Пянтег… Достоверной информации о нём, похоже, не существует. Время основания села теряется в глубине веков. Кто основал - неясно, и даже само название, хоть и звучит на местный лад, к известным угро-финским языкам не имеет отношения. Была ли здесь крепость, или только городище? Кто построил церковь - пришлые славяне или крещеные аборигены? Была ли она церковью изначально? Сплошные вопросы...
Есть мнение, что населенный пункт на высоком берегу Камы появился в незапамятные времена - раньше всех прочих, доживших до наших дней. И назвали его некие жившие здесь люди Пянтегом - на своём праязыке, который, не имея ни письменности, ни сохранившихся устных памятников, вряд ли будет когда-либо реконструирован...
Есть мнение, что со временем Пянтег стал столицей Коми-Пермяцкого государства. Во всяком случае, его положение на главной реке региона куда более выигрышно для решения внутренних дел, чем у находящихся на выселках Покчи и Чердыни, позже последовательно перехватывавших главенство. Как показали археологические находки, с глобализацией торговли роль главных транспортных артерий стали играть ведущие на север и восток реки Колва и Вишера. Им сдала позиции река Кама, закрутившая свои верховья в бесполезное полукольцо.
К моменту появления в этих краях новгородцев и московитов (нач. XV в.), а стало быть, и возникновения письменных источников, основанных не только на слухах, Пянтег был уже просто большим селом, жившим охотой и рыболовством. Вся торговля потекла через Чердынь, поэтому загадки Пянтега никого не волновали - были дела поважнее: христианизация края, защита новых рубежей (Пянтег оказался в тылу), построение вертикали власти (назначение воеводами местных князей препятствовало скорой и безоговорочной колонизации). Впрочем, некоторые комментаторы свидетельствуют, что и Пянтег имел свою собственную крепость, а кое-кто даже определенно выводит родословную Богоявленской церкви от крепостной башни. Все было возможно в те темные времена...
Есть мнение, что церковь (кстати, с её посвящением тоже не всё ясно - в источниках Богоявленская присутствует наряду с Богородицкой) была построена в 1612-17 гг. и является, таким образом, самой старой деревянной постройкой края. Это, пожалуй, сейчас оспаривать не принято - есть версии и о XIV веке, но, почему-то, в основном, в рекламных текстах. А вот вопрос о том, происходит ли Богоявленская церковь от крепостной башни, не устает беспокоить ученые умы.
То, что церковь находится на некотором расстоянии от городища (кстати, почти незаметного на фоне местного рельефа) - это нормально, требования к фортификации менялись, но место расположения храма, что удивительно, не тяготеет ни к оврагу с речкой, ни к возвышенности в центре села. Наиболее логичным кажется предположение, что под церковь была приспособлена угловая башня крепости…
На мысль о "крепостном" происхождении церкви наталкивает, в первую очередь, ее уникальная для православного храма шестигранная форма, столь характерная для оборонительных сооружений. Внимательный осмотр выявляет целый ряд загадочных деталей. В бревнах шестерика обнаруживаются вырубленные пазы и гнезда, свидетельствующие о том, что ранее к основному срубу примыкали некие несохранившиеся пристройки. Сторонники "храмовой" версии предполагают, что это было крыльцо с галереей, плюс еще что-то, не очень понятно что. Приверженцы "башенной" версии, напротив, считают, что это была пара примыкающих стен, плюс, разумеется, еще что-то, не очень понятно что. Обе теории подразумевают, что ранее постройка имела шатровое завершение - то ли с ярусом звона, то ли со смотровой площадкой, но когда оно было утрачено - ещё один вопрос. Каждая из описанных теорий не лишена здравого смысла, но бесспорно лишь, что существующая ныне в селе Пянтег деревянная башнеобразная церковь Богоявления является самой древней культовой постройкой на Верхней Каме. Это уникальный памятник деревянного зодчества, не знающий себе подобных во всей древнерусской архитектуре.
Описание подготовлено по материалам сайта www.isles.ru а также по книге "Чердынь. Соликамск. Усолье", Москва, 1988.
От себя хочется добавить, что, посещая этот уголок, о древнем городище мы ничего не знали, поэтому не могу сказать где оно находится.
Кроме деревянной церкви в селе находится еще одна, каменная, находящаяся в полуразрушенном состоянии церковь Ильи Пророка. Её координаты N60o09,334 E56o15,062.
На берегу Камы, чуть ниже деревянной церкви, находится мощный родник, из которого местное население берёт воду.
Ну, и, конечно же, неизгладимое впечатление оставило место, где заложен контейнер. Песчаный берег, сосновый бор, ветер шумит в кронах деревьев, всё это напомнило Прибалтику. Отсюда просто не хотелось уезжать!
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: