предтечи в погосте Куземском два священника, дьячек и пономарь; в приходе: д. Угрюмова, в ней двор помещиков, 12 двор. крестьянских и 1 бобыльский (в настоящее время здесь 27 дв.), д. Митина, в ней два двора помещиковых, 18 дв. крестьянских и 1 бобыльский (ныне здесь 48 дв.), д. Скрыпина, в ней 3 дв. помещиковых, 36 дв. крестьянских (ныне здесь 124 дв.), д. Горохова, в ней 2 дв. помещиковых, 7 дв. крестьянских и 1 дв. задворнаго слуги (ныне здесь 39 дв.), д. Зимницы, в ней двор помещиков и 8 дв. крестьянских (ныне здесь 71 дв.), д. Бабухино, в ней двор помещиков и 10 дв. крестьянских (ныне здесь 33 дв.), д. Запрудная, в ней 3 дв. помещиковых и 6 дв. крестьянских (ныне здесь 29 дв.), д. Псилово, в ней 18 двор. крестьянских (ныне здесь 50 дв.), д. Мусина – девять дв. крестьянских (ныне здесь 18 дв.), д. Шушпанова, - 7 дв. крестьянских, д. Петрова, в ней двор помещиков и 1 дв. крестьянский, д. Свежаки - 11 дв. крестьянских (ныне здесь 35 дв.). Земли при церкви по 200 четв. в поле, сенного покосу 130 копен, лесу пашеннаго 30 дес. и непашеннаго на полторы версты в длину и на 1 версту в ширину». Многих из этих деревень уже нет на карте.

 Таков состав Куземскаго прихода к концу XVII столетия. Что же касается церквей Куземскаго погоста, то сведения о них довольно скудны. Из писцовых книг мы видели, что в 1628 – 30 гг. на погосте было две деревянных церкви. И в настоящее время в погосте существуют две деревянных церкви во имя тех же святых, что и в 1628 – 30 гг. Теплая Николаевская церковь построена вновь в 1861 году; куплена она в селе Приклоне Меленковскаго же уезда; в 1882 году она распространена. О времени же построения холодной Предтеченской церкви не имеется никаких сведений. На Ирмологие изд. 1673 года есть, впрочем, такая отметка: «в 74 году освящена церковь Иоанна Предтечи при Преосвящ. Алексие, Архиепископе Рязанском». Если верить этой отметке, то Предтеченская церковь, значит, принадлежит к старинным деревянным церквам XVII века. Но она не сохранила своего первоначальнаго вида; кровля на ней железная, под ней каменный фундамент. И внутри вместо прежде бывшаго полотнянаго иконостаса новый деревянный. Над престолом и жертвенником Предтеченскаго храма устроены полотняныя сени.

 Утварью, ризницей и св. иконами церкви снабжены достаточно. Не смотря на несомненную древность церквей в погосте древнего в них почти ничего не сохранилось. Сохранились только два напрестольных Евангелия печати 1685 и 1697 гг. и вышеупомянутый Ирмологий изд. 1673 года.

Приход состоит из деревень: Угрюмова (1/2 версты от церкви), Митина (1 вер.), Скрыпина (3 вер.), Запрудья (6 вер.), Псилова(6 вер.), Мусина (6 вер.), Зимниц (6 вер.), Горохова (3 вер.), Свежаков (3 вер.), Дурасовка (4 вер.) и Бабухова (6 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 1,481 душа муж. пола и 1,549 женскаго.

 В погосте имеется церковно-приходская школа; учащихся в 1896 году было 26. . (См. Владимир. Епархиальн. Ведомости 1883 года № 23. – Примеч. автора).

 Новая каменная Предтеченская церковь была построена в 1910 г. Усердием настоятеля храма протоиерея отца Иоанна Андреевича Рейпольского.

 Иоанн Андреевич Рейпольский родился в селе Ильинское Стромиловых Юрьев - Польскаго уезда Владимирской губернии в семье священника в 1814г. Окончил Владимирскую духовную семинарию 1842 г. 14 марта 1843 года рукоположен в сан священника и назначен в Архангельскую церковь села Свято, Гороховецкого уезда. В 1852 году служил полковым священником в Севастополе. Получил наградной крест на Владимирской ленте и медаль за оборону Севастополя. По возвращении около года служил в погосте Богоявленском Вязниковского уезда. А с 1856 по 1859 в селе Александрово Судогодского уезда. С 1859 по 1870 в Успенской церкви села Крюково Меленковскго уезда, а с 1870 до самой кончины в Куземском погосте того же уезда.

 За годы служения в этом погосте усердием батюшки Иоанна было открыто две школы, одна в сельце Скрыпино школа грамоты, а другая при погосте церковно-приходская школа. Так же были благоустроены оба храма и обнесены каменной оградой. Кроме того он сэкономил 2193 рубля 91 копейки от своих доходов и передал их на нужды храма. Но самым главным его желанием было строительство нового каменного храма. В 1893 году в погосте Куземском торжественно отмечался 50 – летний юбилей священнослужения отца Иоанна. В 1894 году, в связи с ухудшением здоровья, в основном зрения о. Иоанн уходит за штат. В 1900 году отец Иоанн написал прошение Высокопреосвященнейшему Сергию архиепископу Владимирскому и Суздальскому на строительство нового каменного храма, в котором он указал: «…Ныне считаю для себя священнейшею обязаностию во славу Пресвятаго имени Божия принять участие в устройстве нашего каменнаго храма и таковой же колокольни, и с этою целью в церковь погоста Куземскаго жертвую от себя пять тысяч рублей билетами государственной 4% ренты. Причем желал бы, чтобы вся эта сумма положена была на имя церкви в Муромское отделение Государственнаго банка на хранение, и чтобы одни проценты с 1 марта 1901 года получались каждогодно из банка и расходовались на церковныя работы до тех пор, пока не окончатся каменною кладкою храм и колокольня. По окончании же этих работ из означенных пяти тысяч рублей четыре жертвую на приобретение для той же церкви колокола с литейным изображением Христа Спасителя и Божией Матери, и словами: Приидите ко мне вси труждающиися и обременении и аз упокою вы. А тысячу пятую жертвую на два новых иконостаса храма. Сие приношение покорнейше прошу Ваше Высокопреосвященство от меня в церковь Божию принять, а для сего приказать местному благочинному пять тысяч от меня получить, для передачи их по назначению…». Прошение было написано дочерью отца Иоанна девицей Анной, так как батюшка к тому времени плохо видел, но подписано им самим, а так же священниками погоста Куземского и Благочинным.

 Отец Иоанн скончался в глубокой старости, в 1902 году, а его дочь Анна жила в погосте Куземском до 1910 года, когда был построен и освящен новый каменный храм.

 Освящение храма совершилось 31 октября 1910 года Преосвященным Евгением епископом Муромским. Престола в нем было три: I. Собор Иоанна Предтечи. II. Святителя Николая. III. Великомученицы Параскевы.

В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи в Куземском погосте припиана к Свято-Благовещенскому монастырю г.Мурома. По благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия при погосте организуется подворье Благовещенского монастыря.

Так получилось, что Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий благословил о.Антония поднимать из руин храм Собора Иоанна Предтечи на Куземском погосте, что неподалеку от д.Митино, Меленковского района Владимирской области.

Освящение храма совершилось 31 октября 1910 года Преосвященным Евгением епископом Муромским.В настоящее время сохранился храм Собора Иоанна Предтечи каменный в ветхом состоянии. Внутри церкви на фоне общего разрушения и запустения обнаруживаются элементы ухода и заботы, домашние иконки, прибрано. Сохранились некоторые элементы первоначального интерьера, как-то: фрагменты фресковых росписей, подвески светильников, оградка алтарной части. Однако Прихода как такового нет, энтузиазм одной - двух бабушек не в состоянии победить разрушительные силы длительного бесхозного состояния храма, он находится в стадии гибели. Основная деструктивная проблема - отсутствие кровель. церковь выстроена в русско-византийском стиле из красного лицевого кирпича. Относительно низкий четверик основного объема переходит в монументальный восьмерик. Объемы небольшой трапезной и главный соединены большим арочным проёмом и образуют единое целое. Апсида одна, но очень большая, прямоугольной формы. Органичным элементом архитектурного ансамбля служит колокольня, построенная одновременно с другими частями храма. В целом планировка церкви обычная, каноническая. Фасады богато декорированы кокошниками и поясками, а так же в духе своего времени - нарядными сдвоенными полуколоннами. Большой красивый храм, видимый издали, явная доминанта живописных окружающих полей и перелесков.

 На кладбище Куземского погоста покоится Блаженный Константин, местночтимый святой, 1878-1953.02.02. Прославился даром пророчеств, исцелений. Блаженного Константина почитают, как Святую Блаженную Ксению Петербуржскую и Святую Блаженную Матронушку Московскую. Правда не во всероссийском масштабе, а в окрестных областях, хотя есть сведения, что паломники приезжали издалека.

С конца июля о.Антоний, с трудниками Юрием, Игорем, Олегом возрождают храм.

 Живут в д.Митино, что в 1 км, от храма, делают все возможное по сохранению храма. Нужда отчаянная:

 в д.Митино нет жителей, кроме о.Антония, Юрия, Игоря, Олега, нет колодца, воду возят за 5 км из Скрипино в канистрах.

 Будут с благодарностью приняты:

1. Продукты длительного хранения - крупы, макароны, масло растительное, консервы(монахи не вкушают мясо, птицу, но для трудников можно сделать исключение), сахар, чай, кофе и т.п.

 2. Строительные материалы - пиломатериалы, строительные смеси, кирпич, краски, скобяные изделия, кровельные материалы.

 3. Инструменты - молотки, топоры, пилы, дрели, циркулярки, столярный и плотницкий инструмент, лопаты, леса строительные, подмости, туры, вышки, все можно б.у., но в рабочем состоянии, приспособления для выполнения строительных работ можно передать на время ремонта храма, с возвратом (только срок ремонта не определен).

 4. Одежда и обувь. Размер одежды 50-52, рост 170-188 см, размер обуви - 42-44, на зиму - валенки с галошами. Перчатки, варежки шерстяные, носки хлопчатобумажные, полушерстяные, шерстяные, шарфы шерстяные.

 5. Спецодежда и обувь для строительных работ.

 6. Бытовая химия - мыло, стиральный порошок, средства личной гигиены.

 7. Лекарства - средства оказания первой медицинской помощи (что в автоаптечку входит+противопростудные+сердечные+звоните о.Антонию).

 8. Личное участие на работах по восстановлению храма - руки, голова, полезные советы.

 9. Молитвы сердечные.

 10. Дизель-генератор, небольшой мощности до 5 кВт, можно б.у., но рабочий и не с полностью выработанным моторесурсом.

 Может быть кто-нибудь сможет помочь вычистить колодец - завалился сруб лет 5 назад, новый копать сложно, через 10 м земля сменяется известняком, нужно 15-20 метров проходить известняк.

 Или скважину пробурить - дело простое, но дорогое, просят от 100.000 руб., все-таки около 30 метров вглубь земли-матушки.

 Также есть нужда поставить сторожку около храма - все-таки присмотр нужен, совсем простую бытовку, чтобы можно было укрыться от непогоды и переночевать под крышей.

Любая помощь будет принята с благодарностью.

 Можно звонить по телефону 8 920 905 15 87 о.Антонию, уточнять потребности, заказывать требы (о.Антоний служит в храме молебны и в Муромском монастыре литургии). kuzpogost@mail.ru - на этот адрес можно посылать сообщения для о.Антония, только учитывайте то обстоятельство, что в д.Митино, где сейчас несет послушание о.Антоний нет даже электричества, поэтому ответы будут приходить с задержкой.

 В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи в Куземском погосте приписана к Свято-Благовещенскому монастырю г.Мурома. По благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия при погосте организуется подворье Благовещенского монастыря

 Немного о жителях д. Скрипино (это в 5 км от д.Митино и храма) - живут около 80 человек, возраст 60-70 лет человек 50, остальные 30-40 лет, работают на пилораме, живут огородом, собирают на продажу грибы-ягоды, так, что рассчитывать на существенную помощь нельзя, и так помогают кто чем может.

 (По материалам сайта Муромского музея «Топонимика селений Муромского района» www.museum.murom.ru/wwwmus/history/e/3.htm по состоянию на октябрь 2005)

 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Buhubat (02.08.2022 00:16:41)
Нашли тайник впервые за 8 лет, всё, как мы любим. Причина, по которой тайник ни кто не искал нам непонятна, ибо и расположение удобное и буреломов нет и задание простейшее, но по порядку.
на тайник заехали по пути из Навашино домой в Москву. Дорожка вывела нас к церкви. Возле неё тлен и упадок: Серые гнилые леса, всё заросло бурьяном. Купол обвалился и свисает над краем. Рядом гниёт сторожка, о которой, видимо, просили в описании тайника. В ней, судя по всему, раньше стояла печка, но сейчас дверь взломана и вынесено всё. Кладбище активно посещается людьми.
Кладбище интересно тем, что имеет большое количество старинных довоенных погребений снабжённых фотографиями. Среди подобных много детских могил - прививки и антибиотики творят чудо.
Есть несколько грубо кованных крестов из полосы. При том, полоса явно не заводского производства, а раскованная самостоятельно. такие кресты собраны на заклёпках (две на перекладину).
Так же, встречаются явно дореволюционные каменные надгробия одного вида - явно типовые. Такого не встречал ранее, учитывая, что каменное надгробие это совсем не дешёвое удовольствие было, а люди, имея деньги, предпочитали индивидуальность.
При входе на кладбище относительно свежая могила молодого парня, на обратной стороне которой расположена картина, изображающая дорогу и ВАЗ-2109. Понятно, разбился на любимой машине. Родители так и похоронили его под камнем с изображением орудия смерти. Это очень по христиански.

Пока искали надгробие, встретили местных жителей, которые обрабатывали гербицидами захоронения. Как они выражались, "обливали потравой". Где могила старца они не знали, но сказали, что в алтарной части. Это, в принципе, было понятно, так как всех приближённых к церкви хоронят именно там. Но указали они нам неверное захоронение, а громадный деревянный чёрный крест без таблички. Рядом похоронен еще один священник - его убили на Украине в ходе религиозного конфликта в 2019-м году. "Деньги не поделили вот его и зарезали". Относительно перспектив восстановления храма местные были так же настроены скептично:"Деньги попилили, пожертвований собрали и бросили". Сказали, что в советское время храм оставался храмом, хоть иконы и были оттуда сняты. Часть икон хранилась по домам и они были переданы в другие окрестные храмы.
Будучи уверенными, что мы у верного захоронения нам пришлось гуглить фамилию покойного старца. Нагуглили легко и я вспомнил, что где-то видел её недавно и действительно, на кладбище несколько однофамильцев, а искомое нами захоронение находится совсем рядом с нашим местом. Мы искали действительно скромное захоронение, а не помпезную могилу.

Кто похоронен рядом со священником с Украины не знаю, но могила достаточно свежая. Местные тоже не знают. Об отце Антонии информации найти в сети не удалось. Не он ли под тем крестом....

За тайником пошли всей семьёй, но увидев крапиву, все спасовали и пожертвовали самым бесполезным членом экипажа - водителем, то есть мной. Я лез через крапиву метров 200. В лесу и на поле угадываются очертания бывших построек. Сам тайник, такое впечатление, что находится тоже в яме от подвала крупного дома или иного строения. Все берёзы кругом в дуплах..
Тайник лежал в земле в почти целых пакетах, и я уж подумывал, что опять его недавно брали и не отписались. Но нет, его действительно не брали с 14-го года.
В контейнере была вода, блокнот влажный, но живой. Он торчал из пакета от растворимого кофе Чибо. Не смотря на воду и 8 зим, внутри лежала зажигалка, которая не смотря ни на что, горела! Всё просушили, отсанитарили, положили новый карандаш, крота, блокнот убрали в новый зиплок. Из тайника были взяты три детские фигурки и выброшены зажигалка, сектантская книжечка со следами плесени, и баночка с розовой эссенцией. Жалко, она пролежала в земле 8 лет, не протекла, но когда сдастся пластиковая пробка неведома и тогда всё содержимое погибнет.
В храм попасть невозможно - всё закрыто на металлические двери и замки. Будем ждать когда обвалится, чтобы полюбоваться фресками.

Автору спасибо!
aleksk (17.08.2014 22:47:58)
Тайник взят в рамках ПВД по Владимирской области. Коробочку нашли быстро, могилка старца приметная, да и дерево по фото узнаётся сразу. Место красивое, душевное., церковь в строительных лесах, работа по восстановлению идёт.
Pachita & two (03.07.2014 16:13:07)
RaFaeL (18.05.2014 13:56:05)
lele (24.05.2013 17:57:02)
debugger (12.05.2013 23:42:05)
ivanet (29.07.2012 23:30:23)
Nikolay17 (10.07.2012 21:44:26)
Сундук и Панда (09.07.2012 12:11:40)
MagDi (09.07.2012 11:22:14)
БАТОР (04.07.2012 21:37:46)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.