Музей Карийе (Церковь Хора) [VI/11861]

Без подписи
Без подписи
Тайник
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Музей/экскурсия
Прогулка
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Турция
Ближайший нас.пункт
Стамбул
Оценки тайника[?]
Доступность: 3
Местность: 4
Рейтинг
4.20Нашли: 7
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Без подписи
Автор: delia и shimp
Создан: 16.05.2012
Опубликован: 16.05.2012
(отредактирован: 16.05.2012)

Описание окружающей местности

     «… добраться до этой очень интересной маленькой мечети почти подвиг: сколько нужно пройти (ехать в экипаже невозможно) улиц, переулков и закоулков, мимо грязных базаров и тысяч лавок»

                                                                                                               Русский путешественник. Конец XIX в.

     Благодаря книге С. А. Иванова «В поисках Константинополя. Путеводитель по Византийскому Стамбулу и окрестностям», мы узнали, что на ряду с известными всему миру достопримечательностям этого овеянного славой и могуществом города, имеется один из интереснейших музеев – Музей Кариийе (Кархие Джами). Кархие Джами – редкая удача, счастливый случай для всякого, кто приехал в Город в поисках Византии. Это поразительно целый и цельный памятник, хоть он и служил мечетью на протяжении очень долгого времени – с 1511 по1945 г.

     Полное название храма церковь Христа Спасителя в Хоре. Первый монастырь появился на этом месте еще в VI в. или в начале VII в., и его греческое название «Хора» или турецкое kariye, означает пригород, земля вне городских стен. Действительно, монастырь, вошел в городскую черту только после строительства стен Феодосия. Монастырь резко вырос в своем значении, когда по соседству обосновалась императорская резиденция: высокопоставленные лица часто дожидались тут приема во Влахернском дворце. Именно из-за такого соседства около1315 г. за восстановление храма за свои средства взялся Феодор Метохит – великий логофет (первый министр и главный казначей) императора Андроника II, литератор и философ. Изображение Феодора Вы можете увидеть перед проходом в основное помещение храма по центральной оси нартекса (нартекс – притвор, входное помещение, обычно примыкавшее к западной стене византийского храма). Для большего понимания, при покупке билета, возьмите брошюрку в кассе на русском языке, где указаны названия всех мозаик и фресок. Итак, на мозаике изображен Спаситель с коленопреклоненным Феодором Метохитом, преподносящим маленькую модель церкви Хора. Если кого смущает вид логофета – огромный тюрбан и длинный кафтан, не волнуйтесь, Византия не стыдилась подражать соседям: там были в ходу даже молельные коврики – подсмотрели у мусульман.

      Феодор был сыном опального вельможи, сосланного в Никею, и рисковал остаться провинциальным эрудитом, не сведи его судьба с императором Анроником II – в1290 г. Василевс, совершая поездку по империи, заметил красноречивого юношу. Потом была дипломатическая карьера, за которой последовал пост великого логофета, то есть премьер-министра. Метохит стал несметно богат, выдал дочь за императорского племянника и сделался самым влиятельным человеком Империи. Это не сказалось на его привычках книжного червя: проводя день в гуще придворных интриг, ночи он посвящал чтению и сочинительству. Современники называли его «ходячей библиотекой». В1328 г. Андроник III захватил Город и смена власти ударила по Метохиту в первую очередь. «Тот, кто всем казался самым богатым после императора, мгновенно сделался нищим». Вернувшись из ссылки, Феодор принял постриг и провел последние два года в своем любимом детище, монастыре Хора, где и был захоронен.

        Под руководством Метохита подвергся переделке центральный купол Хоры, а в остальном главное здание осталось преждним, получив лишь мозаику мраморную отделку и новые полы. Зато оба нартекса и все остальные пристройки были возведены с нуля. Реконструкция завершилась весной1321 г.

        Примерно через 50 лет после падения Константинополя Хадым Али-паша, великий везир султана Баязида II, распорядился построить над галереей церкви минарет, замазать побелкой фрески и мозаики, противоречащие догматам ислама, и превратить храм в мечеть Карийе (KariyeCamii). Этому человеку мы должны быть благодарны не меньше, чем Феодору Метохиту. Ведь только благодаря штукатурке Хадым Али-паши – жемчужина византийского искусства сохранилась до наших дней.

       Новая жизнь этого прекрасного памятника человечества началась благодаря стараниям энтузиаста Византии и одновременно предприимчивого дельца, американца Томаса Виттемора, который в свое время убедил Ататюрка сделать музеем и Св. Софию. В 1948 году мечеть закрыли для реставрационных работ, проводимых специалистами Византийского института (США), а в 1958 г. в ней открыли музей Карийе. Памятник изучен с образцовой тщательностью, причем первым его исследователем еще в конце XIX в. был другой энтузиаст, русский искусствовед Федор Иванович Шмит (1877-1937) – страстно увлекавшийся человек, сделавшийся потом большевиком, а потом, естественно, расстрелянный. (Соч.: Мозаика и фрески Кахриэ-джами // Изв. РАИ в Константинополе. 1903. Кахриэ-джами I: История монастыря // Там же. 1906.).

         Храм-музей состоит из трех основных помещений – вестибюля (нартекса), основного помещения храма (нефа или наоса) и погребальной капеллы (параклисия) с фресками, написанными сразу после завершения работ над мозаиками (1320).

         Тематическому разнообразию и богатой детализации мозаик, украшающих нартекс и неф (более 50), нет равных. Мозаичные изображения посвящены четырем темам, представленными в более или менее хронологическом порядке. Это генеалогия Христа, рождение и детство Христа, жизнь Богоматери (из апокрифических Евангелий) и пасторское служение Христа. Фрески, украшающие параклисий, в стенах которого расположены ниши для гробниц (аркасолии), связанны с темой смерти и загробной жизни.

         Что еще? В кассе можно взять небольшие брошюры (есть на русском языке) с кратким описанием истории храма и планами расположений мозаик и фресок, а так же их названиями. Кто захочет купить книги-альбомы с более подробной информацией и качественными фотографиями, то можно воспользоваться лавочкой в музее и сувенирными палатками возле церкви.

Информация:

Адрес:                                       Karie Cami Sokak (Edimekadi)

Автобус:                                   28,86,90

Телефон:                                   +90 (212) 534 84 14

Режим работы:                         09:30 – 16:00 ежедневно кроме среды

Стоимость билета (входа):     15YTL (на 06.05.2012г)

Источники информации:

С.А. Иванов "В поисках Константинополя. Путеводитель по Византийскому Стамбулу и окресностям"

www.tourister.ru

 

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Love0806 (30.01.2021 18:19:44)
Всё закрыто, от слова "совсем"! Никаких следов работы музея. Хотя гугл показывает, что музей работает
Santa (18.10.2018 16:03:15)
Снаружи церковь/мечеть не впечатляет, а вот внутри... Красиво! Цена кусается (45, кажется, т.л.), хорошо, не наличкой. Названия фресок остались для меня загадкой (табличек нет, бесплатных буклетов не дают). Но найдя Ангела с младенцем по фото тайника, вполне можно определить, какую фреску авторы имели в виду.
Sirena (23.03.2018 18:21:52)
DisaV (19.03.2018 20:46:04)
Stereometria (19.03.2018 11:16:18)
Лори (01.11.2017 23:13:22)
deli kaplan (28.11.2015 16:20:02)
kevi (26.09.2014 09:55:25)
wit_1 (08.09.2013 00:28:33)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.