Не далеко от села с необычным названием – Керамсурка (Атяшевский район), в котром прошло мое детство сохранились развалины старой церкви. Будучи детьми, мы прибегали играть на руины. Это место веяло чем-то таинственным романтичным и жутковатым. Интерес подогревали легенды, передаваемые из поколения в поколение.
Изначально на месте каменной церкви стояла деревянная. Об этом рассказывал мой прадед, а ему его прадед. Монахи, жившие при церкви, рыли подземные ходы, которые выходили к близ лежавшим селам. В один из праздников во время службы церковь вместе со всеми находившимися в ней людьми ушла под землю. Трудно сказать сейчас, чем это было вызвано, возможно, всему виной подземные ходы.
В 1695 г. было закончено строительство новой каменной церкви. Строили церковь специально приглашенные для этого итальянские мастера. Расположенный на высоченных буграх новый храм поражал своим великолепием! Для раствора у местного населения собрали не одну сотню яиц.
В годы советской власти все усердно рыли Бугры в надежде наткнуться на клад или хоть на парочку золотых крестов. Территория вокруг церкви и по сей день в ямах.
Мой дядя рассказывал, что, будучи ребенком, с друзьями они наткнулись на один из подземных ходов. Сначала они его пытались откапать, но по мере углубления им стало страшно, и они бросили это занятие.
Бугры - это название меловых холмов на которых стоит церковь (советую прогуляться по ним). Орешник не далеко от церкви носит интересное название – Жопиха (:-)даже боюсь предположить историю этого названия).
Покопавшись в Интернете нашли достаточно скудную информацию. Если кто-то сможет еще что-нибудь рассказать, будем очень благодарны.
А пока то, что есть:
Выписка из статистического описания соборов Н. Баженова
398. с. Дубровки Троицкия (Троицкое) при пруде
Храм каменный, холодный, построен в 1695 г. помещиком Ст. Гр. Чирковым. Престолов в нем два: главный во имя Живоначальные Троицы и в приделе в честь Рождества Пресвятые Богородицы. Церковной земли: 3 дес. усадебной и 39 1\2 дес. пахотной; из них с 6 1\2 дес, пожертвованных крестьянином К. К, Шишкиным, половина доходов поступает в пользу храма и половина в пользу причта. Причт состоит из священника и псаломщика. Дома: у священника церковно-общественный, у псаломщика собственный, – оба на церковной земле. Прихожан – крестьян: в с. Дубровках (н. р.) в 55 двор. 200 м. и 222 ж.; в дер. Каменке (при пруде, в 4 вер.; н. р.) в 48 двор. 228 м. и 211 ж.; в дер. Елхах (Елховка, при пруде, в 4 вер.; н. р.) в 40 двор. 151 м. и 132 ж.; в дер. Чамзинке (при рч. Каченейке, в 4 вер.; н. р.) в 60 двор. 246 м. и 242 ж.; в дер. Ушаковке (при пруде, в 5 вер.; н. р.) в 68 двор. 339 м. и 300 ж.; в дер. Макалейке (при рч. Макалейке, в 7 вер.; н. р.) в 28 двор. 105 м. и 107 ж.; во всем приходе военных в 54 двор. 187 м. и 200 ж.; всего Прихожан в 353 двор. 1456 м. и 1414 ж. Церк.-приход. попечительство открыто в 1898 г. Церк.-приход. школа существует в селе с 1883 г., помещается в общественном здании; в 1900 г. открыта школа грамоты при дер. Ушаковке Ближайшия села: Керамсурка в 2 вер. и Козловка в б вер. Расстояние от Симбирска 170 пер., от Ардатова 25 вер., от Керамсурского волост. правл. 2 вер. Почтов. адрес – г. Ардатов.
«Но имелось у нас еще одно увлечение – секретное! Начиная с 5-го или 6-го класса наша школьная братия поголовно занималась раскопками близ того самого Троицкого храма, откуда бабушка Ксения привезла в начале 1920-х годов круглую деревянную икону с ликом Иисуса. Лишь недавно автор узнал, что именно в этом храме, что в 15-ти километрах от Атяшева, крестились и венчались многие мои предки.
Но в 1926-м большевики превратили старейшую каменную церковь Мордовии в зернохранилище, а в 1937-м и его принялись стирать с лица земли. К счастью, им это так и не удалось. Возведен был храм к 1695 году на средства крупнейшего местного помещика Степана Чиркова с участием выписанных из Италии мастеров. Раствор тогда замешивали с куриными яйцами – на века. Еще накануне Великой Отечественной в развалинах звонницы и за стенами алтарной части находили убежище преследуемые властями монахи.
Помню, каким душевным трепетом была наполнена первая поездка к храму. Мне было лет около 13-ти. Прокравшись в гараж к старшему брату Юрию, я тихонько вывел на улицу его мотоцикл, и позади уселась 14-летняя двоюродная сестра Валентина, дочь моей тети Лидии Михайловны. Отчаянно газанув, мы умчались, влекомые любопытством и сладостью нарушения запретов.
Сегодня нашу деятельность на развалинах назвали бы, возможно, черным копательством. Мы усердно рыли Бугры в надежде наткнуться на клад или хоть на парочку золотых крестов – это ж сколько вагонов нужно разгрузить, чтобы заработать их стоимость! Находки, правда, бывали куда более скромными: попадались подсвечник, истлевшая деревяшка, каблук. Дальний родственник Валентины по линии ее отца, Коля Ивашкин, наткнулся даже на... каштановую девичью косу; в каком веке жила ее обладательница, что с ней приключилось – вряд ли мы когда-нибудь узнаем. Украсил же нашу коллекцию насквозь проржавевший револьвер времен гражданской войны.»
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: