В середине 50-х годов прошлого века Кривой Рог стал местом дислокации одного из лучших авиаполков военно-транспортной авиации - 363го Черкасского орденов Суворова и Богдана Хмельницкого ВТАП (в/ч 22527), входившего в 3ю авиаэскадрилью 6й Гвардейской военно-транспортной авиадивизии. Но о событиях полувековой давности напоминает сегодня лишь пустующая полоса бывшего военного аэродрома. В 2000 г. полк был расформирован и в 2004 г. окончательно перебазирован.
363 ВТАП за историю своего существования осваивал многие типы ВС - начиная с Ли-12 и Ил-12 и заканчивая Ан-12 и Ил-76 после реконструкции в 1985 г. На заре развития гражданской авиации в Кривом Роге аэродром использовался и для гражданских нужд - выполнялись регулярные рейсы в Москву на Ан-10. В время войны в Афганистане отдельные рейсы выполняли криворожские экипажи. Осуществлялось
это примерно так. Полки, укомплектованные Ил-76, выделяли по 4-5 самолетов с летными экипажами и техсоставом, включая группы специалистов для обслуживания систем и комплексов. Такие подразделения работали с узбекских аэродромов. К примеру, из Ташкента обычно летали мелитопольские самолеты, из Карши (аэродром близ поселка Ханабад) - запорожские и т.д. Через месяц производилась замена этих групп из состава своих авиадивизий: в Ташкент прибывали летчики и техники из Джанкоя, а в Карши - из Кривого Рога, хотя иногда места дислокации групп менялись.
В настоящее время аэродром и военный городок заброшены. Часть зданий и сооружений превратилась в развалины, КДП сгорел, обрудование и кабельное хозяйство давно разграблено. В хорошем состоянии остались только ВПП и рулежки. После разгона Криворожского авиагарнизона в 2000 году, на аэродроме осталось еще семь самолетов, которые впоследствии были подчинены UCA - Украинской транспортной авиакомпании и вскоре утилизированы. Сегодня на стоянках остались два Ил-76, ожидающих своей очереди на порезку. Силами местных жителей и ветеранов в средней школе 84 в военном городке-33 был создан музей авиаполка (http://skylink.dp.ua/forum/museum/)
Еще в начале 2000х после расформирования аэродром был передан в коммунальную собственность города, но судьба его до сих пор не решена. У руководства города есть планы по использованию территории:
"Один из вопросов, который обсуждали на общественных слушаниях опорного плана Кривого
Рога, было расширение жилищного фонда города.Как говорят эксперты, площадь промышленных построек в городе будет значительно увеличена в течение 5-10 лет. Появятся новые предприятия, их цехи, а также склады для твердых отходов производства. По этой причине, жителей некоторых домов, расположенных у зон обрушения, хвостохранилищ, например, придется отселить. Кроме того, в случае демографического взрыва в городе также не хватает жилья.При рассмотрении различных вариантов решения данной проблемы, была обговорена застройка Долгинцевского района города. Там находится территория бывшего военного городка, а также аэродром, который служит площадкой для проведения фестиваля «Турбофлай». Данные территории идеально подходят для строительства жилых домов.На сегодняшний день, стоимость данных территорий, которые принадлежат военным, не устраивает руководство Кривого Рога. Тем не менее, они намерены решать данный вопрос и выкупить интересующую их землю по приемлимым ценам."
С другой стороны и Министерство обороны не прочь избавиться от висящего на балансе мертвого городка. Начальник Криворожской квартирно-эксплуатационной части района подполковник Юрий Грицюк:
«Реально по КЭЧ, которую я возглавляю, сегодня на балансе находится 5 высвобожденных военных городков. Ситуация - на грани катастрофической, ведь каждый из них требует охраны, городки годами буквально разграбляются. Например, показательным является 33-й военный городок, где когда-то дислоцировалась часть военно-транспортной авиации. Это - аэродром и городок с жилыми домами, казармами и другими зданиями в населенном пункте Долгинцово. С момента окончательного расформирования военной части, а это было в 2004 году, городок охраняют военнослужащие 17-й отдельной танковой бригады, которая дислоцируется в Кривом Роге. Еженедельно шестеро военнослужащих - два офицера и четыре контрактника - едут за 50 километров от своей части, чтобы заступить на охрану городка. Жилые дома, которые находятся в одной из частей 33-го городка на площади в 24 гектара, были переданы на баланс города. А вот аэродром со всей инфраструктурой занимает ни много, ни мало 1200 гектаров земли! А на этой земле - еще и 33 здания казарменно-жилищного фонда! И всю эту огромную территорию охраняет 6 военнослужащих.Подобная ситуация с другими военными городками. Для Министерства обороны эти городки не представляют никакой ценности, поэтому продать их с аукционов и получить средства на боевую подготовку, на строительство жилья, на оплату коммунальных услуг - очень уместно».