Плавучий маяк проекта № 852 "Ирбенский" построен в конце 1950-х годов в Финляндии и в 1962 году установлен в начальной точке Северного фарватера в Ирбенском проливе.
Корабль разделен семью водонепроницаемыми переборками, отопление судна от дизельного парогенератора. На палубе маяка был установлен поворотный кран, рассчитанный на нагрузку до двух тонн. Плавучий маяк оборудовался моторным лоцманским катером и двумя вёсельными спасательными шлюпками.
Над центральной частью судна возвышается мачта светового маяка в виде пустотелой металлической трубы, внутри которой находится лестница для доступа в фонарное сооружение. Линза полуметрового диаметра с фокусным расстоянием 250мм удерживается в горизонтальной плоскости с помощью маятниковой системой. Для её работы в мачте через три трубки почти до киля протянуты тросы, балансирующие линзу во время волнения на море. Высота огня над уровнем моря 17,5 метров, дальность видимости - 12 миль.
Кроме светового маяка "Ирбенский" оборудован наутофоном (звукосигнальной установкой) и радиомаяком, включаемыми в условиях тумана.
Наутофон звуком низкой тональности сообщет проходящим в радиусе четырёх миль судам о позиции плавучего маяка. Источником звука служат четыре излучателя, смонтированные на отдельной мачте ближе к корме судна.
Радиомаяк через 15-метровую проволочную антенну, натянутую между мачтами, передаёт азбукой Морзе туманный сигнал "ПМ" на расстояние 15 миль.
В 1985 году завершилась постройка стационарного маяка "Ирбенский" и плавучий маяк был снят со своей позиции. Следующим пунктом его установки стала начальная точка глубоководного фарватера, ведущего в Венспилс Латвийской ССР. Однако, значительные затраты на содержание плавучего маяка в Вентспилсе не окупились, и после года с небольшим на новом месте плавучий маяк снова стал не востребован.
В 1993-1994 годах маяк "Ирбенский" в составе выводимого из Латвии российского военного имущества был отбуксирован в Балтийск, а затем - в Ломоносов, на базу 607-го отдельного дивизиона гидрографических судов Балтийского флота. До конца 2000-х годов он простоял причальной стенки и использовался для размещения вахты штаба дивизиона.
В 2009 году плавучий маяк "Ирбенский", последнее сохранившееся в России судно этого типа, был исключён из состава ВМФ и выставлен на аукцион как металлолом по цене немногим более одного миллиона рублей. Музей Мирового океана добился от Министерства обороны передачи судна себе, включения маяка "Ирбенский" в состав объектов морского наследия России и выделения средств на его доковый ремонт.
15 декабря 2017 года на его борту торжественно открылась выставочная экспозиция и на борт поднялись первые посетители.
Технические характеристики плавучего маяка "Ирбенский":
длина - 43,4 м;
осадка при полной загрузке - 3,8 м;
водоизмещение - 672 т;
скорость хода - 8,7 узла;
экипаж - 19 человек;
жилых кают - 13;
запас топлива - 90 т;
запас смазочного масла - 3 т;
запас пресной воды - 40 т.
Запасы топлива и масла обеспечивают 10-суточную работу главного двигателя и 120-суточную работу отопительного котла и вспомогательных двигателей. По запасам провизии и пресной воды автономность судна составляет 50 суток.
Плавучий маяк "Ирбенский» - последний обитаемый плавучий маяк, построенный в мире.