Снова в ночь летят дороги, День в рассвет менять. Кому чья, а мне досталась Трасса E-Девяносто пять.
(«Алиса», Трасса Е95)
Дорога Санкт-Петербург – Москва, пожалуй, является самой главной дорогой России. Еще до строительства северной столицы в этом направлении из Москвы осуществлялось сообщение с Тверью и Новгородом. А после того, как Пётр Первый основал Санкт-Петербург, дорога стала важнейшей магистралью страны. Географическое расположение северной столицы таково, что сообщение с большей частью нашей необъятной Родины было наиболее удобно с помощью нынешней трассы Е95 (почему-то превратившейся в последнее время в Е105). Вот как описана история дороги на сайте Росавтодора. Начало строительства этой важнейшей магистрали относится к началу XVIII века и связано с основанием новой столицы на Неве. В 1706 году, Пётр I дал поручение шотландским математикам А.Д.Фарварсону и С.Гвину спроектировать прямолинейный «першпективный» путь от Санкт – Петербурга до Москвы. Строительство прямой магистрали растянулось на несколько десятилетий и велось силами местных жителей и солдат. При строительстве дороги использовались традиционные для того времени технологии: в заболоченные участки укладывались фашины (связки прутьев) и насыпалась земля, поверх фашин помещались брёвна, которые также засыпались землёй. Вдоль дороги расставлялись верстовые столбы. Всего путь от Петербурга до Москвы составлял около 4 суток на санях в зимнее время и до 2-3 недель в летнее. В связи с недолговечностью используемого при строительстве материала дорога через некоторое время приходила в негодность и требовала постоянного ремонта. С 1740 по 1764 годы на дорожные работы была потрачена огромная по тем временам сумма - 1млн. руб. В 1763 году взошедшая к тому времени на престол Екатерина II распорядилась прекратить строительство «першпективной» дороги в виду излишней дороговизны проекта. Тем не менее, работы по улучшению существующей дороги, не были прекращены. В 1786г. Комиссия о дорогах в государстве подготовила доклад «Об устроении дорог между столицами» - грандиозный план реконструкции тракта. Предполагалось вымостить дорогу камнем в пределах Петербургской, Новгородской и Тверской губерний. Ширина мощения определялась в 4 сажени. Однако дефицит бюджета, возникший в результате русско-турецкой войны, не позволил полностью реализовать этот проект. Всего было построено около 8 мостов, 130 вёрст дороги замощено камнем. К XVIII веку относится и начало складывания инфраструктуры дороги. По указанию Петра, вдоль дороги были расположены ямы – селения, жители которых обязались содержать необходимое количество лошадей и предоставлять их проезжающим. На ямщиков также возлагались функции охраны проезжающих и надзора за сохранением дороги в надлежащем виде, за что они освобождались от рекрутской повинности. С тех времен каким-то удивительным чудом сохранилось и существует поныне здание первой на пути из Москвы в Петербург почтовой станции. Название станции, учитывая известную поговорку о бедах, крайне символично - Черная Грязь. Это воистину известное место, здесь побывало, дожидаясь смены лошадей, большинство известных людей того времени. Одна из глав знаменитой (по крайней мере, среди советских школьников) книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» носит имя этой подмосковной деревни. Поэт А.С. Пушкин, неоднократно останавливавшийся здесь, также упоминает Черную Грязь. Многие москвичи провожали своих гостей до Черной Грязи, например, П. Вяземский провожал до нее А. Пушкина. А.И.Герцена опрокинули в действительно черную здесь грязь, да еще и обокрали. За всю свою жизнь я не видел ни одной настоящей почтовой станции, поэтому любопытство потянуло меня ветреным морозным днем прочь из теплого дома на историческую дорогу, которая и сейчас проложена по пути старого почтового тракта. Здание нашел почти сразу. С тех пор многое изменилось: вместо саней и экипажей мимо проносятся огромные фуры; на постоялый двор никто не заворачивает, все больше на ближайшую автозаправочную станцию; пост ДПС (кстати, тоже первый по пути из Москвы) довершает картину происшедших тут за последние столетия перемен. Ну и повсюду обширная торговля стройматериалами . Здание станции – большой двухэтажный дом, с двух сторон хозяйственные пристройки (может быть, в них и держали лошадей?). Архитектурных изысков нет, хотя какие могут быть изыски у придорожной гостиницы? Сейчас в здании по некоторым данным расположена больница, в будущем вроде бы планируется организовать музей, но пока на музей не похоже (на больницу, правда, тоже не похоже). Несмотря на непосредственную близость шоссе, АЗС и прочих примет цивилизации, во дворе чувствуется дыхание прошлых времен, очень легко представляются лошади, телеги, кареты, ямщики и крестьяне, выторговывающие у проезжих господ деньги на водку за мелкие услуги. И среди этой картины Александр Сергеевич Пушкин, читающий Радищева. Вот такое короткое путешествие на 200 лет в прошлое.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: