Идею построить в Киеве собор, посвященный 900-летию Крещения Руси, высказал в 1852 году митрополит Филарет (Амфитеатров), и эта мысль очень понравилась императору Николаю I. По всей России начался сбор пожертвований на строительство храма, и уже к сентябрю 1859 года было собрано около 100 тысяч рублей. Киево-Печерская Лавра пожертвовала на строительство один миллион кирпичей, произведенных на собственном кирпичном заводе. Но для колоссального, задуманного с тринадцатью куполами, проекта Владимирского собора архитектора Ивана Штрома этого было мало. Поэтому епархиальный архитектор Павел Спарро значительно уменьшил проект, оставив только семь куполов, но от руководства строительством отказался, сославшись на большую занятость. Работы были поручены Александру Беретти, который внес в проект Владимирского собора свои коррективы — оставив очертания храма практически без изменений, увеличил его размеры в полтора раза. Именно по этому проекту собор был заложен в день св. Владимира 15 июля 1862 года. Собор был посвящен крестителю Руси — святому князю Владимиру. Внешний и внутренний облик храма задуман архитекторами в старовизантийском стиле, каким строили древнерусские храмы во времена Владимира Святого и Ярослава Мудрого. Однако через четыре года, когда строительство Владимирского собора уже завершалось, его стены внезапно начали трещать под собственным весом. Пока искали виновных и рассматривали различные проекты спасения храма, прошло еще десять лет. Лишь в 1875 году Александр II, находясь в Киеве, обратил внимание на этот «долгострой» и распорядился немедленно с ним покончить. Уже на следующий год Рудольф Бернгард разработал окончательный проект Владимирского собора, за воплощение которого взялся архитектор Владимир Николаев, коему удалось ликвидировать аварийную ситуацию и завершить строительство собора. Однако торжественное освящение собора состоялось лишь 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Народу было видимо-невидимо. Хор пел потрясающе. Все было великолепно. Главного виновника десятилетней росписной эпопеи Васнецова все поздравляли. Поленов, Репин и Мамонтов выражали ему свое восхищение. Критика была в восторге. Даже острокритичный Стасов хвалил роспись, заметив лишь, что такие храмы, как в руках у княгини Ольги, начали строить в тринадцатом веке, тогда как святая бабушка нашего крестителя жила в десятом. Впрочем, и он присоединялся к общему мнению, что это величайшее творение художника. Талантливый русский художник Николай Васильевич Неврев писал Васнецову: «Выражать и быть носителем таких прекрасных мыслей только и может быть человек, обладающий необыкновенною чистотою сердца». Виновник этого грандиозного успеха только и смог сказать: «Сам удивляюсь неожиданно громадному художественному впечатлению». Владимирский собор представляет собой традиционный для русского зодчества шестистолпный храм с тремя апсидами, увенчанный семью куполами. Длина здания составляет 55 метров, ширина — 30, а высота вместе с крестом — 49 метров.
Фасад здания украшают мозаики работы художника А. Н. Фролова. На массивных бронзовых дверях главного портала — литые бронзовые горельефы с изображениями святых равноапостольных княгини Ольги и ее внука, князя Владимира Крестителя. Владимирский собор в Киеве по праву считается блестящим образцом синтеза искусства и архитектуры. Славу памятника выдающегося культурного значения храм получил в основном благодаря своим уникальным росписям. Интерьер Владимирского собора в стиле древнерусских храмов проектировал вначале тот же Николаев, но этой работой заинтересовался Адриан Прахов, который, использовав свои правительственные связи, добился в 1885 году, чтобы оформление собора велось по его проекту и под его руководством. К работе были привлечены уже известные к тому времени мастера - Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Павел Сведомский, Вильгельм Котарбинский, Михаил Врубель, ученики школы Мурашко. Роспись (преимущественно на древнерусскую тематику) была завершена в 1896 году. Напомним, что профессор А. В. Прахов был причастен, как известно, и к реставрации фресок древней Кирилловской церкви в Киеве в 1884 году. Прахов стал также автором проектов ряда деталей интерьера Владимирского собора, в частности — бронзовых входных дверей. В украшении интерьера собора мозаиками принимали участие и мастера из Венеции. Общая тема живописи собора — «Дело спасения нашего». Об этом повествуют как масштабные композиции на евангельские темы, так и символично изложенная история русской церкви: ее символизируют тридцать фигур русских святых: мучеников, святителей, князей, святых жен — вся история русского православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды... Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит выдающемуся русскому художнику, вятичу Виктору Михайловичу Васнецову, назвавшему роспись Владимирского собора «Заказ Божий». Рассказывают, что Васнецов поначалу хотел отказаться от заказа, решив, что имеющегося у него опыта не хватит, но потом отправил в Киев телеграмму: «Если Суриков откажется, оставьте работу за мной». Восполнять недостаток знаний художник отправился в Италию. Денег хватило всего на месяц, но за это время он успел обежать все храмы и галереи Рима, Флоренции, Венеции, Равенны... «Больше, чем хорошо, помню, что во время путешествия весь итальянский Рафаэль мной воспринимался, как музыка Моцарта, а Микеланджело был, без сомнения, чистейшей воды Бетховен». По свидетельству очевидцев, Виктор Михайлович работал в одиночестве, непрестанно двигаясь по мастерской с кистями и палитрой, негромко декламируя что-то из «Слова о полку Игореве» или напевая себе под нос родные вятские песни. Четыре тысячи квадратных аршин росписной поверхности! Титаническая ежедневная работа, которая продлилась не три года, как боялся Васнецов, и не пять, как предполагали заказчики, а десять. «...Теперь голова моя наполнена святыми, апостолами, мучениками, пророками, ангелами, орнаментами, и все почти в гигантских размерах». В собор Виктор Михайлович приходил аккуратно к десяти часам утра, облачался в парусиновый халат, о котором Мамонтов, заезжавший в Киев, смеясь, заметил: «Живопись, краски Виктора Михайловича на стенах собора я видел, понимал и одобрял; а вот в какого цвета халат он облачается, понять не могу, сколько было на нем разных, никак не отмываемых красок от кистей и вытирания рук». С огромной палитрой, длинным муштабелем и пачкой кистей он поднимался наверх и работал, работал, не замечая, поставлены ли леса, прибиты ли поручни. Так что однажды, отступая от стены, он упал с высоты нескольких саженей. Васнецов хотел создать нечто совершенно новое, рассказывающее о героической истории Руси: «Простолюдины не часто заходят в музеи и галереи, пусть при виде росписи они почувствуют праздник». Про образы пророков, святителей, князей и княгинь зрители потом говорили: «Это наши отцы... Они величественны и строги, но на них смотришь с таким же доверием и любовью, с каким маленький внук идет на руки деда». Мастер исполнил здесь 15 композиций и 30 отдельных фигур. Эта работа известного художника уже тогда имела легендарный общественный резонанс во всей России. Васнецов расписал главный неф собора, в котором, кроме евангельских сюжетов, большое место заняли масштабные исторические композиции: «Крещение князя Владимира» и «Крещение киевлян», а также портреты канонизированных русских князей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги. https://ru.wikipedia.org/wiki/Владимирский_собор_(Киев)
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: